Правила предоставления коммунальных услуг гражданам РФ
Предоставление гражданам услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства строго регламентировано государством на законодательном уровне. Помимо федерального закона на уровне местных органов власти принимаются правила, положения и иные правовые акты, которые призваны защищать интересы жильцов в данной сфере.
При этом в правилах предоставления коммунальных услуг определены обязанности не только стороны, оказывающей их, но и самих граждан.
Поскольку содержание хозяйства многоквартирного дома составляет немалые суммы, жильцы должны их оплачивать вовремя и в полном объеме.
Но и следует учитывать, что коммунальные службы не вправе неоправданно завышать тарифы платежей, которые итак составляют весомую часть бюджета владельцев квартир.
Основным правовым документом, регламентирующим коммунальную сферу, является Постановление Правительства от 2011 года № 354. В нем можно выделить основные разделы:
- Правила оказания жилищно-коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений.
- Порядок и условия оказания ЖКУ.
- Установка приборов учета потребления ресурсов, а также правила их эксплуатации. Формулы и расчеты платы по снятым показаниям.
- Каким образом происходит перерасчет платы по ЖКУ, условия изменения их стоимости.
В течение действия этого нормативного акта в него постоянно вносились поправки. Одной из значимых можно отметить обязанность владельцев жилых помещений устанавливать приборы учета потребляемых ресурсов. Помимо индивидуальных счетчиков требуется установка общедомовых.
Тем собственникам, кто игнорирует это требование, применяются повышенные коэффициенты по расчетам за ресурсы. В ряде случаев установить приборы невозможно, но это должно быть подтверждено документально решением комиссии с выходом на место.
Тогда повышающие коэффициенты не используют.
Помимо этих положений Постановление обязывает поставщиков воды осуществлять контроль за ее качеством с периодическим забором проб и их лабораторным исследованием. Эти данные должны заноситься в журнал и предоставляться заинтересованным лицам.
Помимо вышеуказанного документа в сфере ЖКХ используют и другие нормативные акты:
- Жилищный и Гражданский кодексы РФ;
- документы, касающиеся конкретных областей: водоснабжения, водоотведения, содержания помещений, газоснабжения и т.д.;
- нормативное регулирование тарифов;
- порядок субсидирования платы за ЖКУ;
- КоАП РФ в части наказания за нарушение требований законодательства.
Общие положения
Поскольку Правила, утвержденные Постановлением 354, являются основным документом для коммунальщиков, то именно в нем изложены все моменты регулирования отношений между потребителями коммунальных услуг и их поставщиками. Здесь же подробно расписан порядок применяемых расчетов для домов с установленными счетчиками для учета потребленных ресурсов и без них.
В разделах документа присутствует полное описание следующих процедур:
- заключения договоров на оказание коммунальных услуг;
- порядок расчета платы, условия его изменения, сроки внесения платежей;
- права и обязанности участников договорных отношений;
- ответственность каждой из сторон.
Права и обязанности гражданина
Все граждане жилых помещений должны получать коммунальные услуги согласно определенного законодательством перечня. Предоставляются они постоянно и круглогодично. Исключение составляет лишь отопление, которое подается и прекращается в зависимости от определенных условий.
К списку коммунальных услуг относятся:
- холодное водоснабжение по сетям городских коммуникаций с периодически проводимым контролем за качеством ресурса;
- горячее водоснабжение централизованное либо с использованием нагревательных газовых колонок, бойлеров;
- водоотведение по сетям канализации;
- электроснабжение надлежащего качества и в постоянном режиме;
- газоснабжение в домах, где это предусмотрено и разрешено;
- отопление в определенных условиях, установленных для отопительного сезона.
Договор на оказание услуг составляется в зависимости от наличия тех или иных технических возможностей, позволяющих доставлять ресурсы в квартиры граждан. Это значит, что при отсутствии возможности газифицировать дом, плата за данный ресурс взиматься не может.
Поэтому можно выделить пункты, по которым потребитель вправе получать коммунальное обслуживание:
- качественное;
- своевременное;
- бесперебойное;
- в полном объеме.
При этом собственник имеет право потребовать от исполнителя (управляющей компании) повысить качество, если оно окажется ниже установленных норм. Одновременно при обнаружении факта оказания услуг ненадлежащего качества потребитель может обратиться за перерасчетом платы по ней за тот период, который будет зафиксирован документально.
Вся документация, информация и нормативная база в сфере ЖКХ должна находиться в свободном доступе, чтобы каждый собственник жилья или наниматель мог ознакомиться с ней по каждой услуге.
