Абсолютно все заказчики, от мала до велика, закупают коммунальные Услуги. При этом многие предпочитают заключать контракты стоимостью до 100 000 рублей. С одной стороны, это упрощает жизнь. Но с другой стороны, лимит таких закупок ограничен.
И тратить его на коммуналку целесообразно далеко не всегда. Для закупки электричества, услуг по водоснабжению, отоплению и прочих подобных правильнее использовать специальные основания.
А малые закупки оставить на всякий случай — вдруг возникнут какие-то срочные потребности?
Основания для закупки коммунальных услуг
Коммунальные услуги закупаются у единственного поставщика. Регулируются такие закупки частью 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.
В принципе для этого можно использовать и общие основания (пункты 4 и 5 части 1 упомянутой статьи). Хотя Минфин и подтверждает правомерность такого подхода (письмо от 21.06.
2017 № 24-05-07/38889), но особого смысла в этом нет. На схеме ниже указано, какие основания предусмотрены именно для закупок коммуналки.
Специальные основания для закупки коммунальных услуг (статья 93 закона 44-ФЗ) |
1. Услуги связи. Пункт 1 части 1 |
2. Вода, отопление, газоснабжение, бытовые отходы. Пункт 8 части 1 |
3. Электричество. Пункт 29 части 1 |
Например, заказчик планирует заключить с поставщиком услуг по водоснабжению контракт, цена которого меньше 100 000 рублей. Можно использовать для этого общее основание в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93. А можно воспользоваться нормами пункта 8. Оба подхода законны.
Однако если заказчик пойдет по первому пути, это увеличит его шансы к концу года исчерпать лимит малых закупок. И тогда вместо заключения прямого контракта на какие-нибудь канцелярские принадлежности придется проводить конкурентную процедуру.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Перед применением специальных оснований следует ознакомиться с законом № 147-ФЗ, а именно с пунктом 1 статьи 4. В нем описана сфера деятельности субъектов естественных монополий.
Особенности закупки разных коммунальных услуг
Водо- и газоснабжение
Водоснабжение, водоотведение, снабжение газом можно закупать по пункту 8 части 1.
А с этого года по этому же основанию разрешено заключать контракты на вывоз мусора (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Такой контракт заключается с региональным оператором.
Если таковой не выбран, то пункт 8 применять нельзя. Стоимость контракта определяется в пределах лимита тарифов оператора.
Энергоснабжение
Контракта на энергоснабжение целесообразно заключать по пункту 29. Но прежде стоит посетить Сайт антимонопольной службы и в разделе «Информационные системы» скачать реестр гарантирующих поставщиков. По нему следует проверить поставщика, с которым собираетесь заключить контракт:
Реестр гарантирующих поставщиков на сайте Антимонопольной службы
Обязательно следует проверить реестр. Ведь если заключить контракт с поставщиком, не входящим в этот реестр, выбор признают необоснованным. Это подтверждается практикой контролирующих органов.
Например, такие выводы следуют из Акта плановой проверки Комитета по контролю в сфере закупок по Тюменской области от 12.03.2018 № 04/01-19/2018.
Связь
Для контракта на определенные услуги связи есть пункт 1 упомянутой части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. По этому основанию можно закупить, например, услуги общедоступной почтовой связи.
Вместе с тем нужно помнить, что услуги, входящие в монопольный перечень, не стоит включать в один контракт с теми, которые не попадают в него. Это запутает поставщика и не понравится контролирующим органам (решение ФАС от 7 ноября 2017 по делу № ВП-540/17).
Планирование закупки коммунальных услуг
Как и любую закупку, контракт на коммунальные услуги нужно спланировать. А еще обосновать его цену. При этом следует помнить о наличии тарифного метода — использовать следует именно его.
При заключении контракта на коммуналку через малые закупки планирование осуществляется в упрощенном порядке — их нужно отразить одной строкой (постановление Правительства от 25.01.2017 № 73).
