Судебный порядок разрешения земельных споров




В этой статье:

Административный порядок разрешения земельных споров

Судебный порядок разрешения земельных споров

Согласно Конституции РФ земельные споры могут рассматриваться только в порядке судопроизводства, то есть регламентированной законом процедуры рассмотрения. Если судом допущены существенные нарушения процессуального закона, то вынесенное по земельному спору решение подлежит отмене, а дело — пересмотру (ГПК РФ, ст.387, АПК РФ, ст.270).

Земельное право

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права.

При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Административный порядок рассмотрения земельных споров

споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых законодательством.

Разрешение земельных споров

Самостоятельную группу составляют имущественные споры землевладельцев и землепользователей.

Например, споры между гражданами, имеющими строения в общей собственности, о порядке владения земельным участком. Частью 2 ст.

157 Кодекса о земле установлено, что порядок владения частью земельного участка определяется с учетом долей строения, принадлежащих гражданам, с соблюдением необходимых требований.

Тема 10

Земельные споры в Российской Федерации являются неотъемлемым элементом земельных отношений. Право на защиту земельных прав законодательно закреплено в ст. 35 Конституции РФ. Разрешение земельных споров — это один из способов защиты прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений. ст.

36 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии со ст.

304 и 305 ГК РФ все пользователи земельными участками могут требовать устранения нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения. Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (п.

4) государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей.

В судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры: об отказе в предоставлении земельного участка; о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка; об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т. д.

По общему правилу компетенция местных исполнительных и распорядительных органов по разрешению споров определяется местом нахождения спорного участка и характером правоотношений, возникающих между владельцами, пользователями земли и местной администрацией или между владельцами и пользователями земли.

Земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т. д.

Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений.

Разрешение земельного спора — это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно.

Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядки пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями. В юридической литературе различают три категории споров, возникающих из земельных отношений. В частности, В. Романов классифицирует их следующим образом:

Статья 64

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст.

3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ).

В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.

Рекомендуем прочесть:  Выкуп долга страховой

Разрешение земельных споров (2)

Земельный спор — это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений.

Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.

Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца.

Лекция 1

[22] Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 96 // Вестник ВАС РФ. 2006. № 3. С.74.

Судебный порядок разрешения земельных споров

Спор – разногласие между сторонами, которое рассматривается компетентными органами; это надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие.

В обычном понимании спором является притязание двух или нескольких субъектов на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания в судебном порядке или в процессе рассмотрения в иных компетентных органах путем словесного и документального доказывания и отстаивания своей точки зрения.

б) уже установлены вступившим в законную силу приговором или решением суда. В таком случае стороны хотя и освобождены от доказывания уже доказанного судом факта, обязаны суд, рассматривающий данный земельный спор, надлежаще заверенную копию этого решения или приговора суда.

Спор (в данном случае) – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора.

Земельные споры

В некоторых случаях, оговорённых в Земельном кодексе, государство имеет право изъять землю из оборота. Владельцам выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости участков. Однако этот вопрос спорный. Ведь сумма компенсации зависит от компетентности оценщика и степени его заинтересованности в хороших отношениях с властью.

Источник: https://russianjurist.ru/trudovoe-pravo/administrativnyj-poryadok-razresheniya-zemelnyh-sporov

Особенности рассмотрения земельных споров в 2019 году: образцы исковых заявлений, рассмотрение земельных споров и решение суда, документы | Земельный эксперт

Судебный порядок разрешения земельных споров

Иск, подаваемый в суд, заполняется машинописными символами или от руки. Образец заявления различается по форме и содержанию в зависимости от классификации разбирательства. В современной практике встречаются следующие основные виды исков:

По общей схеме образец искового заявления в суд должен содержать следующую информацию:

  1. Информационная часть иска. Заполняется с правой стороны документа в верхней его части. Содержит наименование суда с указанием его почтового адреса, ФИО и контактные данные истца, информацию об ответчике, а также о третьих лицах и представителе (если они присутствуют). В информационной части заявления должна быть указана цена иска в рублях (если делопроизводство осуществляется с возможностью компенсации ущерба).
  2. Наименование иска. Указывается по центру документа и выделяется более крупным шрифтом. Например, исковое заявление об определении порядка пользования земельным участком.
  3. Основной текст заявления. Здесь указываются характеристики объекта правоотношения, его адрес, иные собственники и дольщики (при наличии). В этой части также указывается законное основание для требований истца.
  4. Приложения. Указывается перечень документов, прикладываемых к заявлению.
  5. В нижней части документа ставится дата его составления и подпись заявителя.