К обязанностям граждан можно отнести:
- своевременную оплату коммунальных услуг по установленным тарифам и в полном объеме;
- в необходимых случаях не препятствовать представителям коммунальных служб в жилое помещение;
- следить за надлежащим содержанием инженерных сетей в своем помещении.
Расчет и оплата услуг
Для расчета платы за потребленные коммунальные услуги применяются установленные поставщиками тарифы. Они утверждаются местными властями и распространяются на данной территории для всех жильцов. При этом в платежном документе должны быть строки по каждому из ресурсов с указанием потребленного объема, стоимости и конечной суммы к оплате.
Помимо этого по жилому помещению к расчету принимаются общедомовое потребление. Оно является разницей между показаниями общедомовых приборов учета и суммарного потребления ресурса по счетчикам квартир, где они установлены. Если в квартире их не имееются, для исчисления платы принимается норматив на каждого прописанного на данной жилплощади гражданина.
Расчетным периодом принимается месяц, за который квитанция выставляется в начале следующего месяца. По правилам плата должна вноситься не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, если иные сроки не указаны в договоре с управляющей компанией.
В коммунальных квитанциях помимо потребленных по счетчикам ресурсов содержатся строки, которые влияют на комфортное пребывание в многоквартирном доме. Многие постоянно пользуются услугами, которые также необходимо оплачивать:
- текущий ремонт дома;
- уборка и содержание придомовой территории;
- обслуживание и текущий ремонт лифтов;
- вывоз мусора;
- расходы на содержание в чистоте мест общего пользования.
С недавнего времени к расходам жильцов многоквартирных домов прибавились траты на капитальный ремонт.
Все эти затраты отражены в квитанциях, которые оформляет бухгалтерия управляющей организации и доставляет жильцам. Они, в свою очередь, должны сверить и оценить обоснованность начислений, а затем обязательно оплатить в полном объеме и вовремя, не допуская накопления задолженности.
Существует ряд категорий граждан, кто имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг.
Нюансы
Нередко при исчислении платы за коммунальные услуги могут возникать спорные ситуации. Это может возникать по нескольким причинам, но чаще выделяют следующие:
- неверные расчеты по количеству израсходованных ресурсов или применению завышенных тарифов;
- некачественное оказание услуг работниками коммунальных служб, которое должно стать причиной снижения платы.
При обнаружении разногласий необходимо сначала обратиться с письменным заявлением в адрес управляющей компании.
Правила предусматривают порядок рассмотрения таких заявлений и принятия мер.
Если же представители управляющей компании не могут обоснованно ответить на обращение или проигнорировали его, потребитель имеет право обратиться в надзорные органы и суд.
Чаще всего все спорные вопросы решаются путем досудебного урегулирования. В противном случае суд рассматривает дело по предоставленным с обеих сторон доказательствам и обязывает управляющую компанию исполнить или отказать требования потребителя услуг.
: Новые права и обязанности предоставления коммунальных услуг с учетом ПП РФ от 26.12.2016 № 1498
Источник: https://nedexpert.ru/kvartira/zhkh/pravila-predostavlenija-kommunalnyh-uslug-grazhdanam/
Действующие правила предоставления коммунальных услуг гражданам: нормативы и стандарты качества
Предоставление населению коммунальных услуг строго регулируется федеральными законами, правилами, нормативными и иными актами.
Зная стандарты их предоставления, объемы, качество и время подачи, граждане могут добиваться улучшения обслуживания. Но нельзя забывать и о своих обязанностях – оплате, допуске контролеров.
Законодательное регулирование данной сферы
Жилищные отношения между потребителями и поставщиками услуг невозможны без вмешательства государства. Оно осуществляет его путем принятия законов и внесения поправок в них.
Основными законами и нормативными актами, которыми руководствуются предприятия ЖКХ, являются:
- Гражданский кодекс РФ устанавливает нормы снабжения населения водой, газом, электроэнергией и прочими товарами (глава 30). Устанавливает преимущество конкретных нормативных актов перед общими положениями ГК РФ.
- Жилищный кодекс РФ.
- КоАП РФ определяет степень ответственности за нарушение требований СЭС к питьевой воде.
- Водный кодекс РФ устанавливает нормы в использовании водных объектов для специальных и бытовых нужд.
- Закон №69-ФЗ регламентирует процесс газоснабжения потребителей.
- Закон №210-ФЗ устанавливает тарифы для компаний ЖКХ.
Кроме того, предприятия сферы ЖКХ руководствуются множеством профильных нормативных актов в процессе своей деятельности:
- Правила использования системы канализации и водоснабжения в РФ (Постановление правительства №167).