Если же используются специальные пункты, то каждая закупка должна быть отдельной позицией в плановых документах. В качестве способа определения выбирается закупка у единственного поставщика.
Чтобы правильно заполнить плановые документы, рекомендуем обратиться к первоисточникам:
- Федеральные заказчики найдут порядок заполнения планов и планов-графиков в следующих документах:
- постановление от 05.06.2015 № 552 — план закупки;
- постановление от 05.06.2015 № 553 — план-график.
- Региональным и муниципальным заказчикам нужно обратиться к таким документам:
- постановление от 21.11.2013 № 1043 — план закупки;
- постановление от 05.06.2015 № 554 — план-график.
Ниже показано отражение закупки коммунальных услуг в ЕИС:
Закупки по специальным основаниям указаны отдельными позициями
Обосновывая способ закупки, необходимо сослаться на соответствующий пункт статьи 93 и указать «тарифный метод». А также нормативные акты, которые регулируют тарифы. Право на установление обеспечения контракта подобного типа остается за заказчиком.
В середине 2018 года отменено «правило 10 дней» для закупок у единственного поставщика. План-график можно изменить не позже, чем за 1 день до размещения в информационной системе соответствующего извещения либо до заключения контракта.
Например, заказчик закупает коммунальные услуги по спецпункту 8. Он может внести изменения в план-график, через день опубликовать извещение в ЕИС и через 5 дней заключить контракт.
Извещение публикуется в виде заполнения формы с информацией о закупке. Многие поля заполняются автоматически — данные берутся из плана-графика, поэтому остается только указать источник финансирования и место оказания услуг. Если это возможно, целесообразно прикрепить к извещению проект контракта.
Содержание контракта
Если контракт заключается по пункту 1, 8 или 29 части 1 статьи 93, оформляется он по упрощенным требованиям. В нем должны быть такие положения:
- Преамбула, в которой необходимо указать основание (пункт 1, 8 или 29 части 1 статьи 93).
- Условия о цене, ее твердости и неизменности на весь срок контракта (часть 2 статьи 34).
- Условия о неизменности положений контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95. А также о том, что все изменения и дополнения действительны, если оформлены в письменном виде и закреплены подписями сторон (пункт 2 статьи 34).
- Положение о сроке оплаты — не более 30 дней с даты подписания документа о приемке (пункт 13.1 статьи 34).
- Положение о расторжении — оно допускается по соглашению сторон, решению суда и в одностороннем порядке, если другая сторона отказывается от его исполнения (пункт 14 статьи 34, пункт 8 статьи 95).
Если предусмотрен аванс
Условия об авансовых платежах часто включается в коммунальные договоры. Необходимо следить за тем, чтобы были отражены реальные сроки оплаты.
Например, в соответствии с платежной дисциплиной заказчик производит платежи за коммунальные услуги два раза в месяц: 1/3 до 10 числа текущего месяца, остальное — до 18 числа следующего месяца. Именно такой порядок следует прописать в контракте.
Если поставщик указал свои сроки оплаты, нужно составить протокол разногласий и указать в нем реальный режим перечисления платежей.
Можно ли заключить контракт на коммунальные услуги задним числом?
Согласование контракта может затянуться, а получать свет, воду и газ заказчику нужно ежедневно. В связи с этим порой контракты заключаются задним числом — в тексте прописывается, что действие документа распространяется на периоды до его заключения. Это так называемая ретроактивная оговорка.
В отношении прочих контрактов ФАС не приемлет такой подход. Однако что касается соглашений на предоставление коммунальных услуги, то это допустимо. И даже если контролеры вынесут предписание, высок шанс оспорить его в суде (письмо Минфина от 21.06.2017 № 24-04-06/38896, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.08.16 № Ф03-3644/2016).
