Бесхозные сети водоснабжения что делать?

Правовой режим бесхозяйных участков тепловых сетей: проблемы и возможные пути их решения

Бесхозные сети водоснабжения что делать?

Вопрос о сетях, собственник которых не установлен, возник не вчера. Проблеме много лет, и она в нашем городе не решается. Между тем от того, что в городе километры водопроводных и канализационных сетей бесхозны, страдают в первую очередь жители многоквартирных домов.

На вопросы нашего корреспондента о бесхозных сетях ответил главный инженер ЗАО «Первая городская управляющая компания» Сергей Маслаков.

— Сергей Сергеевич, неужели в коммунальном хозяйстве города осталось что-то, никому не принадлежащее?

Проблема бесхозных, или.

как они называются в соответствии с законодательством, бесхозяйных, коммунальных сетей возникла давно, с началом реформирования жилищно-коммунальной отрасли и приватизации жилья, то есть существует с начала 1990-х годов.

Тогда в процессе приватизации ресурсоснабжающие предприятия очень неохотно принимали на свой баланс коммунальные сети жилых домов, так как их содержание нерентабельно. До сих пор эти километры сетей ничьи.

Они не числятся на балансе ни у одной организации, ни у собственников. Соответственно, не обслуживаются.

Понятно, что это наиболее аварийные участки сетей водоснабжения, водоотведения, канализации, тепло- и электроснабжения многоквартирных домов в Орле.

В настоящее время износ таких сетей составляет, по нашим данным, до 80-90%. Средства на их ремонт и содержание не выделяются, собственник не определен.

— А как же управляющие компании? Могут они эти сети взять себе?

Не имеют права. В соответствии с Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме в сферу деятельности управляющих компаний входит ремонт и обслуживание сетей, не выходящих за периметр дома, то есть до стен.

Исходя из этого, рассчитывается тариф на техобслуживание. Самая большая проблема для нас сегодня — это водопроводные и канализационные сети от дома до первого колодца, это самые аварийные участки.


— А если авария? Кто делает ремонт? Кто его оплачивает?

Аварийный ремонт выполняют специалисты — водоканал, энергетики, тепловики. А затем они выставляют счет за произведенные аварийные работы управляющей компании.

То есть фактически проблема перекладывается на плечи жителей многоквартирных домов, так как оплата работ идет за счет средств, собранных на содержание и техническое обслуживание дома. Максимальный объем таких работ сегодня идет по сетям водоснабжения и канализации.

Это сотни тысяч рублей, которые могли бы пойти на ремонт внутренних сетей, кровель, фасадов многоквартирных домов.

Но дело не только в этом. Бесхозные сети не обслуживаются, на них не проводится профилактический ремонт, и они катастрофически ветшают. В Орле, по счастью, пока обошлось без крупных коммунальных аварий, но такое возможно в любую минуту.

Ведь нет точных данных о количестве и состоянии таких объектов, их аварийно опасных участках. Мы, например, располагаем частичными сведениями от 2012 года по 32 бесхозным объектам сетей водоснабжения и 63 объектам водоотведения. Данных по тепловым и электрическим сетям у нас нет.


— И что же делать? Наверное, такая проблема существует не только в Орле и где-то успешно решается. Есть примеры?

Бесхозные сети — это компетенция местных властей в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Городская власть обязана не допускать бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры на своей территории. Это ключ к решению проблемы.

Мы, как представители орловского филиала СРО «Национальный жилищный конгресс», запросили у коллег из других регионов, есть ли алгоритмы решения проблемы бесхозных сетей. Оказывается, есть.

Приведу для примера, как решается вопрос в городе Екатеринбурге:

1. Постановлениями администрации муниципального образования «Город Екатеринбург» стационарные объекты инженерной инфраструктуры закреплены за специализированными муниципальными предприятиями до их приемки в муниципальную собственность. В дальнейшем, по мере выявления новых бесхозных стационарных объектов, в данные постановления вносятся изменения.

2.

С целью взаимодействия структурных подразделений администрации города в работе по приемке бесхозных объектов в муниципальную собственность управлением ЖКХ разработан и административный регламент исполнения муниципальной функции «Организация выявления и управления бесхозяйными объектами инженерной инфраструктуры электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, подготовка документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Екатеринбург».

3. В порядке управления выявленными бесхозными объектами инженерной инфраструктуры до их приемки в муниципальную собственность устранение аварийных ситуаций производится муниципальными специализированными предприятиями в счет средств бюджета.

При этом следует отметить, что статьей 8 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что расходы организации на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения учитываются при установлении тарифов.

Аналогичная ситуация по тепловым и электрическим сетям.

Проблему необходимо решать, я бы сказал, в экстренном порядке, так как наличие таких «ничейных» коммуникаций представляет серьезную угрозу благополучию наших жителей.