Порядок рассмотрения земельного спора

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется в зависимости от правового статуса сторон, характера делопроизводства и местонахождения земельного участка. Законодательством определена возможность разрешения земельных разногласий третейским судом или компетентной комиссией.

Порядок рассмотрения земельного спора:

  1. Сбор необходимых документов заинтересованной стороной или ее официальным представителем.
  2. Составление иска и обращение в третейский суд или суд общей юрисдикции.
  3. Рассмотрение иска и вынесение соответствующего решения.
  4. Обжалование решения в вышестоящей инстанции (при необходимости). Такое действие может быть выполнено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. Возможен также пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
  5. Исполнение судебного решения в добровольном или принудительном порядке.

Список документов

Необходимые документы для подачи иска в суд:

  • Паспорт или иная бумага, удостоверяющая личность заявителя.
  • Доверенность, заверенная через нотариуса (при необходимости).
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Документы, обосновывающие притязания по поводу земельного спора.

Исполнение решения суда

Судебное решение вступает в законную силу с момента окончания срока на его обжалование. В рамках апелляционного обжалования это месяц.

Если одна из сторон не согласна с вердиктом и подала кассационную жалобу, исполнение откладывается до момента окончания судопроизводства.

В кассационном порядке судебные постановления могут быть обжалованы в течение 6 месяцев с момента их принятия.

После вступления судебного решения в законную силу исполнение возлагается на приставов, которые выполняют поручение добровольно-принудительными методами.

Например, если проигравшая сторона не хочет добровольно исполнять решение государственного органа, приставы применяют принудительные меры воздействия вплоть до привлечения сотрудников ОВД согласно ФЗ № 118 от 21.07.97 г.

Пример по особенностям рассмотрения земельных споров

Гражданин Осыко В.Н. – бывший владелец земельного участка, изъятого для муниципальных нужд с целью строительства подстанции был против решения властей.

Обратившись в местный муниципалитет с жалобой на отчуждение имущества, получил официальный ответ на обоснованность действий региональных властей и на достаточность денежной компенсации, которая была выплачена гражданину за изъятие его владений.

Осыко составил и подал исковое заявление в суд общей юрисдикции для возврата собственности. После разбирательств был получен ответ: решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка признать обоснованным.

Гражданин оформил апелляционную жалобу и суд снова принял решение не в его пользу. В итоге Осыко дошел до Верховного Суда России.

Согласно прениям был установлен факт, что для строительства подстанции нет необходимости изымать собственность истца полностью. В связи с этим надзорный орган постановил: возвратить гражданину Осыко В.Н.

половину его первоначального участка, а самому истцу предписал вернуть определенную часть денежной компенсации в региональный муниципалитет.

Заключение

Земельные споры рассматривает тот суд, к подсудности которого относится соответствующее дело. Особенности рассмотрения земельных споров:

  1. Досудебный порядок урегулирования земельных споров не предусмотрен.
  2. Дела рассматриваются в судебном порядке, в том числе, в третейских судах.
  3. Исковое заявление оформляется в суд общей юрисдикции либо арбитраж.
  4. Земельные споры в отдельных случаях могут рассматриваться компетентной земельной комиссией.
  5. В случае несогласия с судебным решением, заявитель вправе обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по особенностям рассмотрения земельных споров

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Василий. Куда я могу подать жалобу на соседа, если он начинает строительство гаража на своем участке? Эта постройка будет препятствовать попаданию солнечного света на мою плантацию клубники.

Ответ: Здравствуйте, согласно земельному законодательству, одноименные споры решаются в судебном порядке.

Вам необходимо обратиться в органы мировой юстиции по адресу регистрации соседского участка.