Когда контракт заключен
После заключения контракта нужно внести его в соответствующий реестр в ЕИС. Если проводилась малая закупка, то сведения вносятся только в реестр договоров по закупкам малого объема, а в реестр контрактов не передаются. Также необходимо учесть сумму контракта в годовом объеме закупок малого объема.
Данные о контракте, заключенном по спецоснованиям, в реестр ЕИС нужно подать в течение 5 рабочих дней после того, как он был заключен. При этом скан контракта должен полностью соответствовать структурированной форме в информационной системе. Иначе контракт не зарегистрируют. Пример причины отказа в регистрации показан на следующем изображении:
Отказ в регистрации контракта с указанием причин
А это отказ по причине того, что в контракте присутствует аванс, тогда как в структурированной форме его нет:
Отказ по причине неуказания аванса
Чтобы не было вопросов, следует заполнить внимательно все строки структурированной формы контракта так, как они есть на скан-копии. Аванс прописывается в процентном выражении и фиксированной суммой:
Читайте также: Можно ли устроиться на работу в детский сад если есть судимость
Условие об авансе прописывается в % и в рублях
Нельзя забывать и о таких «мелочах», как единица измерения и количество. Если эти данные вносились на этапе планирования, то они подгрузятся автоматически.
В ЕИС следует разместить контракт, приложения и дополнительные соглашения, если они имеются. Иначе можно получить Штраф.
Исполнение контракта
После размещения контракта начинается его исполнение. Работа для заказчика есть и на этом этапе. Необходимо осуществлять приемку услуг, получать от контрагента документы об оплате и вовремя ее производить.
Обмениваться документами с поставщиками коммунальных услуг придется ежемесячно и постоянно. Поэтому целесообразно заключить соглашение об электронном документообороте. Это позволит вовремя получать все документы, сократит затраты времени и количество ошибок.
Принятый и оплаченный контракт нужно разместить в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты принятия.
Нужно ли отчитываться по этапам контракта?
Поправки середины текущего года изменили правила отчетности по этапам контракта.
Теперь нужно размещать отчет по каждому этапу в том случае, если цена контракта превышает 1 млрд рублей, а также при закупке работа по строительству. Изменения внесены законом от 31.12.
2017 № 504-ФЗ. При этом не поясняется, действуют ли новые правила только на контракты, заключенные после 1 июля, или они применяются ко всем соглашениям.
Но есть письмо Минфина № 24-03-07/34121 от 18.05.2018, в котором ведомство поясняет следующее. Если обязанность размещать отчет об исполнении этапа у заказчика была до 1 июля 2018 года, то нужно ее исполнять. Если контракт заключен до 1 июля, но разместить отчет по этапу заказчик должен после наступления этой даты, то делать этого не нужно.
Вместе с тем это лишь мнение Минфина, которое не имеет законной силы. А посему до сих пор многие заказчики по-прежнему размещают «этапный» отчет в ЕИС.
Если план расходится с фактическими затратами
Точно определить потребности, связанные с коммунальными услугами, часто не представляется возможным. Но в течение года уже бывает понятно, совпадет ли расход с тем, что было запланировано.
При необходимости можно расторгнуть заключенные контракты и подписать новые, подправив лимиты потребления. Изменение следует отразить в плановых документах.
В первоначальных позициях нужно указать фактическое потребление, а затем создать позиции по новым контрактам. Тогда в конце года план и факт совпадут.
Договоры управляющей компании
- 1. Договор управления многоквартирным домом
- 2. Договоры с поставщиками коммунальных услуг
- 2.1 Договор на горячее водоснабжение (ГВС)
- 2.2 Договор на холодное водоснабжение (ХВС) и водоотведение (канализацию)
- 2.3 Договор на отопление всех видов (теплоснабжение)
- 2.4 Договор на электроснабжение
- 2.5 Договор на газоснабжение
- 2.6 Субабонентский договор
- 3. Договор на вывоз мусора (ТБО – твердых бытовых отходов; ТКО – твердых коммунальных отходов)
- 4. Трудовые договоры с работниками
- 5. Договор подряда со строительной организацией
- 6. Договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме
- 7. Договоры на обслуживание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме
- 8. Энергосервисные договоры
- 9. Договор на страхование ответственности управляющей компании
- 10. Соглашение об информационном взаимодействии с управляющими компаниями
- За время работы управляющая компания (УК) заключает много договоров. Их можно сгруппировать по признакам:
-
По типу правовых отношений
- гражданско-правовые – между юридическими лицами;
- трудовые – между работодателем и работником.