- Постановление №761 определяет размер и порядок назначения субсидий гражданам-потребителям.
- Правила предоставления коммунальных услуг гражданам №307 регламентируют порядок взаимоотношений собственников и конечных потребителей услуг с поставщиками, устанавливают нормативы потребления отдельных ресурсов.
- Специализированные нормативные акты, касающиеся конкретной отрасли ЖКХ – газоснабжения, водоотведения, водоснабжения, содержания многоквартирных домов и так далее.
Изменения, касающиеся порядка предоставления коммунальных услуг
Основным регламентирующим документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. В 2015 году данный документ подвергся некоторым изменениям.
Потребители услуг, имеющие возможность установить счетчики, но не сделавшие этого, будут платить больше. Данная мера призвана стимулировать население устанавливать приборы учета как общие, так и индивидуальные.
Такой нормативный акт существовал и ранее, но не имел широкого применения. Теперь же, после узаконивания новшества, требования будут касаться всех граждан без исключения.
Следовательно, изменился и пункт, который регламентирует начисление платы во время поверки (временного отсутствия) счетчика.
Если ранее для расчета брались показатели потребления за три предыдущих месяца «стандартного» тарифа, теперь во внимание будет браться тариф повышенный с повышающими коэффициентами. В начале 2017 года данный показатель равен 1,5.
Использование повышенных коэффициентов возможно в случае, если контролер не будет допущен в квартиру или дом для снятия показаний свыше трех месяцев подряд.
К газоснабжению повышенные тарифы применяться не будут.
Таким образом, все нововведения касаются использования повышающих коэффициентов при отсутствии счетчиков в помещении.
Важно то, что их отсутствие может быть оправдано, например, когда нет технической возможности монтажа ИПУ, ОПУ. В этом случае плата будет начисляться по старым тарифам.
Общие положения Правил
Основными пунктами документа являются:
- Предоставление коммунальных услуг производится на основании федеральных законов, нормативных актов, договора, а также вышеуказанных Правил.
- Поставщик несет ответственность за качество и сроки предоставления услуги в равной степени перед всеми потребителями.
- Качество и состав услуг ЖКХ зависят также и от возможностей инженерных сетей здания.
- ТСЖ или собственники помещений в доме при отсутствии договора с поставщиком могут заключить его непосредственно с ресурсоснабжающей компанией. Последняя несет в этом варианте ответственность перед потребителем за качество и своевременность подачи услуг, минуя поставщика.
- Взаимоотношения с ресурсопоставляющей компанией (при заключении договора) не должны противоречить принципам Правил и иных законов, нормативных актов.
Помимо этого, общие положения имеют расшифровку основных терминов и понятий, используемых в сфере предоставления услуг ЖКХ.
Действие документа распространяется на потребителей (граждан, законно проживающих в муниципальной, частной, государственной собственности), и поставщиков услуг.
Права и обязанности сторон коммунального обслуживания
Потребитель вправе:
- получать обслуживание надлежащего качества, своевременно и в полном объеме;
- бесперебойно получать коммунальные услуги, требовать повышения их качества до установленного уровня;
- участвовать в принятии решений относительно общей собственности и придомовой территории;
- контролировать и оплачивать фактический объем израсходованных услуг;
- требовать уменьшения оплаты в случае перерывов в поставках, низкого качества или собственного отсутствия в помещении;
- требовать возмещения ущерба, если последний причинен по вине поставщика услуг;
- сверять произведенные платежи;
- получать полную информацию, знакомиться с документами и нормативными актами относительно конкретных услуг.
Поставщик вправе:
- требовать своевременной оплаты предоставленных услуг ЖКХ;
- требовать соблюдения правил эксплуатации жилья, ИПУ, ОПУ;
- получать компенсацию от государства за потребителей, имеющих льготы;
- свободно попадать в помещения для сверки показаний и исправности приборов учета.
Потребитель обязуется своевременно оплачивать потребленные коммунальные услуги, предоставлять допуск представителям поставщика в помещение, самостоятельно следить за исправностью инженерных сетей в квартире.
Поставщик обязан предоставлять услуги своевременно, в полном объеме, без длительных перерывов, установленного качества, заключать договор с потребителем и осуществлять контроль технического состояния систем в доме.
Стандарты качества
Услуги ЖКХ должны производится в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000, федеральными законами и прочими нормативными актами.
Все услуги должны подаваться в объеме, установленном для нужд населения, обеспечивать непрерывное потребление.
Перерывы допускаются только в случае проведения ремонта или форс-мажорных обстоятельств.
Все услуги должны быть безопасными для здоровья и жизни населения.