Отметим, что согласно градостроительному кодексу ваш сосед не может построить гараж на расстоянии ближе двух метров без вашего согласия.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:

Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/zashhita-prav-na-zemlyu/osobennosti-rassmotreniya-zemelnyx-sporov/

Разрешение земельных споров

Судебный порядок разрешения земельных споров

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Подготовка проекта строительства » Разрешение земельных споров

В статье рассматриваются способы защиты прав на землю, классификация земельных споров и порядок их рассмотрения

Закон защищает права лиц, владеющих землёй на праве собственности или аренды благодаря:

— во-первых, запрету на вмешательство в деятельность по использованию земли землевладельцами и землепользователями со стороны различных государственных, хозяйственных и иных органов или организаций, кроме случаев препятствования нарушению земельного законодательства,

— во-вторых, необходимости восстановления нарушенных прав субъектов земельных правоотношений и возмещению в полном объёме убытков, причинённых нарушениями земельных прав.

Способы защиты прав на землю

Разрешение земельных споров осуществляется по общим правилам защиты гражданских прав, способы защиты которых закреплены статьёй 12 ГК РФ, а ряд из них воспроизведён в ЗК РФ.

В первую очередь к рассматриваемым способам относится признание права на земельный участок. Обратиться к таким способам вправе только обладатели права на земельный участок.

Другим способом является восстановление положения, нарушенного правонарушением.

Восстановление права на земельный участок возможно, когда суд признаёт недействительность акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, который привёл к нарушению права на земельный участок.

ГК РФ предполагает более широкую возможность защиты нарушенного права лица на земельный участок и применения мер по восстановление нарушенного права.

Так, защита прав лиц в отношении земельного участка возможна, когда недействительным признаётся акт не только государственного органа исполнительной власти или местного самоуправления, но также и законодательных органов. Право на земельный участок подлежит восстановлению, если произошло самовольное занятие земельного участка.

Выделяется и такой способ как признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы физических или юридических лиц.

Данный способ выступает в качестве формы судебного контроля по отношению к российскому законодательству, в частности по вопросам использования и охраны земель.

В соответствии с ГПК РФ судом может быть вынесено решение о признании незаконными действий административного органа или должностного лица, нарушающих права и свободы граждан.

В пользу лиц, права и законные интересы которых были нарушены (в области использования и охраны земель), взыскиваются убытки. Возмещение убытков производит орган, нарушивший права собственников или арендаторов земли, в результате принятия незаконного нормативного акта.

Защита прав собственников и иных титульных владельцев земли может производиться также способами, не названными в ЗК РФ, но предусмотренными ст. 12 ГК РФ, к которым – помимо рассмотренных выше – относятся:

  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным решения собрания;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • а также иные предусмотренные законом способы.

Классификация земельных споров

Юридическая литература содержит множество классификаций споров, возникающих из земельных отношений. Наиболее наглядной можно назвать классификацию, в которой выделяется три категории таких споров:

  1. Земельные споры, вытекающие из нарушения или оспаривания прав физических или юридических лиц на землю (в том числе право владения, пользования и распоряжения землей). Возникновение этих споров может быть связано с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования, а также иных ситуациях, связанных с нарушением субъективных прав лица. Кроме того, возникновение спора может быть связано с заблуждением лица в отношении своих реальных прав.

Сторонами таких споров выступают:

  • с одной стороны — исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, с другой — физическое или юридическое лицо. Основанием спора является отказ в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа
  • физические и юридические лица по спорам между собой – по причине нарушения границ землепользования, самовольного занятия земли, создания помех в отношении прав владения земельным участком, пользования или распоряжения им.

Рассмотрение судами таких споров осуществляется в порядке искового производства. Также судебному рассмотрению подлежат споры, возникающие из договоров, предметом которых выступают земельные участки: договоры купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута.

  1. Земельно-имущественные споры. Они связаны как с нарушением земельных прав, так и с возмещением убытков и вреда, причинённых этим нарушением. В суде и арбитражном суде дела по этим спорам подлежат рассмотрению в одном производстве.
  2. Имущественные споры, возникшие из земельных правоотношений. Эта категория не предполагает наличия спора о праве на землю, но включает в себя имущественные споры в области пользования и распоряжения землей.

Российское земельное законодательство предусматривает возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда, который выносит решение большинством .

Особенностью таких решений является то, что оно может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, если не произошло добровольное исполнение.

Порядок разрешения земельных споров

Разрешение компетентными судебными органами земельных споров является одним из наиболее результативных способов защиты прав и интересов собственников либо арендаторов земельных участков.