-
По субъектам отношений:
- собственники помещений;
- подрядные организации;
- поставщики коммунальных ресурсов;
- страховые организации (страхование ответственности управляющей компании).
-
По материальной основе:
- возмездные (договор подряда);
- безвозмездные (договор информационного взаимодействия).
-
По предмету:
- простые (договор подряда);
- сложные (договор управления).
Управляющая компания (УК) заключает договоры с жильцами, ресурсоснабжающими организациями (РСО) и прочими компаниями.
Самые распространенные договоры, шаблоны которых стоит иметь УК:
- Договор управления многоквартирным домом с жильцами (ст. 162 Жилищного кодекса).
- Договоры с поставщиками коммунальных услуг, ресурсоснабжающими организациями (подпункт “д” пункта 4 Постановления Правительства от 15.05.2013 № 416).
- Договор с фирмой, которая вывозит мусор.
- Трудовые договоры с работниками (ст. 56 Трудового кодекса).
- Договор подряда со строительной организацией.
- Договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Например, на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (пункт 3 статьи 44 Жилищного кодекса).
- Договоры на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
- Энергосервисные договоры (пункт 8 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).
- Договор на страхование ответственности управляющей компании
- Соглашение об информационном взаимодействии с управляющими компаниями
Дополнительно можно заключить договор на страхование ответственности управляющей компании и соглашение об информационном взаимодействии с управляющими компаниями.
Многие договоры имеют типовую форму, в статье вы найдете ссылки на их скачивание.
Для УК важно правильно вести документацию и иметь в наличии шаблоны грамотных договоров: для этого желательно согласовать их с юристами. Нужно выполнять условия договоров, контролировать жильцов и пресекать их неправомерные действия. Можно ссылаться на договоры при решении спорных вопросов: при общении напрямую с жителями или в суде.
Договор управления многоквартирным домом
Сперва проходит общее собрание собственников, на котором большинство принимает решение нанять управляющую компанию. После чего подписывается договор управления многоквартирным домом (МКД).
Он нужен для избежания споров и регулирования правовых отношений сторон. Договор регламентируется 162 статьей Жилищного кодекса. Содержит права, обязанности, ответственность УК и жильцов.
Срок действия договора может составлять от 1 до 5 лет. Договор автоматически пролонгируется, если УК или жильцы не захотят его расторгнуть.
Изменения в договор можно вносить при помощи его переподписания.
Скачайте типовой договор управления многоквартирным домом
Договор подписывается с каждым собственником дома в двух экземплярах (съемщики, родственники, наниматели жилья не имеют права заключать договор управления). Один договор остается в УК, второй – у собственника. Если у собственника на руках соглашения нет, обратитесь в обслуживающую организацию. По запросу предоставят копию документа.
Для подписания договора нужны документы:
- от собственника:
- паспорт;
- кадастровый паспорт;
- свидетельство или выписка из ЕГРН (правоустанавливающий документ);
- справка о зарегистрированных в квартире из Бюро технической инвентаризации (БТИ);
- технические документы на помещение.
- копии всего перечисленного.
- от управляющей компании:
- лицензия на право вести деятельность по управлению и содержанию домов;
- регистрация юридического лица в налоговых органах.