Поставщик обязательно должен проводить контроль качества услуг:
- визуальный;
- аналитический;
- инструментальный.
Используемые для оказания услуг приборы, изделия, вещества также должны проходить контроль и соответствовать стандартам.
Порядок оплаты услуг ЖКХ
Жилищный кодекс обязует потребителя:
- оплачивать коммунальные услуги как предприятия, так и физических лиц;
- вносить оплату до 10 числа ежемесячно;
- составлять платежные документы в соответствии с полученными квитанциями;
- получать при наличии оснований субсидии (скидки) на оплату услуг ЖКХ;
- оплачивать все помещения, принадлежащие по праву собственности;
- в некоторых случая оплате подлежит не только текущий, но и капитальный ремонт общей собственности в многоквартирных домах.
Разрешение споров и разногласий
Споры между потребителем и исполнителем могут иметь следующие виды:
- Судебное разбирательство. Истцом чаще всего выступает гражданин, которому была оказана некачественная или несвоевременная услуга. Исполнитель через суд может взыскивать долги по оплате.
- Медиация. Разрешение конфликта с привлечением посредника. Такое досудебное урегулирование выгодно обеим сторонам, так как проходит с меньшими затратами и в сокращенное время.
Именно в сфере ЖКХ медиаторы не пользуются популярностью. Причина банальна — не получившая свое сторона считает себя правой и стремится наказать виновника. При этом она не учитывает, что суд может затянуться на годы, и может сопровождаться большими тратами денег, сил и времени.
Медиация же в ЖКХ направлена на примирение сторон, возмещение ущерба пострадавшему в короткие сроки.
Но, пока не будут внесены поправки в действующее законодательство, обязывающие стороны спора использовать медиацию, коммунальные конфликты будут решаться в суде.
: В России повысили нормативы потребления коммунальных услуг
В репортаже обсуждается проблема расчета стоимости потребляемых коммунальных услуг при наличии или отсутствии индивидуальных приборов учета.
Рассказывается, какие повышающие коэффициенты будут введены для владельцев жилых помещений, не оснащенных счетчиками.
Источник: http://PropertyHelp.ru/kvartira/kommunalnye-uslugi/pravila-predostavleniya.html
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам по ПП РФ № 354 в [year] году
Получение гражданами Российской Федерации коммунальных услуг четко оговорено в законодательстве, как федерального, так и местного уровней.
Это позволяет регламентировать предоставление коммуналки в рамках нормативов и дает возможность отстоять гражданину свои права в случае их нарушения поставщиками.
Но обязательства есть как у исполнителя, так и у потребителя, в связи с чем следует разобраться, как правильно организовать процесс поставки коммунальных услуг и расчета за них, и в каких случаях можно стать нарушителем.
Общие положения закона
Полностью регламентирует предоставление “коммуналки” Постановление Правительства РФ под номером 354, изданное в 2011 году, но с того времени они претерпели некоторые изменения.
В его тексте оговаривается, на каких условиях предоставляются услуги, какие обязанности есть у обеих сторон, а также что нужно учитывать при расчете стоимости. Перерасчет также стал предметом указания в законодательном акте и его главе 7.
Если же человек считает, что стоимость предоставляемых услуг была установлена с нарушениями или вообще незаконно, то он может обратиться к этому постановлению и оспорить решение поставщика.
При ненадлежащих показателях поставляемых услуг человек вполне может потребовать установления этого факта, а также компенсации или снижения стоимости, при подтверждении этого проверкой.
Также в нормативном акте прописано, в каких случаях коммунальщики вообще могут прекратить поставку электрической энергии, воды или газа, либо ограничить их потребление.
Нашли свое место в документе и особенности, в том числе предоставление водоснабжения через колонку, а также централизованные источники, которые требуют особого подхода.
Что входит в перечень коммунальных услуг
Список таких услуг определяется Правительством государства, и распространяется по всей его территории, при этом все, что вошло в него, должно предоставляться круглогодично, за исключением отопления, которое поставляется по сезону.
Однозначно оговорены и периоды времени для планового и аварийного ремонтов, поэтому устранять чрезвычайные ситуации следует только с соблюдением временных рамок.
Закон дает потребителю возможность написать претензию или жалобу, в которой будет описано некачественное предоставление услуг, и инициировать таким образом проверку деятельности.