Судебный порядок рассмотрения этих споров (по всем категориям дел: споры, связанные с отказом в предоставлении земельного участка; возмещением убытков, причинённых в результате загрязнения земельного участка; устранением препятствий в пользовании земельным участком и другие) предусмотрен статьёй 64 ЗК РФ.

Действующий ЗК РФ не предусматривает досудебного (административного) порядка разрешения земельных споров. Однако п. 2 ст.

64 ЗК РФ устанавливает право сторон на передачу земельного спора в третейский суд до принятия дела к производству судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При этом, передача спора на рассмотрение третейским судом возможна только если между сторонами заключено третейское соглашение.

Источник: https://advokat-malov.ru/podgotovka-proekta-stroitelstva/razreshenie-zemelnyh-sporov.html

Судебный порядок разрешения земельных споров

Судебный порядок разрешения земельных споров

3) достоверность, поскольку при обнаружении подложного документа в деле, суд устраняет его из числа доказательств;

4) достаточность, поскольку при недостатке доказательств сторона, доказывающая обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований или возражений по данному земельному спору, считается не доказавшей эти обстоятельства со всеми вытекающими из этого последствиями.

Доказательства по земельному спору имеют сложную структуру, и в их составе необходимо выделить следующие элементы:

1) фактические данные, которые действительно имели место по данному земельному спору;

2) документальное и иное подтверждение этих фактических данных допустимыми способами доказывания;

3) включение в судебный процесс документального подтверждения фактических данных, являющихся доказательством по земельному спору. Он осуществляется двумя основными путями:

а) приложением документов, подтверждающих фактические данные, к исковому заявлению при подаче его в суд и с  оговоркой в этом заявлении всех реквизитов данных документов;

б) в ходе судебного разбирательства по судебному спору. В этом случае инициатор представления дополнительного документа обязан заявить ходатайство о приобщении к документа, и приобщение его может быть осуществлено только по определению суда о приобщении к делу в качестве доказательства дополнительного документа.

Предъявленные по земельному спору доказательства должны быть исследованы судом всесторонне, полно и объективно во всей их совокупности. При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Оценка доказательств осуществляется каждым судьей с учетом трех факторов: закона, правосознания, присущего индивидуально каждому судье, и сложившегося у судьи в результате рассмотрения дела внутреннего убеждения (уверенности) в данном решении.

Земельным кодексом предусмотрено разрешение некоторых земельных споров в административном порядке.

Земельные споры подведомственны суду или арбитражному суду, но если они переданы на разрешение административных органов по соглашению сторон до принятия дела к производству указанными судами, то они могут рассматриваться в административном порядке. Принятое  административным органом решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

4. Основания и порядок обжалования решений по земельным спорам

 Каждая сторона земельного спора вправе обжаловать вынесенное по данному спору решение суда, и порядок обжалования также детально урегулирован гражданским процессуальным законодательством, которое предусматривает три процессуальных порядка обжалования: кассационный, надзорный и пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Рассмотрим их по отдельности.

4.1. Кассационный порядок обжалования решений по земельным спорам

Кассационный порядок (ст. 376-397 ГПК, ст. 257 АПК) характерен следующими особенностями:

1) каждая из сторон по данному конкретному земельному спору вправе предъявить кассационную жалобу непосредственно в суд, рассматривающий данное дело, а последний обязан переправить эту жалобу вместе с делом в кассационную инстанцию.

«Технология» кассационного обжалования решений по земельным спорам является обязательной для кассационных инстанций, роль которых играют вышестоящие суды – судебные коллегии по гражданским делам Верховных судов республик в составе РФ, областных, краевых  судов (ст. 377 ГПК) и коллегии по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу.

2) срок на кассационное обжалование ограничен законом (ст. 376 ГПК), пропуск установленного срока не восстанавливается, а до истечения этого срока решения суда и арбитражного суда не могут вступать в силу. Данные решения могут вступить в законную силу лишь в том случае, если:

а) в установленный на кассационное обжалование срок ни одна из сторон не подала кассационной жалобы;

б) по результатам кассационной жалобы судебное (арбитражное) решение оставлено кассационной инстанцией в силе.

