Приватизацией именуется платная процедура, которая предполагает передачу недвижимости из жилого или нежилого фонда в частную собственность одному нескольким гражданам или юридическому лицу.
Для ее осуществления требуется выполнение условий процедуры в установленном законом порядке. В зависимости от типа помещения условия могут меняться.
Приватизация нежилых помещений – это сделка первичного типа, которая выполняется только на платной основе. Порядок регулируется и производится на основе Гражданского кодекса РФ, а также Федеральных законов № 159 и 178. Дополнительно также ориентируются на Указ президента № 2284 от 21.12.1993, который включает все предусмотренные программы по городам.
Что представляет собой процедура приватизации нежилых помещений
Конституция РФ предусматривает несколько разновидностей собственности – государственная, муниципальная и частная. В 90-х годах прошлого века были разработаны правовые механизмы, позволяющие перевести имущество в частную собственность. Благодаря этому можно осуществить приватизацию государственного и муниципального имущества.
При этом следует учитывать, что существует жилой и нежилой фонд. Порядок приватизации в обоих случаях имеет существенные отличия.
Большинство граждан, которые далеки от государственного управления, знакомы только с одной стороной процедуры – когда квартира передается в частное владение безвозмездно. В отношении объектов нежилого фонда законодательством предусмотрена оплата.
Отличие жилого и нежилого фонда:
- Категория включает помещения, в которых на законных основаниях проживают граждане. Среди них частные многоквартирные дома, а также общежития. К этой категории также включат здания, которые используются для временного проживания – гостиницы.
- Нежилой фонд включает здания и сооружения, которые используются с определенной целью (за исключением проживания). К ним относят складские, спортивные, офисные, больничные и другие объекты.
Действующая правовая база позволяет получить муниципальное/государственное имущество из нежилого фонда в собственность физическим и юридическим лицам.
Получить в частное распоряжение можно только ту собственность, которая не пребывает исключительно в распоряжении государства (объекты и земли стратегического значения).
Объектом, который будет передан гражданам/учреждению в собственность, может быть:
- предприятие;
- образовательные учреждения;
- офис;
- больницы;
- культурный объект;
- торговые помещения;
- земля;
- природный объект и другие.
Согласно установленным нормативным актам передача имущества из нежилого фонда в частное владение производится за деньги. Зачастую проводятся торги (организуется аукцион), в результате которого определяется будущий владелец.
А также возможен выкуп на правах арендатора помещения, где базовым основанием будет договор найма. Их организация требует соблюдения, предусмотренного законом распорядка.
Существует несколько условий, которые могут изменить порядок проведения приватизации.
Чтобы выполнить все на основании закона, требуется учитывать такие нюансы:
- кому переходит в собственность – физическим или юридическим лицам;
- расположение помещения – общежитие, многоквартирный или жилой дом.
Руководствуясь такими данными можно переходить к процедуре приватизации. Для этого нужно выполнить действия согласно установленному порядку.
Физическим лицам
Оформить право собственности на нежилое помещение позволено физическим лицам. Граждане, которые имеют на руках договор найма жилья в муниципальной собственности, могут обратиться с намерением приватизировать арендуемую квартиру.
Вместе с этим возможна приватизация части нежилого помещения, среди которой будет доля чердака или отдельная подвальная комната.
[attention type=green]Обратите внимание! Приватизировать можно только отдельную долю такой муниципальной собственности. Это определяется тем, что объектом выступает общее имущество, которым пользуются и другие арендаторы.[/attention]
Если возникает желание получить во владение всю недвижимость из общего пользования, требуется получить от долевых арендаторов письменное согласие.
Гражданам также позволено заключать договор купли-продажи таких помещений между физ. лицами. Это позволяет арендаторам, которые не желают оформлять право собственности получить возмещение доли в денежном эквиваленте.
Многоквартирные и жилые дома
Все владельцы квартир в многоквартирных и жилых домах имеют право на часть общей собственности. К таковой относятся все помещения, которые не используются как жилые, а имеют определенное целевое предназначение (чердаки, подвалы, кладовые и другие).
Чтобы оформить право собственности, необходимо получить согласие всех участников долевой собственности в письменном виде. Приватизация нежилого помещения в жилом доме является идентичной.
Законодательством также предусмотрен обширный пакет документов, который заявитель обязуется предоставить в процессе оформления.
Позволяется приватизация земельного участка, который относится к собственности многоквартирных домов. Это достаточно популярно среди населения. Граждане могут получить во владение землю, которой пользовались какое-то время.
В общежитии
Предприниматели, которые имеют на руках договор аренды помещения, могут сэкономить денежные средства. Когда помещение общежития используется для коммерции, оно переводится в нежилой фонд.
Такими являются:
- магазины;
- салоны услуг;
- офисы;
- другие объекты для ведения коммерческой деятельности.
Оптимальным решением будет регистрация нежилого помещения. Нормы действующего права направлены на бизнесменов, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Предоставление услуг и торговля выступают двигателем к оформлению права собственности.
Порядок действий
Для тех, кому необходимо знать, как оформить в собственность нежилое помещение, следует ознакомиться с предусмотренным порядком. Процедура включает несколько шагов и требует соблюдения поэтапного выполнения.
Вне зависимости от того, кто выступает субъектом при регистрации собственности (юридическое или физическое лицо), начальные этапы едины для всех участников процесса.
Порядок приватизации нежилых помещений требует точности и достоверности предоставляемых данных.
Необходимо выполнить такие действия:
- Обратиться в соответствующий орган с заявлением о намерении осуществить передачу имущества в свое распоряжение на правах владельца.
- Заявитель собирает соответствующий пакет документов и вместе с заявлением представляет уполномоченным должностным лицам.
- Ожидать решение рассмотрения. Это потребует месяц.
- Ответ предоставляет комиссия, которая занимается процедурой отчуждения муниципальное имущество.
- Следующий этап требует внесения оплаты государственной пошлины, которая устанавливается.
- Последующим шагом будет обращение в орган регистрации имущества с соответствующим заявлением и полученным постановлением.
- Получить выписку из ЕГРП.
Свидетельство о регистрации права собственности на нежилое помещение сейчас не выдается. Для регистрации нужно обратиться в Единый государственный реестр прав (дальше ЕГРП).
Это учреждение содержит актуальную информацию о состоянии всех типов недвижимости, вне зависимости от того, кто выступает правообладателем. Потребуется подождать около месяца, чтобы получить выписку из ЕГРП.
На последнем этапе, пока новый владелец ожидает ответа от соответствующего учреждения, администрация выдаст технические документы на приобретенную собственность.
К ним относятся:
- кадастровый паспорт;
- план;
- технический паспорт;
- договор о приватизации и другие.
На практике процедура очень схожа с оформлением права собственности жилого помещения. Однако есть различия, которые нельзя упускать, чтобы не допустить ошибки.
Заявление
Особе внимание нужно уделить оформлению заявления.
Структура документа очень важна и должна вмещать такую информацию:
- сведения об органе или уполномоченном лице, которые принимают прошение на рассмотрение;
- паспортные данные заявителя;
- основания для переоформления;
- список прилагаемых документов.
Завершение требует стандартного оформления, которое включает дату составления и личную подпись. Чтобы не допустить ошибок, рекомендуется предварительно скачать и ознакомиться с образцом заявления.
Куда следует обращаться
Чтобы осуществить оформление нежилого помещения в собственность нужно обращаться в районную администрацию. Здесь формируется комиссия, которая будет принимать решение об отчуждении муниципальной собственности.
Ответ заявитель получит в письменной форме, где будет указано решение. На это потребуется два месяца.
Если имущество является спорным и затрагивает интересы нескольких граждан, преимущество будет у того, кто имеет на руках договор об аренде. Имеет значение также срок. Когда он превышает три года у одного из арендаторов, приватизация будет определена в его пользу.
Какие документы необходимы
Законом предусматривается перечень документов, которые требуются для оформления приватизации нежилой недвижимости.
Он включает следующее:
- составленное арендатором заявление о намерении приватизации;
- паспортные данные гражданина (копия паспорта);
- справка из кадастра;
- договор, свидетельствующий об аренде недвижимой собственности.
Обязательно представляется чек об уплате государственной пошлины. В отдельных случаях список может быть расширен.
Подача документов осуществляется лично заявителем. Предусмотрен вариант, когда документы подаются посредством доверенности, заверенной у нотариуса. Предпочтительнее будет первый вариант.
Оценка нежилого помещения
Посредством оценки устанавливается стоимость недвижимости, которая является предметом интереса. Заранее происходит обсуждение вариантов оплаты.
Предусматривается:
- единовременная – полная выплата указанной стоимости;
- рассрочка на три года – вносится долями ежемесячно, для него нужен договор рассрочки.