Договор должен содержать:
- адрес здания;
- что входит в общедомовое имущество;
- подробный перечень работ, обязательный для исполнения УК (либо в приложении к договору) и порядок его изменения;
- размер и порядок расчетов с управляющей компанией;
- как будут организованы платежи поставщикам коммунальных ресурсов, тарифы на услуги;
- условия сбора денег на ремонт общего имущества;
- как жильцы смогут контролировать деятельность УК.
Приложением к договору нужно приложить технический паспорт и акт состояния дома (ст. 36 главы 6 ЖК). Важно подробно прописывать права и обязанности обеих сторон.
Как оплачивать услуги ЖКХ без управляющих компаний :: Жилье :: РБК Недвижимость
О том, зачем владельцам квартир переходить на прямые договоры с РСО и как это сделать — в карточках «РБК-Недвижимости»
Сергей Коньков/ТАСС
В конце марта этого года Госдума приняла Закон о прямых расчетах между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями. С апреля жильцы многоквартирных домов смогут заключать договоры об оказании услуг ЖКХ без посредничества управляющих компаний.
«РБК-Недвижимость» разъясняет, какова цель законодательных изменений, как заключить прямой договор с РСО и что это даст потребителям.
ЗаконодательствоПочему владельцам жилья разрешили вести расчеты с РСО напрямую
Такая мера введена для борьбы с долгами управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. По данным Минстроя России, к сегодняшнему дню УК задолжали ресурсникам 250 млрд руб. Эти деньги были собраны управляющими компаниями с потребителей, но РСО так и не перечислены.
- Осенью прошлого года премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами заявил о «вопиющей ситуации» с долгами, когда люди вовремя платят за услуги ЖКХ, «а дом из-за недобросовестности управляющей компании отключается от теплоснабжения».
- Президент Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции тоже потребовал отрезать управляющие компании от денежного потока, поскольку они «далеко не всегда расплачиваются вовремя и в полном объеме».
Услуги ЖКХКакие из них теперь можно будет оплачивать напрямую
Законодательство устанавливает возможность заключения договоров на прямую оплату холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). Расчеты за газ и электричество уже производятся без участия управляющих компаний.
ПлатежиОбязателен ли переход на прямые договоры с РСО
Нет, заключать прямой договор с РСО необязательно. Если жильцов дома устраивает работа управляющей компании или ТСЖ, они могут по-прежнему оплачивать коммунальные услуги через них. Но важно, чтобы УК не имела задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, потому что тогда ресурсники сами откажутся от ее услуг — в одностороннем порядке.
Читайте также: Отпуск сотрудника мвд россии
Если средства на оплату услуг ЖКХ собирались с жильцов в течение двух месяцев, но так и не были перечислены поставщику ресурсов, то по решению суда или по акту сверки он может перейти на получение платежей от граждан напрямую.
ДоговорМожет ли собственник квартиры самостоятельно отказаться от управляющей компании
Нет, один человек не сможет перейти на прямой договор с поставщиками. Решение должно быть принято на общем собрании владельцев жилья. Если за это проголосуют собственники, владеющие не менее 50% имущества дома, тогда на прямые договоры будет переведен весь дом целиком.
После проведения собрания жильцы должны передать копии протокола и решения в РСО. Договор будет заключен автоматически, подписывать его каждому жильцу не придется.
СрокиСколько времени потребуется на переход к прямой оплате
Если инициатива исходит от жильцов дома, то ресурсоснабжающая организация может взять три месяца на то, чтобы подготовиться к осуществлению расчетов с этим домом напрямую.
Если сама РСО расторгает договор с управляющей компанией, то она должна перейти на прямые расчеты с собственниками жилья в течение 30 дней с даты направления в УК уведомления об одностороннем отказе от ее услуг.
ВыгодаЧто изменится для потребителя услуг
По идее — ничего. Кроме того, что Потребитель будет знать, что выплаченные им деньги ушли к поставщику ресурса, а не осели на счетах управляющей компании или были использованы не по назначению.