3) кассационный пересмотр судебного решения по земельному спору представляет собой проверку материалов дела, а не апелляционный (повторное рассмотрение) пересмотр его.

В силу этого, свидетели по делу повторно не допрашиваются, стороны по данному делу оповещаются о времени и месте работы кассационной инстанции и их неявка не является препятствием для кассационного рассмотрения дела (ст. 232 ГПК, ст. 284 АПК).

4) кассационная инстанция при рассмотрении кассационной жалобы на решение суда по земельному спору ограничена в полномочиях.

 В частности, она может изменить решение или вынести новое решение по данному делу только в том случае, если не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права (ст. 337 ГПК, ст.

288 АПК). В остальных случаях кассационная инстанция наделена лишь полномочиями отмены незаконных решений и направления дела на новое рассмотрение в первую инстанцию в том же или ином составе судей.

5) основания и порядок решения кассационной инстанции при пересмотре дела жестко регламентированы законом. Например, она не вправе отменить правильное по существу решение по одним лишь формальным соображениям (ст. 387 ГПК, ст. 288 АПК).

В частности, кассационная инстанция вправе отменить решение по земельному спору лишь по четырем основаниям:

а) неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела. Например, при взыскании убытков, причиненных собственнику земельного участка ограничением его земельных прав; отсутствует обоснование этих убытков, а голый расчет, не подкрепленный документальными доказательствами, не может служить доказательством материальных притязаний истца;

б) недоказанности обстоятельств, которые суд считает установленными, а они имеют существенное значение для дела. Например, отсутствие заключения эксперта в той части дела, где точное определение обстоятельства возможно лишь при наличии специальных познаний и навыков, и невозможно установить его обычным эмпирическим путем;

в) несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Так, нельзя считать выводы суда соответствующими обстоятельствам дела, если они основаны на предположениях, на объяснениях лиц, не рассмотренных в данном судебном заседании, на не рассмотренных в данном деле доказательствах и т. п.;

г) нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права.

Например, применение института собственности к отношениям по аренде земель, в силу чего обязанности арендатора были отождествлены с обязанностями собственника земельного участка; применение к исковому производству норм гражданского процесса, регулирующих совершенно другой вид дел (порядок обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц и органов государственного управления и т. п.).

В кассационном рассмотрении дел по земельным спорам допускается предъявление сторонами новых доказательств, которые кассационная инстанция обязана включить в дело и рассмотреть его в совокупности с новыми доказательствами.

Кроме того, кассационная инстанция при пересмотре решения по земельному спору не скована доводами заявителя, изложенными в этой жалобе и обязана проверить дело в полном объеме.

4.2. Надзорный порядок пересмотра решения по земельным спорам

Данный порядок обладает следующими особенностями:

1) он применяется по делам, решения по которым вступили в законную силу. Следовательно, если у сторон есть возможности обжаловать не устраивающее их интерес судебное решение в кассационном порядке, то надзорный порядок обжалования не подлежит применению;

2) надзорный порядок пересмотра зависит от усмотрения лиц, обладающих правом принесения протестов на вступившие в силу судебные решения, к числу которых относятся Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик в составе РФ, прокуроры областей, краев; председатели Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др.;

3) надзорный порядок пересмотра решений по земельным спорам не ограничен временными рамками и может быть применен к любому делу, независимо от срока его рассмотрения;

4) надзорная инстанция обладает практически теми же полномочиями, что и кассационная инстанция (гл. 40-41 ГПК, ст. 286 АПК).

В частности, надзорная инстанция имеет право оставить решение без изменения, а надзорную жалобу (протест) без рассмотрения; отменить решение по земельному спору полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение; прекратить производство по делу; изменить решение или вынести новое решение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.

4.3. Пересмотр решения по земельному спору по вновь открывшимся обстоятельствам

Данный вопрос регламентируется ст. 397 ГПК, ст. 280-291 АПК и характерен следующими особенностями:

1) он допускается в соответствии со ст. 392 ГПК;

2) основанием для пересмотра решения по земельному спору в данном порядке являются обстоятельства, которые:

— не были известны заявителю либо не было доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Например, размер снижения урожайности земельного участка в результате залива его сточными водами соседнего землепользования;

— эти обстоятельства не являются упущением заявителя при первоначальном судебном рассмотрении земельного спора, поскольку одно и то же дело по одному и тому же предмету и основанию между теми же сторонами подлежит рассмотрению в суде только один раз.