Тот список, который должен предоставляться коммунальщиками, состоит из:
Подачи холодного водоснабжения | Которое должно быть пригодным для питья. Она осуществляется централизованно или через общедомовую сеть, а санитарная проверка не может показывать отклонений, в ситуации, когда подключение к централизованной системе невозможно, должно быть обеспечено снабжение водой через колонку |
Горячей воды | Которая предоставляется человеку через центральный водовод, но если в доме нет такой возможности, то в нем ставят бойлеры и нагревательные колонки |
Канализации | Которая монтируется вместе с водопроводом и точка водостока располагается в месте подачи воды |
Электричества | Подаваемого на постоянной основе и круглосуточно в жилые помещения |
Газа | Поступающего централизованно, но если его нет, то хозяева могут закупать баллоны с природным ресурсом |
Услуг по отоплению | Осуществляемые круглосуточно в сезонный период, аварии на котором устраняются в законном порядке и с соблюдением сроков |
То, насколько хорошо оказывают услуги, зависит от того, как оборудован жилой дом инженерными сетями.
В ситуации, когда нет возможности провести коммуникации, то и плата за них взиматься не будет, поскольку по факту ресурсы не используются человеком.
Стороны, которые участвуют в процессе поставки и использования услуг, имеют не только права, но и обязанности, несоблюдение которых может быть поводом для применения санкций и временно налагать ограничения.
Для исполнителя и потребителя существуют разные условия, сопровождающие поставки услуг, но все они прописаны в договоре их оказания.
Эти договоренности оформляются письменно, и в нем прописываются стороны, участвующие в соглашении, а также тарифы и возможность их изменения.
В целом же процесс налаживания контактов собственников с поставщиками включает в себя такие действия:
Письменно сообщить о намерениях заключить договор | И приложить перечень документов, включая удостоверение личности, справки о праве собственности на объект недвижимости, и прочие необходимые бумаги |
Изучение проекта договора с поставщиком | И урегулирование разногласий по некоторым пунктам |
Формирование дополнительной бумаги | Об отсутствии претензий и полном отсутствии споров |
Подписать акт на получение услуг | — |
Но кроме этого договора, сторонами должны выполняться законодательные требования касательно сотрудничества и порядка пользования всеми услугами, и таковые имеются как у исполнителя, так и у потребителя.
Исполнитель
Исполнителем услуг является именно поставщик, который имеет соответствующую лицензию, свои инженерные сети для транспортировки ресурсов, а также собственные расчетные счета для оплаты.
Обязанности этой стороны заключаются в следующем:
Она обязана поставлять | Оговоренные услуги бесперебойно и в полном объеме |
На поступившие заявки по ремонту | Необходимо реагировать в срок, установленный законодательством, чтобы перебои в поставках не возникали на долгое время |
Есть возможность требовать плату | За предоставленные блага, а также следить за своевременностью перечисления средств, также обязательно взимается штраф за просрочку платежа |
Следует принимать государственные средства | На субсидирование для некоторых граждан |
Контролировать правильную эксплуатацию всей техники и сетей | Которые принадлежат компании |
Производить проверку счетчиков и сетей | А также получать доступ в помещения технического назначения |
Управляющая компания (сокр. УК) имеет возможность выбирать поставщика совершенно свободно, а при возникновении сложностей с поставками следует предупреждать их получателей о перебоях.
А вот потребители могут жаловаться на невыполнение поставщиками обязанностей, если это нарушает их комфорт.
Потребитель
Задачи и права потребителя заключаются в следующих пунктах:
Он может получить услуги | С надлежащим качеством, соответствующим установленным нормам |
Если расчеты вызывают сомнение | То гражданин вполне может потребовать проверки и коррекции на тот уровень, который изначально был заложен |
Ему должна быть предоставлена информация о наличии аварий | А также человек вправе рассчитывать на возмещение ущерба, если халатность поставщика привела к его нанесению |
Если возникли аварийные ситуации или другие внештатные положения | То он должен оповестить соответствующие службы |
Он обязан производить платежи за услуги в полном объеме | — |
Как осуществляется оплата услуг ЖКХ
Оплачивать ЖКУ необходимо в насчитанном размере, конкретная сумма чего оговаривается в квитанции от компании, при этом расчеты осуществляются ежемесячно по установленным тарифам.
В большинстве случаев, доказательством расхода благ является счетчик, но при невозможности или нежелании его установить, расчет производится по площади жилья и количеству прописанных людей.
Оплата ЖКУ является обязательной задачей человека, и за несоблюдение этого поставщик может прекратить подачу продукта.
Но граждане имеют право понимать, что входит в стоимость квитанции и за что была начислена конкретная сумма, а если качество не соответствовало заявленному, либо произошла ошибка в расчетах, то человек может потребовать перерасчета.
порядок расчетов за коммунальные услуги
Из этого следует, что если гражданин или группа недовольны услугами, то они могут потребовать расторжения контракта и выбрать другую компанию.
: по данной теме
Урегулирование спорных ситуаций
Если у человека возникли некоторые споры с поставщиком, он должен попытаться урегулировать конфликт с ним мирным путем, написав жалобу руководству.
В ситуации, когда она не возымела эффекта или гражданин получил отказ в разбирательстве, можно обращаться к местным властям или же службу защиты прав потребителей.
В исключительных случаях можно обратиться в судебную инстанцию, приложив попытки мирного урегулирования в виде писем и отказов служб, а если был нанесен ущерб, есть вариант потребовать компенсации от виновника аварии.
Последние ключевые изменения
Существующие под номером 354, правила предоставления коммунальных услуг гражданам в 2019 году немного изменились.
К примеру, было подкорректировано описание нежилого помещения, и в новой трактовке этот термин устанавливается достаточно четко и понятно.
Также на коммунальщиков была возложена обязанность осуществлять проверку показаний счетчиков и их исправности по заявлениям потребителей, хотя ранее допускалась только проверка в помещении по инициативе компании раз в полгода. Но и этот срок изменился, и в настоящий момент составляет 3 месяца.
Если же сотрудники компании-поставщика не могут получить доступа в квартиру для проверки приборов учета, то расчет будет производиться по-другому.
Такая ситуация требует применения нормативов, оговаривающих расчеты за каждого прописанного в квартире гражданина, при этом сумма может серьезно увеличиться, а чтобы убрать такой принцип расчета, следует попросить у компании повторной проверки.
Коммунальные услуги в Российской Федерации предоставляются компаниями, которые могут быть частными и государственными, но в любом случае они подчиняются законодательству государства.
В постановлении правительства РФ с номером 354 оговорены конкретные правила сотрудничества поставщиков с клиентами и процедуры общения, а также получения их продукции. Если же оно нарушается, то виновник будет наказан согласно нормам.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: https://realtyaudit.ru/pravila-predostavlenija-kommunalnyh-uslug-grazhdanam-po-pp-rf-354/
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам [year]
Законодательно установленные правила, регулирующие правовые взаимоотношения между двумя сторонами (исполнителем и потребителем) ЖК услуг, необходимы для четкого установления прав и обязанностей, а также ответственности сторон, порядка, регламентирующего определение конкретного размера оплаты за тот или иной вид услуг как при наличии учетных приборов, так и без них, порядка выполнения перерасчетов, предъявляемых к оплате сумм за некоторые оказанные услуги, за тот период, когда граждане временно отсутствовали в жилье, и порядка, определяющего корректировку оплаты за услуги при их ненадлежащем качестве и (или) оказании их с временными промежутками, длящимися свыше нормативно допустимых временных перерывов.
При любых обстоятельствах, регулирование жилищных отношений между сторонами практически не представляется без периодических государственных вмешательств, посредством принятия новых законодательных актов и изменения (дополнения) существующих.
Среди основных НПА, с помощью которых осуществляется регулирование правовых взаимоотношений в жилищно-коммунальной сфере, можно назвать следующие:
- ГК РФ. Именно он в главе 30 содержит законодательное установление норм по обеспечению населения ресурсами (электричество, газ, вода) и другими услугами, а также утверждает приоритетность определенного перечня актов перед положениями, обозначенными в кодексе;
- ЖК РФ. Устанавливает нюансы применения норм в жилищной сфере;
- КоАП Российской Федерации. Предусматривает уровень ответственности при нарушении установленных СЭС требований по качеству и безопасности воды питьевого назначения;
- Водный кодекс Российской Федерации. Содержит нормы эксплуатации водных объектов для нужд специального и бытового характера;
- Закон под № 69-ФЗ, отвечает за установление порядка обеспечения потребителей таким ресурсом, как газ;
- Законом № 210-ФЗ, регламентирует установление тарифов для ЖК предприятий. Помимо этого закона, деятельность подобных предприятий основывается на множестве других, профильного направления актах;
- Постановление № 167, принятое правительством, содержит в себе свод правил эксплуатации канализационных систем и систем, отвечающих за снабжение населения водой;
- Субсидирование в сфере ЖКХ определяется постановлением № 761;
- Правилами оказания услуг населению № 307 обусловлен порядок взаимодействия между такими участниками, как собственники, конечные потребители и поставщики. Также ими отдельно указываются нормы в потреблении некоторых ресурсов;
- Отдельным пунктом обозначаются акты специализированного направления, затрагивающие каждую из отраслей ЖКХ в отдельности: водоснабжение, газоснабжение, водоотведение, содержание зданий и прочих.