ТарифыСтанут ли коммунальные услуги дешевле или дороже, если их оплачивать напрямую
Нет, переход на прямые расчеты никак не повлияет на стоимость услуг. Тарифы будут расти в обычном порядке — сейчас рост в среднем по России составляет 4% в год.
Управляющие компанииКаковы будут последствия для них
По прогнозам Минстроя России, переход на прямые расчеты с поставщиками ресурсов вынудит уйти с рынка ЖКХ около 30% управляющих компаний. Глава Минстроя Михаил Мень заявлял, что рынок покинут как раз те компании, которые использовали деньги не по назначению, «зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами».
Переход на прямые договора — Физическим лицам
В связи с изменениями жилищного законодательства с 03.04.2018 собственники помещений в многоквартирных домах (МКД) наделены правом перехода на прямые договоры — договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг — с ресурсоснабжающими организациями (РСО).
Одновременно ресурсоснабжающим организациям также предоставлено право одностороннего отказа от заключенного с исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и т.п.) договора ресурсоснабжения и заключения прямого договора с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.
Односторонний отказ РСО от заключенного с исполнителем коммунальных услуг договора допустим при наличии у последнего задолженности, равной или превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.
При переходе на прямые договоры отношения по поставке коммунальных ресурсов в помещения МКД возникают непосредственно между каждым из собственников помещений и ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющую организацию дома.
Основания и Процедура перехода на прямые договоры предусмотрены ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ.
Для перехода на прямые договоры по инициативе собственников помещений МКД необходимо на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений прямых договоров непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В протоколе общего собрания собственников помещений также должна быть отражена дата перехода на «прямые» договоры.
При принятии соответствующего решения прямые договоры с каждым собственником помещения в МКД будут считаться заключенными с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД. При этом РСО вправе перенести указанный срок, но не более, чем на три календарных месяца.
Прямые договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ (а до их утверждения – в соответствии с нормами жилищного законодательства), при этом заключение договора в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ).
Уведомления о переходе на прямые договоры по инициативе ПАО «МОЭК»
- Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ
- Приказ Минстроя России № 44/пр
Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897
- Типовой договор на оказание коммунальных услуг физическим лицам (Жилое помещение)
- Типовой договор на оказание коммунальной услуги «отопление» физическим лицам (машино-место)
- Документы, необходимые для перехода на прямые договоры по инициативе собственников:
- Алгоритм проведения общего собрания собственников помещений
- Инструкция по оформлению протокола
- Протокол общего собрания
- Добро пожаловать в ПАО «МОЭК»!
Информация для потребителей в многоквартирных и жилых домах с прямыми расчетами с АО "Мосводоканал"
Потребители вправе обратиться в АО «Мосводоканал» за установкой приборов учета холодной воды. В случае обращения собственников помещений в многоквартирных домах, собственников жилых домов в АО «Мосводоканал» с заявлением об установке индивидуальных приборов учета холодной воды, АО «Мосводоканал» готово во исполнение Федерального Закона от 23.
11.2009 N 261-ФЗ 'Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные Законодательные акты Российской Федерации' (далее-Закон об энергосбережении) заключить с такими лицами договоры, регулирующие условия установки, замены, эксплуатации приборов учета, в том числе при оплате указанных работ в рассрочку.
Вместе с тем, при этом согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Поскольку деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета не относится к лицензируемым видам деятельности, потребители не ограничены в выборе лица, осуществляющего установку приборов учета коммунальных ресурсов.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, потребители имеют право обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к любым лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности.
В настоящее время в городе работает много специализированных организаций, которые на выгодных для потребителей условиях и в удобное время могут установить сразу индивидуальные приборы учета холодной воды и горячей воды.
Координаты специализированных организаций можно найти в поисковой системе сети интернет.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирных домах, собственники жилых домов имеют право выбора: обратиться с письменным заявлением на заключение договора на установку индивидуального прибора учета холодной воды в АО «Мосводоканал» или выбрать любую специализированную организацию, выполняющую деятельность по установке индивидуальных приборов учета как холодной, так и горячей воды, устраивающую по срокам выполнения работ, качеству и цене.