Таким образом, заявитель обязуется предоставить квитанцию, чтобы подтвердить оплату. После предоставления этого документа потребуется подождать 60 дней. Заявитель получит постановление, которое оповещает о факте передачи запрашиваемой недвижимости в собственность.
Чтобы обезопасить себя от нарушений в процессе оформления договора, рекомендуется воспользоваться помощью специалиста.
Заключение договора (образец)
Договор составляется в письменной форме заинтересованными сторонами, они же его и подписывают. При условии несоблюдения формы в процессе оформления, сделка считается недействительной.
[attention type=red]Важно! Обязательно в документе должна содержаться информация о предмете договора. Данные должны четко идентифицировать недвижимость, которая подлежит передаче.[/attention]
Показатели, которые выступают поводом для идентификации помещения:
- реквизиты объекта;
- наименование;
- кадастровый номер;
- занимаемая площадь.
Договор включает также основания, которые подтверждают права владельца недвижимым имуществом. При условии их ограничения доказательством служат такие документы, как залог, арест, права третьих лиц. На сайте можно скачать образец, чтобы правильно оформить документ.
Срок приватизации
Каждый этап процедуры отнимает отведенное время, которое требуется для выполнения предусмотренных условий. Государственные структуры устанавливают определенные временные ограничения. Общая продолжительность составляет 3 календарных месяца.
Сроки, требуемые госучреждениям | ||
№ | Наименование структуры | Срок |
1. | Районная администрация | 30 дней |
2. | Муниципалитет | 60 дней |
Единый государственный реестр прав является последним учреждением, которое занимается выдачей информацией о состоянии имущества. Это последний пункт процедуры приватизации. Для получения документа необходимо менее месяца.
Основания для отказа в приватизации
Административный орган, который занимается рассмотрением, наделен правом ответить отказом при осуществлении сделки. Лицо, которое не соответствует требованиям, не может оформить право собственности.
Основаниями для такого ответа служат:
- нет средств для погашения установленной суммы;
- отказ от выплаты установленной стоимости;
- заявитель о намерении приватизации сбивает цену за объект;
- неправильно составлен документ о желании приватизировать собственность;
- отсутствуют необходимые документы или предоставлен неполный пакет.
Последние два пункта предполагают возможность подать повторное прошение. Для этого придется повторить порядок с начальной позиции.
Размер госпошлины
Оформление приватизации недвижимого имущества, которое пребывает в недвижимом фонде, как обозначалось выше, осуществляется на платной основе. Заявитель должен внести государственную пошлину.
Размеры составляют:
- физлицам – 2,5 тыс. рублей;
- юридическим лицам – 22 тыс.
Кроме этого, существует уплата органам местного самоуправления, которая вносится согласно договору купли-продажи.
Если предполагается участие в аукционе, стоимость объекта оговаривается заранее. Каждый участник обязуется внести для участия 10% от установленной цены объекта. Участник, который победит, вносит оставшуюся сумму. Те, кто остался в проигрыше, получает внесенную сумму в качестве залога для участия.
Заключение: базовые нюансы процедуры
Передача нежилого помещения в собственность является сложной и длительной юридической процедурой. Каждый этап выполнения требует знания правовой базы и тонкостей, которые включает порядок приватизации.
Кроме того, нужно помнить и учитывать такие моменты:
- Рекомендуется консультация с юристом на всех этапах процедуры.
- В зависимости от того, где и кем осуществляется процедура, меняются условия.
- Отнеситесь серьезно к оформлению заявления о намерении приватизации.
- Собирая документы на право собственности на нежилое помещение, уточните у уполномоченного лица перечень.
- Приватизация нежилого помещения платная процедура, поэтому готовьтесь к возмещению стоимости и оплате государственной пошлины.
- Внимательно отнеситесь к оформлению договора купли-продажи, чтобы избежать мошенничества или нарушений.
Несоблюдение одного из поставленных законодательством требований ведет к тому, что процедура начинается с нуля. В худшем случае ее просто нельзя будет повторно провести.
Доброго времени суток. Арендую 9 лет нежилое помещение, находящееся в собственности жильцов многоквартирного дома. Есть ли возможность приватизировать его или как то выкупить в собственность?
Здравствуйте, Алексей. Приватизировать данное жилое помещение не получиться, так как оно не в собственности муниципалитета. Выкупит возможно, если будет принято решение о продаже на общем собрании собственников МКД.