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Инженерные сети газоснабжения

Так как в настоящее время действующим законодательством не установлены нормы содержания бесхозяйных инженерных сетей газоснабжения, то, учитывая обязанность РСО подавать газ надлежащего качества, возможно применение позиции, согласно которой содержание таких инженерных сетей осуществляют лица, эксплуатирующие бесхозяйные объекты в целях предпринимательской деятельности.

Судебная практика

О том, что проблема бесхозяйных инженерных сетей всегда актуальна, свидетельствует обильная судебная практика.

Прокурорская проверка, связанная с вопросом о бесхозяйности инженерных сетей, выявила в деятельности органа местного самоуправления нарушения требований законодательства в сфере ЖКХ: ею не предпринимались меры по постановке тепловой сети на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Поэтому суд принял решение о возложении на орган местного самоуправления обязанности определить РСО и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт бесхозяйной инженерной сети (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-3064/2015).

В суд поступил иск от ТСЖ о признании незаконным бездействия администрации города, которая отказалась от признания права муниципальной собственности на бесхозяйную тепловую инженерную сеть.

ТСЖ утверждало, что, так как данная инженерная сеть расположена за границей внутридомовых сетей и вне земельного участка, занимаемого МКД, то она не может считаться общедомовым имуществом.

Суд требование не удовлетворил, поскольку сети трубопроводов находятся во владении и пользовании ТСЖ и к бесхозяйному имуществу не относятся (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2016 N Ф01-1295/2016 по делу N А43-7539/2015).

РСО через суд требовала, чтобы орган местного самоуправления принял на учёт бесхозяйную тепловую инженерную сеть. РСО полагала, что транзитные участки инженерных сетей, которые проходят в подвалах жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, поэтому орган местного самоуправления обязан принять их на учёт.

Суд требование РСО удовлетворил, поскольку спорные участки трубопроводов ей вместе с инженерными сетями не передавались, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют. Именно поэтому суд посчитал спорные участки трубопроводов бесхозяйными (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.

2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (). Мы всегда рады вам помочь!

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем УО и ТСЖ соответствовать ПП РФ №731 о Стандарте раскрытия информации () и ФЗ №209 о ГИС ЖКХ (). в 6.7 раз. А также помогаем . Будем рады помочь и вам!

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Источник: https://wiid.ru/energy-metering/legal-regime-of-ownerless-sections-of-heat-networks-problems-and-possible-solutions/

К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях

Бесхозные сети водоснабжения что делать?

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной признается вещь, не имеющая собственника, когда собственник неизвестен или отказался от права собственности на эту вещь. Бесхозяйными инженерными сетями называют сети, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Первоочередная задача для решения проблем, связанных с содержанием инженерных сетей — определить, имеется ли у них собственник, каковы границы собственности на сети, как определена в договоре управления МКД граница эксплуатационной ответственности, кто и за какой счёт содержит данные сети и где находится точка поставки коммунальных ресурсов.Границы эксплуатационной ответственности

Общая информация

Если собственник не был определён, и инженерная сеть признаётся бесхозяйной, то порядок дальнейших действий таков: сеть передаётся в муниципальную собственность, в свою очередь орган местного самоуправления определяет РСО, которая будет отвечать за выявленную инженерную сеть.До приёмки бесхозяйной сети в муниципальную собственность аварийные ситуации разрешаются за счёт муниципального бюджета.

В спорном случае, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке, а это случается, когда наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества, РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утверждённому собственниками помещений в МКД. В обязанность УК входит — предложить такой тариф собственникам. Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счёт РСО.

Федеральная служба по тарифам должна включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования.

До тех пор, пока это не сделано, потери на данном спорном участке сети и ремонтные работы осуществляются за счёт УК пропорционально фактическому потреблению.

Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД

Причины появления бесхозяйных инженерных сетей

Бесхозяйными чаще всего оказываются инженерные сети следующих объектов:

  • государственных предприятий, преобразованных в 90-е годы ХХ века в акционерные общества, которые не были внесены в реестры федерального и государственного имущества и соответственно не переданы в установленном порядке в муниципальную собственность;
  • предприятий, признанных банкротами;
  • частного сектора жилой застройки;
  • вновь построенных объектов жилищного фонда, которые не были оформлены и переданы эксплуатирующим организациям заказчиками строительства.

Инженерная сеть водоснабжения

Если речь идёт о водоснабжении и водоотведении, то, согласно ч.5 ст.

8 № 416-ФЗ, при выявлении бесхозяйной инженерной сети (в их число входят водопроводные и канализационные сети), за эксплуатацию таких объектов отвечают РСО (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанной инженерной сети.

Эта ответственность ложится на РСО до признания на данные бесхозяйные инженерные сети права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение собственником, который ранее их оставил. При этом расходы РСО на эксплуатацию бесхозяйной инженерной сети учитываются Федеральной службой по тарифам (ч.6 ст.8 № 416-ФЗ).

Инженерные сети электроснабжения

За содержание бесхозяйных инженерных сетей электроснабжения несут ответственность организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов электроэнергетики. При этом в полном объёме учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов (ч.4 ст.28 № 35-ФЗ).

Бесхозные сети теплоснабжения что делать. Бесхозные сети

Бесхозные сети водоснабжения что делать?

Озадачивать себя таким вопросом должны те потребители, электроснабжение которых осуществляется с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.

Впрочем, это можно отнести и к другим электросетевым объектам, находящимся в государственной (федеральной, региональной) собственности.

И ставить его (вопрос) обязательно следует в момент, угрожающий прекращением (или ухудшением) электроснабжения, когда причину этого объясняют (не важно кто) оставлением муниципальными организациями (предприятиями, учреждениями) принадлежащих им электросетевых объектов.

Именно так объяснил причину предстоящего отключения электроснабжения потребитель, обратившийся ко мне за юридической помощью.

Ему было обещано отключение электроснабжения только потому, что кабельная линия, принадлежавшая ранее муниципальному унитарному предприятию и от которой осуществляется электроснабжение, якобы стала бесхозяйной.

Следовало бы ещё отметить, что в описании проблемной ситуации, в которой тот потребитель оказался, было ещё много сомнительных обстоятельств, настолько же нелепых, как и «бесхозяйность муниципальных объектов». Но в виду узкой тематики освещаемой проблемы и данной статьи я оставлю их (обстоятельства) без внимания.

Точно такую же причину назвали мне жители одного посёлка, чьё электроснабжение осуществлялось от трансформаторной подстанции и сетей, находящихся в муниципальной собственности.

Электросетевая компания прекратила их техническое обслуживание по причине прекращения муниципалитетом финансирования из-за отсутствия денежных средств в местном бюджете.

Поскольку муниципалитет утратил возможность оплачивать услугу по техническому обслуживанию электросетевых объектов, то (со слов представителя муниципалитета, объяснившего жителям ситуацию) муниципалитет отказывается от этих объектов.

Став «бесхозяйными», эти объекты теперь не могут обслуживаться электросетевой компанией и, следовательно, жители должны, по мнению представителя муниципалитета, готовиться к прекращению электроснабжения.

Изучив в деталях обстоятельства обеих конфликтных, а по существу абсурдных ситуаций, я дал потребителям единственную, подходящую для них, рекомендацию обратиться с соответствующими заявлениями в органы прокуратуры. Основным правовым основанием для таких заявлений является принципиальная невозможность «превращения» муниципальных электросетевых объектов в «бесхозяйные».

То, что муниципальные электросетевые объекты по определению не могут стать бесхозяйными следует из анализа статьи 236 ГК РФ.

Согласно части 1 данной статьи отказаться от права собственности на принадлежащее имущество могут только лишь граждане или юридические лица.

Следовательно, данным правом не наделены ни муниципальные образования, ни субъекты Российской Федерации, ни сама Российская Федерация.

Муниципальные же организации (предприятия, учреждения), хотя и являющиеся юридическими лицами, но имеющие объекты электросетевого хозяйства только на праве хозяйственного ведения (статья 294 ГК РФ), либо оперативного управления (статья 296 ГК РФ) лишены права самостоятельно распоряжаться этим имуществом, то есть отказываться от него. Данное право принадлежит исключительно учредителям муниципальных организаций – органам местного самоуправления (муниципалитетам).

Абсурдность, вплоть до курьёзности, ситуации заключается ещё и в том, что именно на органы местного самоуправления (муниципалитеты) возлагается согласно статье 225 ГК РФ работа с бесхозяйными объектами.

Поэтому «бросить» муниципальные электросетевые объекты (также, как и любое другое муниципальное имущество) органы местного самоуправления не смогут уже только потому, что заниматься с бесхозяйными вещами предстояло бы опять же этим органам.

Не стану углубляться в более тонкие детали процедуры отчуждения муниципального имущества (для этого существует специальное законодательное регулирование), поскольку в описанных выше ситуациях вообще нет даже видимости какого-либо упорядоченного отчуждения муниципальных электросетевых объектов. В таких ситуациях возможен только один однозначный вывод, что должностные лица, служащие в муниципальных организациях и заявляющие об отказе от муниципальных электросетевых объектов, совершают должностные нарушения. И этого уже достаточно для соответствующих обращений в органы прокуратуры по фактам совершаемых злоупотреблений и привлечения к ответственности (вплоть до уголовной) всех причастных к этим нарушениям лиц.

Бесхозяйные сети инженерно-технического обеспечения (инженерные сети, системы или коммуникации), необходимые для тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, представляют определенную проблему для управляющих организаций, поскольку не всегда бывает понятно, кто и на какие средства обязан осуществлять их содержание.

Сегодня мы поговорим о распределении обязанностей и ответственности по обслуживанию таких сетей.

Рекомендуем!  Законность ограничения подачи электроэнергии
Информационный журнал Realty-u.ru
Добавить комментарий