В случае если собственник принял решение о заключении договора на установку индивидуального прибора учета холодной воды с АО «Мосводоканал», те ему в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.
2010 №149, необходимо направить в Службу по работе с клиентами АО «Мосводоканал», по адресу: Плетешковский пер., д.3 (тел.
8 (499) 763-34-34), письменную заявку на заключение договора, которая должна содержать:
- 1) сведения о предмете договора;
- 2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии, телефон, факс, адрес электронной почты;
- 3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;
- 4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
- К заявке прилагаются копии документов, подтверждающих Право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
После предоставления письменной заявки с приложением вышеуказанных документов, АО «Мосводоканал» будет рассмотрен вопрос о заключении в установленный срок Договора на установку индивидуального прибора учета холодной воды. Для выполнения работ по установке прибора учета холодной воды потребитель должен будет обеспечить исправную работу запорной арматуры на трубопроводе холодной воды и доступ к месту установки водосчетчика.
В случае предоставления рассрочки, расходы на установку прибора учета холодной воды подлежат увеличению на сумму процентов в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления платы.
Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями
07.02.2020 09:56 7 февраля 2020 в 9:56
В апреле 2020 года исполняется два года закону, сделавшим возможным предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Два года – достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги работы выстроенного государством правового механизма. Один из самых спорных вопросов, возникающих при прямых договорах с РСО – кто будет выполнять тут функционал исполнителя коммунальной услуги, который прописан в законе. До реализации механизма прямых договоров действовала следующая схема предоставления коммунальных услуг: потребитель (первое звено), затем Исполнитель (срединное второе звено), затем РСО (третье звено – поставщик ресурса). В законе роль исполнителя определена предельно четко: исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги» (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).То есть, исполнитель это тот, кто предоставляет коммунальные услуги. В законе не сказано про то, что исполнителем может не быть РСО. И более того, формулировка ст. 157.2 ЖК РФ говорит о том, что предоставление коммунальных услуг осуществляется РСО и региональным оператором по обращению с ТКО. Поэтому именно эти организации являются исполнителем.Почему возникают споры о том, кто исполнитель? Потому что за исполнителем числится большой объем обязанностей, установленных в Правилах № 354. В их числе, например:- ввод прибора учета в эксплуатацию- ведение коммерческого учета (сбор показаний)- контроль несанкционированного вмешательства и подключения к приборам учета- ограничение предоставления коммунальных услуг- десятки иных обязанностей, установленных в п. 31 Правил № 354.В ситуации перехода на прямые договора обязанности исполнителя переходят на РСО, которые крайне неохотно их исполняют. Многие РСО считают, что они не являются исполнителями коммунальной услуги соответствующего вида, а занимаются только сбором денег за поставленный ресурс. Это позиция является ошибочной и может быть обжалована в жилищной инспекции субъекта в порядке ст. 20 ЖК РФ.Довольно интересная ситуация складывается с предоставлением коммунальной услуги в случае наличия в доме индивидуального теплового пункта (ИТП). В этой ситуации в дом идет одна труба с коммунальным ресурсом в виде тепловой энергии. А горячая вода готовиться на оборудовании, которое обслуживает управляющая домом организация. Первоначально в 2018 году позиция Минстроя России строилась на том, что заключать прямые договора в случае наличия в доме ИТП – нельзя. Например, в Письме Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению» в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
Читайте также: Претензия должнику пошаговое взыскание долга в 2023 году
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