3) перечень обстоятельств, отнесенных законом к числу вновь открывшихся, как основание пересмотра решения по земельному спору, определен законом исчерпывающе и расширительному толкованию не подлежит. К нему относятся обстоятельства:

— существенные  для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. Например, нельзя отнести к их числу такие несущественные обстоятельства, как наличие дополнительного очевидца по делу, который может лишь повторить, но не дополнить чем-либо показания допрошенных в суде свидетелей;

— обнаруженные ложности показаний свидетелей, заключений эксперта, перевода, подложности документов либо вещественных доказательств.

Данное обстоятельство является основанием для пересмотра судебного решения при наличии обязательных двух условий:

а) ложность действия указанных лиц и подложность документов послужили основанием для вынесения незаконного или необоснованного решения. Так, не является основанием для пересмотра дела ложность показаний одного свидетеля, если показаниями ряда других свидетелей доказаны действительно имевшие место факты.

б) данные ложные действия и факты подложности документов установлены вступившим в  законную силу приговором суда. Следовательно, если лжесвидетели не были привлечены к уголовной ответственности, то их лжесвидетельские показания не могут  явиться основанием для пересмотра дела по данному земельному спору.

— преступные действия судей, сторон по делу либо других лиц, участвующих в деле. Здесь основанием для пересмотра также являются два обязательных обстоятельства:

а) преступные действия совершены при рассмотрении данного дела, а не вне его (не до и после рассмотрения);

б) преступные действия установлены вступившим в законную силу приговором суда.

— отмена приговора, решения, определения или постановления суда или постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению решения по данному земельному спору.

 Например, отмена решения местной администрации о продаже земельного участка в собственность гражданина; расторжение договора аренды по суду; отмена решения суда, которым было установлено преимущественное право арендатора на возобновление договора аренды земельного участка и др.

Перечисленные формы пересмотра решений по земельным спорам являются самостоятельными и не могут заменять друг друга, поскольку применяются по определенным законом основаниям.

5. Порядок исполнения решений по земельным спорам

Исполнение решений по земельным спорам является самостоятельной стадией процесса, имеющей следующие особенности.

Порядок рассмотрения решений регламентируется Федеральным законом о 21 июля 1997 г.

«Об исполнительном производстве» № 119 – ФЗ (далее ФЗ об ИП), а также действующими статьями ГПК РФ и АПК РФ в части вопросов об исполнении судебных решений (раздел VII ГПК и раздел VII АПК).

1. Исполнению подлежит лишь то решение по земельным спорам, которое вступило  в законную силу, т. е. окончательно вынесено судом и прошло кассационный пересмотр (или истек срок на кассационное обжалование этого решения).

Равным образом считается вступившим в законную силу и то решение суда, которое пересматривается в надзорном порядке, но решение надзорной инстанции пока не принято либо принятым ею решением оставлено в силе решение первой инстанции.

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2/207060_2424978_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B03.html

Порядок рассмотрения земельных споров

Судебный порядок разрешения земельных споров

Любой спор о правах граждан и юридических лиц может быть рассмотрен в суде. В соответствии со статьей $2$ Гражданского кодекса РФ, земельные отношения регулируются нормами гражданского и земельного законодательства.

Согласно статье $118$ Конституции РФ, земельные споры могут рассматриваться только в порядке регламентированной законом процедуры судопроизводства.

Рисунок 1.

Принципы судебного рассмотрения земельных споров

Рассмотрение земельных споров осуществляется судом на основании состязательности и равноправия сторон. Кроме того, обеспечению законности служат следующие основные принципы разбирательства:

  1. недействительность отказа в праве на обращение за судебной защитой нарушенных земельных прав;
  2. равные процессуальные права сторон на представление в суде доказательств и исследование их, заявление ходатайств, дачу устных и письменных объяснений, возражений другой стороне;
  3. равная обязанность каждой стороны в доказывании тех обстоятельств, на которые она ссылается;
  4. равные права сторон в обжаловании в кассационном или ином порядке решения судов по земельным спорам.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Подведомственность земельных споров

До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

В соответствии со статьей $64$ Земельного кодекса РФ, подобное разбирательство происходит при наличии заключенного между сторонами письменного третейского соглашения.