Нововведения 2015 г. в порядке оказания услуг
Документ, имеющий преимущественную законодательную силу в сфере оказания услуг, представлен «Правилами оказания коммунальных услуг населению», которые утверждены правительством 23.05.2006 г., отдельным постановлением № 307.
В указанном году, в документ вносились поправки. Согласно изменениям, те из потребителей, у которых есть возможность установки приборов учета, при отказе от последних, будут нести больше затрат, связанных с потреблением ресурсов.
Эта мера введена с целью стимуляции населения к установке таких приборов, как общего, так и индивидуального назначения. Подобный акт принимался и раньше, однако, он не был предусмотрен для столь обширного использования. На данном этапе утверждения законодательных новшеств в этом вопросе, требования распространятся буквально на всех.
Был изменен пункт, регламентирующий начисление оплаты в период отсутствия прибора. Раньше учитывались показатели по потреблению за предшествующих 3 месяца начисления «общего» тарифа, теперь же в расчет будет браться показатель повышенного тарифа (увеличение его связано с использованием повышающего коэффициента).
Применение повышающего коэффициента станет возможным, при условии недопущения гражданами контролера в жилье для выполнения последним действий по снятию показателей приборов, более 3 месяцев подряд. К услуге, связанной с обеспечением населения газом, подобные тарифы неприменимы.
То есть подобные новшества будут касаться лишь случаев, когда в помещениях будут отсутствовать приборы учета. Одним из важных моментов является закрепление оправдания, если будет отсутствовать техническая возможность проведения работ по монтажу ОПУ и ИПУ. При этих обстоятельствах, начисление будет производиться по ранее утвержденной величине тарифа.
общих положений принятых Правил
Ключевые пункты документа предусматривают:
- Оказание услуг производится, основываясь на ФЗ, нормативных актах, соглашениях, и указанных действующих Правил;
- Предусматривается полная ответственность поставщика по качеству и срокам оказания услуг перед каждым из потребителей. Однако уровень качества и перечень оказываемых ЖК услуг, в первую очередь, сопоставляется с рабочими возможностями имеющихся в доме сетей;
- Если нет договора заключенного между сторонами (поставщиками и собственниками жилья или ТСЖ), он может быть заключен напрямую с прямым поставщиком ресурсов (отдельной компанией). В таком случае, именно последняя будет являться ответственной перед потребителями за выполнение условий оказания услуг, без участия поставщика;
- Обязательность соответствия взаимоотношений поставщиков (при наличии письменного соглашения) всем установленным Правилами, иным законам и нормативным актам, принципам. Кроме того, в общих положениях можно найти формулировки всех ключевых, применяемых в вопросах оказания услуг, понятий и терминов;
- Распространение его действия на всех, без исключения, участников ЖК взаимоотношений.
Как производится расчет и оплата
Расчетный период, за который необходимо вносить оплату за услуги, равняется 1 месяцу. Что же касается объемов платежей, то последние формируются, учитывая тарифный уровень, утвержденный для поставщиков, выдвигаемых условий на местности и определения надбавок к утверждаемому тарифу.
Платежные документы должны содержать отдельные сведения по услугам, оказываемым для конкретных помещений, и услугам общедомового значения. Подобным вопросам отведен свой раздел, с подробным рассмотрением в нем правил, учитываемых в ходе расчета платежей при тех или иных обстоятельствах.
Эти обстоятельства подразумевают:
- Проведение расчетных действий согласно показаниям, установленным на месте счетчиков;
- Проведение расчетов при отсутствии таковых;
- Проведение расчетов при оснащении части квартиры учетными приборами. И это неполный их список, предусмотренный разделом.
Ряд из них предусматривает использование формул, перечисленных во втором приложении Правил № 354. Все услуги должны быть оплачены в срок до десятого числа месяца, идущего за расчетным.
Если же оплата выполняется согласно платежкам, предоставленным исполнителем, то поступить она должна до начала следующего месяца. Предусмотреть другие сроки возможно лишь при их обоюдном письменном утверждении сторонами и фиксации в договоре на оказание услуг.
Урегулирование правовых отношений потребителей и поставщиков
Конфликты при оплате за оказанные услуги
Спорные моменты могут возникать преимущественно по причине ошибок в расчетах сумм, предъявляемых для оплаты, или же при явном нежелании коммунальщиков выполнения своих функциональных обязанностей в своевременном исправлении возникших поломок и неисправностей.
Подобные обстоятельства вынуждают потребителей обращаться с жалобами к поставщикам, направляя их в виде заявления. По законодательно закрепленным условиям, подобное заявление подлежит рассмотрению заявителем, с последующим направлением последнему отчета о выполнении мер, направленных на исправление ситуации.
Когда этих действий не совершается, у потребителя возникает возможность обращения за защитой потребительских прав к соответствующему обществу, в органы прокуратуры и в суд.
Зачастую, конфликтные ситуации регулируются в порядке досудебных разбирательств. Если разрешение конфликтной ситуации заходит в тупик, то спор может быть решен лишь в судебном порядке.
Либо будут удовлетворены требования заявителя, либо последнему откажут.
Судебные споры нельзя отнести к быстрым методам решения вопросов, поскольку здесь необходимо собрать доказательства и дополнительно потратить свое время и нервы.
В действующих Правилах № 354 точно обозначено, какие права есть у организаций, занимающихся оказанием услуг в коммунальной сфере, а какие у каждого из потребителей.
Разделом 4 Правил предусмотрен исчерпывающий список прав и обязанностей исполнителей (поставщиков) услуг. Подобный раздел относится к числу тех, которые каждому потребителю необходимо знать досконально, так как здесь прописывается, что:
- У исполнителя есть обязанность поставки потребителю услуг в том количестве, которое необходимо последнему, при этом оказанные услуги должны соответствовать установленным в государстве нормативам качества;
- Все без исключения поступающие от потребителей претензии, требования и жалобы фиксируются в отдельном, предназначенном для этих целей, журнале. Они должны быть своевременно рассмотрены, по результату чего необходимо принять соответствующие меры по устранению всех упомянутых в документах недоработок, с письменным уведомлением об этом потребителя. Подобный момент относится к наиболее важным, так как довольно распространено игнорирование потребителей, что является прямым нарушением этого законодательного пункта;
- Сотрудники коммунальной сферы также должны по просьбе обратившегося потребителя перепроверить правильность выставленных ему на оплату сумм по оказанным услугам. Итоги проведения проверочных действий оформляются отдельным документом, который подписывается руководителем и передается потребителю;
- Коммунальным организациям вменяется обязанность своевременного заключения целевых договоров с энергопоставщиками и своевременности проведения расчетов с последними;
- При возникновении любого рода приостановлений поставки ресурса, коммунальные компании обязаны заранее уведомить о данном факте всех потребителей.
Прямой обязанностью коммунальных служб является не только надлежащее обеспечение условий эксплуатации внутридомовых сетей, но и своевременность проведения ремонта последних. Помимо перечня обязанностей, у исполнителей имеется и ряд нормативно закрепленных прав.
К таким правам относят:
- Требование к потребителям оплачивать весь предоставленный им объем услуг, а также законно наложенные штрафы и пени за несвоевременность проведения выплат по услугам;
- Истребование с потребителей средств в качестве возмещения за нанесение их неправомерными действиями ущерба организации, или если ущерб был напрямую связан с отказом потребителя в допуске коммунальщиков в его помещение;
- Выполнение действий по установлению количества действительно проживающих в жилище граждан при не установке ими в помещениях приборов учета.
Права и обязанности потребителя коммунальных услуг
Всех потребителей законодательно обязывают:
- Бережно эксплуатировать все присутствующие в жилье коммуникации;
- Своевременно допускать в занимаемое жилье коммунальщиков для выполнения проверки сетей и для целей осуществления поверки установленных в помещении счетчиков, верности снятых показаний.
Для всех потребителей обязателен пункт немедленного уведомления коммунальных служб о нарушении целостности, функциональности и аварийности любого вида коммуникаций, с незамедлительным пропуском ремонтных бригад к аварийному узлу.
Среди основных потребительских обязанностей, числится и обязательность своевременной оплаты по предъявленным за услуги счетам. Также потребители должны уведомлять о числе граждан, постоянно живущих в квартире.
Среди основных потребительских прав, можно обозначить:
- получение услуг установленного качества;
- получение любых разъяснений, касающихся качества и расчетов сумм для оплат услуг;
- использование любого вида приборов учета поставляемых ресурсов.
Вопросу качества предоставляемого перечня услуг в постановлении Правительства № 354 отведен личный раздел (приложение №1).
Этот раздел может быть полезен для ознакомления с:
- техпараметрами поставляемой воды (и холодной, и горячей);
- допустимым температурным режимом теплового носителя отопительной системы;
- допустимыми параметрами давления в системах;
- показателями качества поставляемого электричества;
- допустимой длительностью приостановки в поставке любого из видов ресурсов.
Источник: http://o-nedvizhke.ru/zhkx/uslugi-zhkx/pravila-predostavleniya-kommunalnyx-uslug-grazhdanam.html