В 2019 году Минстрой России изменил свое мнение и указал, что при наличии в доме ИТП между РСО и потребителями коммунальных услуг подлежит заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергии для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное (Письмо Минстроя России от 04.02.2019 № 3080-ОО/06 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению»).Таким образом, вариант повестки для общего собрания в этом случае может иметь такой вид: «О принятии решения о заключении с 1 июня 2020 года собственниками помещений МКД, действующими от своего имени договора, содержащего положения о снабжении тепловой энергии для подогрева горячей воды в целях горячего водоснабжения и договора холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения».В целом запрета на заключение прямых договор на теплоноситель при наличии в доме ИТП в ст. 157.2 ЖК РФ – не содержится. Таким образом, такая практика имеет право на существование. Однако четкого ответа на вопрос о том, кто будет являться исполнителем в случае наличия в доме ИТП и прямых договоров, на наш взгляд нет и компромисс нужно искать с теплоснабжающей организацией.РСО полностью демотивированы вести коммерческий учет. Смысл прямых договоров в текущей конструкции задумывался только с одной целью: чтобы РСО всегда могло получить свои деньги. Все свои небалансы по индивидуальным приборам учета (ИПУ) РСО перекинет на управляющую домом организацию, которая обязана оплатить в полном объеме общедомовое потребление за вычетом индивидуального. Поэтому никакой мотивации налаживать коммерческий учет и искать тех, кто «ворует» воду и вешает магниты – у РСО нет. Более того, РСО даже заинтересована в том, чтобы коммерческий учет по ИПУ велся некачественно, потому что это позволит относить все небалансы по коммунальному ресурсу на содержание общего имущества (КР на СОИ) на одно лицо и взыскивать с него эти деньги. При действующем законодательстве, написанном исключительно в пользу РСО – никакого изменения ситуации с коммерческим учетом не предвидится. Тем не менее, закон исходит из того, что показания от потребителей принимает то, кому они передаются. Минстрой России указывает, что управляющая домом организация выступает в качестве некого «единого окна» для разбора жалоб и проблем с поставкой коммунального ресурса. В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая домом организация обязана предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях ИПУ (при предоставлении таких показаний управляющей домом организации).А исходя из положений п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, РСО обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, информацию о показаниях ИПУ управляющей домом организации.Таким образом, коммерческий учет может вестись как управляющей домом организацией, так и РСО. Конечно же, коммерческий учет ведется лучше, если его осуществляет тот, кто управляет домом, т.к. это лицо будет заинтересовано в низком КР на СОИ.Еще один важный вопрос о том, как исчислять две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, которые выступают основанием для перевода МКД на прямые договора по инициативе РСО (п. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).Определением Верховного суда РФ по делу № 305-ЭС19-18374 от 02.12.2019 г. указано, что среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения за 12 месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на 12. В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялись менее 12 месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия. В конце 2019 года прошла новость о том, что Государственная дума считает вредной идею не оплачивать некачественные коммунальные услуги. Поскольку в 90% случаях они некачественны по вине РСО, такая позиция законодательного органа является еще одним подтверждением лояльности законодателя по отношению к РСО.При прямых договорах РСО является исполнителем коммунальных услуг и ее деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами № 354, нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные услуги будет являться нарушением положений названных Правил. Данное обстоятельство будет являться основанием для принятия жилищной инспекцией мер реагирования в рамках осуществления жилищного надзора. Такая позиция приведена в Письме Минстроя России от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04.Тем не менее, при прямых договорах ответственность за некачественные коммунальные услуги относятся на РСО, если причины проблем не связаны с общим имуществом МКД (т.е. проблема в самом поставляемом в МКД коммунальном ресурсе).Прямые договора и положения ст. 157.2 ЖК РФ – это большая и сложная тема и мы будем с ней разбираться в других материалах блога компании «Инфокрафт».
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти
Другие публикации в блоге
Забор вокруг многоквартирного дома: как его правильно установить, содержать и эксплуатировать в 2022-2023 годах
Подвал многоквартирного дома: как его содержать и обслуживать. Споры с жителями и пути их решения
Операторы связи и интересы жителей: как УК балансировать между ними