Административное рассмотрение споров не является необходимой стадией, предшествующей обращению в суд.

Замечание 1

Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями. При этом из подведомственности данных судов исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законодательством РФ к ведению арбитражных судов.

Мировые судьи как низовое звено гражданского судопроизводства рассматривают:

  1. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, в том числе и земельных участков;
  2. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей $500$ минимальных размеров оплаты труда;
  3. дела об определении порядка использования имущества, включая порядок пользования участками, находящимися в общей собственности;
  4. другие разногласия, касающиеся земельных отношений.

В остальных случаях гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются районными судами. По общему правилу, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.

Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Однако для ряда категорий споров предусмотрена исключительная подсудность.

Например, иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты предъявляются в суд по месту их нахождения.

Суд вправе принять к своему производству и рассмотреть по существу любые споры, связанные с земельными отношениями. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Процедура рассмотрения земельных споров

Процессуальный порядок рассмотрения земельных споров подразделяется на следующие стадии:

  1. обращение в суд заинтересованной стороны за защитой своего нарушенного права;
  2. возбуждение дела о рассмотрении земельного спора в суде;
  3. вступительный этап к судебному разбирательству;
  4. стадия судебного разбирательства;
  5. принятие решения по данному делу.

Рассмотрим каждую из вышеперечисленных стадий более подробно.

  1. Обращение в суд заинтересованной стороны выражается в подаче искового заявления. В нем должны быть указаны: наименование сторон и их адреса, цена иска, обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на обоснование своих требований, перечень прилагаемых к исковому заявлению доказательств, ходатайств и т. п.

    Исковое заявление о рассмотрении земельного спора с приложенными документами должно быть зарегистрировано в суде, рассматривающем спор.С этого момента начинается отсчет срока, отпущенного законом на разбирательство данного дела. Этот срок не может превышать одного месяца в суде общей юрисдикции и двух месяцев – в арбитражном суде.

  2. Возбуждению дела о рассмотрении земельного спора предшествует проверка поступивших материалов с точки зрения соблюдения подсудности, достаточности, перспективности дела.

    В целях быстрого и правильного разрешения спора суд вправе провести подготовительные действия: вызвать и опросить стороны об известных им обстоятельствах, запросить дополнительные документы по данному спору.

    Признав дело достаточно подготовленным к рассмотрению, суд выносит определение о назначении его к судебному разбирательству, что является заключительным этапом в стадии возбуждения гражданского дела.

  3. Вступительный этап выражается в открытии судебного заседания, проверке явки сторон и других лиц, участвующих в разбирательстве, принятии к ним мер, предусмотренных законом. Сторонам разъясняются их права и обязанности, свидетели удаляются до начала заседания из зала суда, решается вопрос об отводе состава суда и прокурора.

  4. Разбирательство начинается с оглашения материалов, поступивших в судебное заседание и зарегистрированных в деле. Затем происходит заслушивание сторон, допрос свидетелей, исследование доказательств. Их оценка осуществляется в процессе судебных прений.
  5. Процедура принятия решения судом жестко регламентирована. Решение суда должно быть законным и обоснованным, оно выносится на основании только тех доказательств, которые были рассмотрены в ходе заседания. Не допускается вынесение решения по не подтвержденным предположениям.

Замечание 2

Доказательства должны быть достоверными и относиться к предмету рассматриваемого в суде земельного спора, а обстоятельства дела, которые по закону подтверждаются определенными средствами, не могут доказываться никакими другими способами.

Суд обязан всесторонне, полно и объективно исследовать доказательства, предъявленные по земельному спору, во всей их совокупности.

При этом никакие утверждения не имеют для суда заранее установленной силы.

Так, заключение эксперта по земельному спору оценивается судом критически, наряду с показаниями свидетелей и иными материалами, закрепленными в документах.

Оценка представленных сторонами доказательств осуществляется каждым судьей с учетом трех факторов: закона, правосознания и внутреннего убеждения, сложившегося в результате рассмотрения дела.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/zemelnye_pravootnosheniya/poryadok_rassmotreniya_zemelnyh_sporov/

Рекомендуем!  Кто должен делать межевание земельного участка?
Поделиться:
Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *