При межевании участок оказался больше что делать?
В этой статье:
- 1 Что делать, если при межевании земельный участок оказался больше или меньше чем по документам
- 2 Расхождение при межевании уточнённой площади земельного участка с площадью по правоустанавливающим документам
- 3 На сколько можно увеличить площадь земельного участка при межевании
- 4 Стал меньше или, когда при межевании участок оказался больше – что делать и как увеличить площадь надела?
- 5 Что делать, если земельный участок по факту больше чем по документам?
Что делать, если при межевании земельный участок оказался больше или меньше чем по документам
При проведении межевания, ранее установленные границы участка могут измениться как в большую сторону, так и в меньшую.
В связи с этим у владельца участка может возникнуть целый ряд проблем, среди которых споры с соседями о границах смежных наделов, невозможность постановки земли на кадастровый учет в ЕГРН, расположение объектов коммуникации и объектов недвижимости вне границ собственного участка.
Правовые основания для изменения площади
Есть целый ряд правовых оснований, при наступлении которых реальная площадь земельного надела может быть увеличена по сравнению с той, которая до этого была указана в кадастровых документах на землю.
В число таких правовых оснований входит:
- Увеличение земельного надела за счет земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, что определено статьей 39.28 ЗК РФ. При этом не допускается образование чересполосицы. То есть, увеличить собственный надел можно только за счет смежной государственной земли.
- Исправление кадастровой ошибки. Если ранее при проведении межевания кадастровым инженером была допущена ошибка, приведшая к уменьшению площади участка, то впоследствии эта ошибка может быть исправлена, что приведет уже к увеличению площади.
- Приобретение земли у частного лица на основании договора купли-продажи. Как и в случае увеличения участка за счет государственной земли, приобретаемый надел должен иметь смежные границы с увеличиваемым участком.
- Допустимое превышение надела. Подпункт 32 пункта 1 статьи 26 ФЗ № 218 от 2015 года определил, что при проведении межевания участок может быть увеличен на определенную величину (см. ниже), если это не приводит к накладыванию границ на смежные участки, земли общего пользования и т.д.
Вышеуказанные правовые основания для увеличения площади земельного участка условно можно разделить на 2 категории:
- Которые не требуют дополнительного оформления земли в собственность. Это исправление кадастровой ошибки и допустимое превышение надела.
- Которые требуют дополнительного оформления земли в собственность. Это увеличение надела за счет смежных участков, находящихся в государственном владении, или во владении другого частного лица.
В любом из случаев увеличение площади надела не допускается, если таковое увеличение происходит за счет:
Не допускается увеличение ЗУ, если при этом будет превышен максимальный размер участка, установленный на законодательном уровне в конкретно взятом регионе.
Без оформления земли в собственность
Исправление кадастровой ошибки подразумевает под собой уточнение границ земельного надела. Если будет выявлено, что кадастровая ошибка действительно имела место быть, то участок будет зарегистрирован в соответствии со вновь установленными границами независимо от того, насколько увеличилась его площадь.
Ситуация с допустимым превышением надела много сложнее. Подпункт 32 пункта 1 статьи 26 ФЗ № 218 от 2015 года установил, что при проведении межевания площадь участка может быть увеличена в сравнении с той, которая была указана в изначальных кадастровых документах, но не более чем на определенную величину.
Этот же подпункт установил, что предельной величиной увеличения надела является закрепленный на законодательном уровне минимальный размер участка данного вида целевого использования.
То есть, если местным (принятым на уровне региона, области, города) нормативно-правовым актом установлено, что размер участка под ИЖС не может быть менее 3 соток, то и пределом увеличения межуемого участка ИЖС также является 3 сотки.
Например, если изначально в документах была указана площадь надела под ИЖС в 10 соток, то после проведения межевания она не может превышать 13 соток.
Тот же подпункт определил, что если минимальный размер участка для данного вида целевого использования не определен, то предел увеличения межуемого участка – 10% от исходного размера.
То есть, если изначально в документах была указана площадь участка в 10 соток, то после проведения межевания она не может превышать 11 соток.
Если владелец надела приобрел у своего соседа смежный участок, он может объединить земли в один надел при условии, что получившийся ЗУ не будет превышать максимального размера ЗУ, установленного в регионе.
Для увеличения своего участка за счет земли, принадлежащей соседу, ее необходимо сначала приобрести.
Пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ определил, что в случае, если собственник земли желает увеличить свой участок за счет земли, находящейся во владении государства, ему необходимо заключить соответствующее соглашение с представителями местной администрации, за что с него будет взята определенная плата.
По сути, чтобы узаконить необоснованное увеличение земельного надела, собственник участка должен приобрести часть земли либо у своего соседа, либо у государства.
Что делать при уменьшении площади
Уменьшение площади земельного надела возможно в двух случаях:
- При исправлении кадастровой ошибки. Причем согласно Приказу Минэкономразвития № 943 от 2015 года инициатива об исправлении кадастровой ошибки может исходить не только от собственника надела, но и от Росреестра.
- При появлении притязания соседей, проводивших межевание, по результатам которого граница их участка проходит по смежному наделу.
В любом из указанных случаев у владельца участка есть 2 способа решения проблемы:
- Согласиться с уменьшением земли и подписать акт согласования границ.
- Не согласиться с уменьшением и заказать уточнение границ земельного надела.
Если же процедура уточнения не дала желаемого результата, можно обратиться с иском в суд общей юрисдикции, который назначит судебную землеустроительную экспертизу.
Заключение
До 2008 года при проведении межевания не использовались высокоточные спутниковые технологии, а до 2001 года межевание не производилось вовсе (участки распределялись на основе имеющихся картографических планов).
Из-за этого при проведении межевания в современных условиях ранее установленные границы наделов могут сильно меняться. При этом все случаи изменения площади наделов и порядок действия при таковых изменениях закреплены на законодательном уровне.
Важно понимать, что при любом фактическом изменении площади участка владелец надела должен заказывать повторную процедуру межевания даже в том случае, если ранее это межевание уже производилось.
В ином случае у него могут возникнуть проблемы в будущем. Например, если владелец соседнего, смежного участка решит провести межевание своего надела, и его границы не будут совпадать с данными на местности.
Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/drugoi-razmer
Расхождение при межевании уточнённой площади земельного участка с площадью по правоустанавливающим документам
Наиболее существенными характеристиками любого земельного участка, которые определяются как уникальные и позволяют однозначно определить этот участок как объект недвижимости, являются местоположение границ и площадь.
Об этом гласят требования Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (п.1 статьи 7 ФЗ №221-ФЗ от 24.07.2007 г.).
Возникающая необходимость уточнения местоположения границ и площади земельных участков обусловлена рядом причин. Рассмотрим их.
- Имеющиеся кадастровые сведения о земельном участке не соответствуют нормативным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков ( п.3 ст.25 и п.4 ст.27 Закона о кадастре).
- При уточнении местоположения границ земельных участков зачастую фактическая площадь земельного участка, установленная при межевании, не соответствует площади земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах на этот участок.
Такие расхождения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения площади земельного участка по сравнению со сведениями в документах на него.
Уточнённая площадь земельного участка не должна быть больше площади участка, отражённой в документах и государственном кадастре или акте органа местного самоуправления на величину, большую предельного минимального размера земельного участка.
Минимальный размер земельного участка определяют исходя из п. 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ:
предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства-нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Предельные минимальные размеры земельных участков, установленные для земель соответствующего целевого назначения в Санкт-Петербурге (Закон Санкт-Петербурга от 18 июля 2007 года N 397-74):
- S min = 300 м2 = 3 сот = 0.03 га — для участков ИЖС;
- S min = 600 м2 = 6 сот.= 0.06 га – для участков для ведения дачного хозяйства;
- S min = 200 м2 = 2 сот. = 0.02 га — для садоводческих участков;
- S min = 18 м2 — для индивидуальных гаражей;
- S min = 5 м2 — для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения на данных земельных участках объектов недвижимого имущества.
В каких пределах возможно расхождение площадей земельного участка, указанных в правоустанавливающем документе и на кадастровом плане
- Если уточнённая площадь земельного участка оказалась больше, чем по документам, то земельный участок можно зарегистрировать, если:
S уточн. < (S по док-там + Smin),
- Если уточнённая площадь земельного участка оказалась меньше, чем по документам, то то земельный участок можно зарегистрировать , если:
S уточн. > (S по док-там — Smin) ,
где S min — предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения.
Пример 1
По наследству на садоводческий земельный участок в Ленинградской области значатся 6 соток, а на новом плане площадь участка составляет 12 соток:
- Sфакт. = 12 сот.
- S по док-там = 6 сот.
- S факт.. > S по док-там
- S min = 500 м2 — для садоводческих участков в Ленинградской области
- S уточн. < (S по док-там + Smin) = 6 сот. + 5 сот. = 11 сот.
- Sфакт. > S уточн.
Поскольку кадастровый план является обязательным приложением к правоустанавливающему документу, представляемому для государственной регистрации прав, то при наличии расхождения площадей на плане и в документе регистрирующий орган вправе полагать, что представлен план не того объекта, на который заявляются права, и отказать в регистрации.
Пример 2
Согласно акту органа местного самоуправления, гражданину в Санкт-Петербурге предоставлялось в собственность для строительства индивидуального дома 12 соток., а на новом плане площадь участка составляет 9 соток.
- Sфакт. = 9 сот.
- S по док-там = 12 сот.
- S по док-там.> Sфакт
- S min = 300 м2 (0.03га) – для участков ИЖС в Санкт-Петербурге
- S уточн. (S по док-там — Smin) = 12 сот. — 3 сот. = 9 сот.
- Sфакт. = S уточн.,то есть не превышает уточнённой площади земельного участка. Такой земельный участок подлежит регистрации.
Если предельный минимальный размер земельных участков соотвествующего назначения (ИЖС, садовый, для ведения дачного хозяйства и т.д.
) не установлен, уточнённая площадь земельного участка не дольша быть больше чем на 10% площади земельного участка по документам (сведениям в государственном кадастре недвижимости) .
Требования ч.1 п.5 ст. 27 Закона о кадастре:
S уточн. < ( S по док-там + 0.1 х S по док-там )
Для случаев, когда сведения о местоположении границ земельного участка отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и в правоустанавливащем документе на земельный участок, и земельный участок используется 15 и более лет, а также нет претензий со стороны соседствующих собственников и/или пользователей земельных участков, границы земельного участка определяются и закрепляются по результатам межевания и согласования границ по фактическому использованию.
Нередкими становится и судебный способ разрешения проблемы расхождения фактической площади земельного участка с площадью, указанной в правоустанавливающем документе. Пример можно посмотреть здесь.
Причины отказа в регистрации уточненных границ земельного участка
При кадастровом учёте в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учеёа в следующих случаях (Статья 27 Федерального закона №221-ФЗ ''О государственном кадастре недвижимости'' от 24.07.2007 г.):
- имущество, о кадастровом учёте не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с ФЗ № 221-ФЗ;
- объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
- объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
- с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
- истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
- межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;
- ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
- на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:
- размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;
- земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;
- в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;
- площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов;
- граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
- в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
- при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета.
Полезно ознакомиться и с этим
- Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.
- С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться здесь.
- Новое в земельном законодательстве — выпуск ФЗ» О ведении гражданами садоводства и огородничества…». с особенностями которого можно ознакомиться здесь.
- Для тех, кого интересует возможность увеличения площади земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества, находящихся в собственности, полезно ознакомиться с порядком оформления прирезок, представленном на странице портала «Земельный Вопрос».
- Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться здесь.
- С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
- Уточнить статус своей земли и границы можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации — кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь.
- С 1 марта 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ «от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
- В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.
- Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать здесь.
Источник: https://www.zemvopros.ru/page_7586.htm
На сколько можно увеличить площадь земельного участка при межевании
Что делать если при межевании земли оказалось больше и как добиться регистрации участка? Практика в нашей стране сложилась таким образом, что при межевании участков их реальный размер может оказаться гораздо больше учтённого кадастровой службой площади. Причин тому может быть масса, но в любом случае это является препятствием для регистрации такого участка в реестре, так что проблему нужно решать.
Порядок уточнения границ участка
Уточнением на практике принято называть процедуру, целью которой является повторное проведение межевых работ. По итогам таких работ может быть выявлено, что площадь надела превышает установленные в кадастровой документации размеры или, наоборот, является меньше.
Такая процедура может привести к следующим правовым последствиям:
- возникновению споров с соседями;
- отказу в регистрации участка в кадастровом реестре;
- административной ответственности за самовольное захватывание не принадлежащих лицу площадей;
- юридическое увеличение площади земельного надела.
Проведение такой процедуры, в свою очередь, может понадобиться при осуществлении плановых проверок сотрудниками кадастровой службы или по желанию собственника земельного владения. При предъявлении претензий со стороны третьих лиц относительно границ участка также может быть проведена процедура уточнения.
Процедура проводится специально аттестованными инженерами, имеющими соответствующее образование и лицензию на осуществление своей деятельности. Итоговые значения выясняются в соответствии с результатами размежевания данного и при наличии споров смежных участков.
Если в итоге площадь окажется больше на показатель, равный или меньше 10% от заявленного изначального размера, а соседи не предъявляют претензии, то такое увеличение площади будет считаться законным.
Кроме того, если площадь, вошедшая в состав участка, по итогам уточнения является частью участка, принадлежащего третьим лицам, то собственник уточнённого участка может быть привлечён к ответственности в административно-правовом порядке.
Площадь земельного участка по закону
Землеустройство устанавливает определённые максимальные и минимальные значения для земельных наделов в зависимости от их назначения и разрешённого типа использования. Прерогатива по определению таких размеров принадлежит местным властям. Так что уточнять нужно у них.
Согласно Федеральному закону РФ «О государственном кадастре недвижимости», если площадь надела превышает принятые в том или ином регионе максимальные значения, то кадастровый орган вправе отказать в осуществлении учёта такого участка.
Отказ также последует, если:
- Размер участка вследствие межевания установлен больше размера, что ранее был учтён в реестре.
- Размер участка больше, чем на 10% превышает учтённые размеры участка.
Если же реальная площадь надела превышает учтённые показатели, но находится в рамках установленных местной администрацией предельных значений, то отказ кадастрового органа будет незаконным.
Показатель в 10% установлен для тех регионов или категорий земель, для которых предельные значения по площади местными властями не закреплены.
Однако, как показывает практика, кадастровый орган не обращает внимания на тот факт, что в местности установлены максимальные значения для площадей земельных наделов и в случае превышения учтённого размера более чем на 10% отказывает в регистрации участка. Подобный отказ, как уже было сказано, будет незаконным и его можно обжаловать в порядке административного судопроизводства.
Судебное решение вопроса
Как увеличить размеры участка через суд? Судебная практика сложилась так, что собственники участков, размеры которых превышают заявленные изначально показатели площади, в большинстве случаев проигрывают.
Итак, чтобы выиграть данный процесс против кадастровой службы необходимо наличие двух факторов:
- площадь надела не должна быть преувеличена больше, чем максимальные значения для той или иной местности, категории земли, установленные местной администрацией;
- не должно быть претензий со стороны собственников смежных участков.
Но в большинстве случаев суды первой инстанции встают на сторону государственного органа. Имеющиеся примеры выигрыша собственников в подобных процессах показывают, что придётся пойти до Верховного суда. Кадастровый орган на основе постановления судьи увеличивает размеры надела.
Что касается сроков рассмотрения, то по первой инстанции дело будет рассматриваться не более чем два месяца. Такие же сроки установлены для апелляционного обжалования. Однако наличие неоконченного судебного процесса по рассматриваемому вопросу служит своего рода страховкой для собственника от привлечения к ответственности в административном порядке.
Кроме того, при обращении в суд необходимо заплатить пошлину, сумма которой равняется 300 рублей. При апелляционном обжаловании решения первой инстанции нужно заплатить половину от данной суммы.
Судебное решение проблемы может быть очень длительным, но между тем помогает собственникам избежать административной ответственности.
Сумма административных штрафов за подобные нарушения очень велика.
Вариант выкупа захваченной площади
Можно увеличить площадь без суда? Если всё-таки размеры участка при межевании увеличились, то оформить излишние площади в своё владение и официально увеличить площадь участка можно путём выкупа.
Для этого стоит разузнать про собственника излишне охваченных участком площадей. Если это частное лицо, то, возможно, следует с ним договориться. Если договориться не удаётся, то вопрос решается через суд.
Если конкретного собственника не обнаружено, значит, земля принадлежит государству, точнее, муниципалитету. Так что необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В таком случае вопрос, возможно, решится вообще бесплатно.
Местные власти исходят из того, что земельные владения были грамотно и планово распределены между владельцами на разные участки, так что неточности не в интересах власти. Об увеличении площади надела администрация примет постановление, на основании которого участок будет поставлен на кадастровый учёт уже при новых, уточнённых размерах.
К заявлению в администрацию необходимо представить следующие документы:
- паспорт владельца надела;
- акт о выделе земельного надела;
- план размежевания, составленный при уточнении границ участка.
Таким же способом можно расширить свои владения. В данном случае всё зависит от решения местных властей. В случае принятия отрицательного решения заявитель может быть привлечён к ответственности за самозахват.
Что делать, если участок ранее не был размежёван?
Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?
Основные условия для оформления таких участков следующие:
- земля не должна быть выделена другим частным лицам в течение последних 15 лет;
- нынешний владелец должен пользоваться землёй в течение 15 лет;
- владелец должен уплачивать налоги за последние пять лет.
Все подобные ситуации также решаются через местную администрацию. В случае если администрация откажет в признании правомочия собственности за фактическим владельцем участка, имеющим вышеуказанные основания, добиться своего можно через судебные инстанции. Но такое происходит довольно редко.
Чтобы установить право собственности необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В заявлении необходимо указать просьбу о признании своего права на землю. Администрация может затребовать проведения межевания участка и выписку из реестра об отсутствии прав третьих лиц на указанный участок.
В данном случае межевание проводится на основе доверенности местной администрации, выданной на имя заявителя, открывается межевое дело. После получения плана его копию необходимо предъявить местной администрации.
После получения акта администрации собственник должен поставить участок на кадастровый учёт.
Ответственность за самовольный захват
Вопросы ответственности лиц, самовольно присоединивших к своим земельным владениям новые части или дополнительный участок, регулируются статьёй 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Ответственность при этом исключительно имущественная, выраженная в виде административных штрафов. Итак, во сколько обойдётся штраф?
Размеры штрафов следующие:
- Для физических лиц сумма штрафа равняется эквиваленту 1-1,5 процента от установленной стоимости участка по кадастру для тех или иных территорий.
- Должностные лица уплачивают штраф в размере от 1,5 до 2%.
- Юридические лица – 2–3%.
Если же стоимость соответствующего участка по кадастру не была определена, то штраф устанавливается в виде фиксированной суммы.
Так:
- физические лица – 5–10 тысяч рублей;
- лица, занимающие определённые должности – 25–50 тысяч рублей;
- юридические лица – 100–200 тысяч рублей.
Кроме того, привлечение лиц к ответственности за данное правонарушение имеет свои особенности:
- Размеры штрафов, установленные в виде процентов от стоимости участков, исчисляются исходя из удельной стоимости по кадастру той площади, которая была признана самовольно захваченной.
- Даже физические лица, использовавшие самовольно захваченные земли в целях предпринимательских, будут привлечены к ответственности в качестве юридических лиц и заплатят штраф, установленный для юридических лиц.
Таким образом, самовольный захват является крайне нежелательным явлением, прежде всего для самого собственника.
Так что, если было обнаружено превышение установленных в кадастре площадей, стоит как можно скорее официально оформить дополнительные площади себе в собственность.
Источник: https://ZhiloePravo.com/kadastr/mezhevanie/zemli-okazalos-bolshe.html
Стал меньше или, когда при межевании участок оказался больше – что делать и как увеличить площадь надела?
Земельный участок может иметь очень сложную геометрическую форму. Со временем, не без участия природных явлений, границы могут быть размыты или утеряны. В процессе межевания используется точная геодезическая аппаратура, которая с минимальной погрешностью позволяет определить и закрепить на местности координаты точек границ земельного участка.
Причины изменения границ
Чтобы идентифицировать земельный участок, как объект недвижимости, необходимы уникальные характеристики, которые однозначно укажут на конкретный надел (п.1 ст. 7 , закон №221-ФЗ от 24.07.2007 г.). Такими характеристиками являются точки границ и площадь. Получение этих данных является целью проведения процедуры межевания.
Основанием для проведения межевания с целью уточнения границ участка могут стать:
- несоответствие данных, хранящихся в службе кадастра требованиям к описанию границ землевладений;
- несоответствие площади участка по данным кадастра сведениям в документах, подтверждающих право собственности.
Изменение сведений в ЕГРН происходит в случаях:
Размер участка может, как увеличиться, так и уменьшиться.
Что делать, если участок оказался больше?
Для того чтобы обновить данные кадастра и узаконить увеличение размеров земельных владений необходимо убедиться, что для этого есть основания и возможность.
Закрепить за собственником «лишние» метры уже на этапе постановки на кадастровый учет возможно, если:
- минимальный размер земельного участка в регионе его расположения не установлен;
- увеличение размера участка не превышает 10% от площади землевладения, указанного в документах о праве собственности;
- площадь увеличенного участка не превышает установленный в регионе максимальный размер земельного надела.
В этих случаях при подготовке межевого плана кадастровый инженер укажет актуальные границы и соответствующую площадь. При регистрации в кадастр будут внесены обновленные данные, которые отразятся в кадастровом паспорте. С новым кадастровым паспортом следует обратиться в Росреестр для получения соответствующего свидетельства о праве собственности.
Если площадь участка оказывается больше максимально разрешенной, владелец вправе:
- отказаться от увеличения размера имущества;
- выкупить в собственность дополнительные квадратные метры.
После процедуры площадь увеличилась: допустимое превышение
Размеры земельных участков ограничены Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Правила устанавливают местные органы муниципальной власти (ст.30 Градостроительный Кодекс РФ).
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса каждая территория умеет свой градостроительный регламент. В регламенте прописаны виды разрешенного использования земельных наделов и их предельные (максимальные и минимальные) размеры (ст.30, ст.38 Градостроительного Кодекса РФ).
Как увеличить площадь землевладения путем оформления «прирезок»
Используемое понятие «прирезки» в законе называется «перераспределении земель, находящихся в собственности государства или муниципалитета, или в частной собственности.
Статья 39.28 Земельный Кодекс (п. 3 ч.1 ст. 39.28) прямо указывает на юридически основания для оформления «прирезки». Для физических лиц – владельцев частных домов, дач, участков в садовых товариществах, это перераспределение с целью исключение вклинивания, изломанности границ.
Для оформления перераспределения необходимы следующие действия:
- Передать заявление с просьбой о перераспределении участков в орган местного самоуправления, который уполномочен распоряжаться землями, принадлежащими государству.
- Если нет оснований для отказа (их 13), заявитель получит согласие на перераспределение и Постановление об утверждении схемы участка на кадастровом плане территории.
- Заявитель оформляет заявку на выезд кадастрового специалиста, а тот проводит межевание.
- Полученный межевой план владелец участка регистрирует в службе кадастра
- После подписания соглашение о перераспределении земель (Выкупную цену устанавливает субъект РФ), заявитель производит оплату выкупной стоимости «прирезанных» земель.
ВАЖНО. Размер увеличенного за счет «прирезки» участка, не должен превышать предельный максимальный размер землевладения, установленный в данном регионе.
Уменьшение площади ЗУ: как оформить?
Необходимость в уменьшении площади земельного участка может возникнуть в следующих случаях:
- если судом признано правомерным обращение соседей с заявлением о несогласии с границами участка (в акте согласования сосед отметил свое несогласие),
- если признана ошибка кадастрового инженера
- если участок подлежит разделу и отчуждению части земель.
Разрешив мирно спор с соседями, достаточно подписать акт согласования границ. Изменения в ЕГРН будут сделаны на основании акта.
При обнаружении ошибки, допущенной кадастровым инженером, следует повторно провести межевание. Основанием для корректировки данных ЕГРН станет новый межевой план.
Что делать, если земельный участок по факту больше чем по документам?
Размер земельного участка иногда расходится с указанной площадью в кадастровых документах. Чтобы обезопасить себя и сохранить в своей собственности «лишние сотки», землепользователям следует провести переоформление земель. Прочитав данный материал, вы узнаете, как можно «добавить» земли, какие подводные камни могут ожидать собственника.
статьи:
Сколько земли можно добавить?
На практике часто бывают случаи, когда данные площади и границах земельного участка в правоустанавливающих документах не идентичны действительному положению дел. Причин этому много.
Чаще всего несоответствие данных в кадастровом паспорте фактическим границам земли стало результатом ненадлежащего измерения земли.
Специалисты утверждают, что межевание участка раньше происходило без надежного инструментария, из-за чего возникает существенная погрешность в площади земли на бумаге и по факту.
Кроме того, нередки случаи, когда собственники дачных участков своевольно меняют границы земель, передвигая заборы и перегородки на своих наделах.
Итак, возникает ситуация, когда лицо владеет по документам 6 сотками, а действительная площадь собственности равна 7-8 соткам.
Как хозяин может поступить в такой ситуации? Как оформить документы на дополнительные участки земли?
Только в случае, если в государственный кадастр недвижимости не введены данные о границах земли, то землепользователь вправе безвозмездно провести оформление в собственность «лишних» соток.
https://www.youtube.com/watch?v=Y7ohL6ae4DA
Причиной отсутствия точных данных о земле больше всего бывает не проведённая процедуры межевания.
Только на основе межевания можно получить законным способом все данные о местоположении и площади земельного участка. Переоформить «лишние» сотки могут несколько категорий хозяев дачных участков. В первую очередь, это землевладельцы или их наследники, получившие объект недвижимости во времена Советского Союза.
Также определённые проблемы и затруднения в правоприменительной практике существовали до принятия Земельного кодекса РФ.
Получается, лица, приобретшие земли до 30 октября 2001 года, до вступления в силу единого кодифицированного акта в области земельного законодательства, вероятнее всего переоформят на себя дополнительные части земель без никаких проблем.
Каков же механизм «прибавления земель»? Кадастровый инженер или специалист-геодезист составляет межевой план. Проводится установление и документирование площади и местоположения границ земельного участка.
По месту своего жительства собственник с межевым делом должен обратиться в кадастровую палату.
Оформляя заявление на изменение кадастрового паспорта объекта, не помешает указать на правовое обоснование, сославшись на Закон «О государственном кадастре недвижимости», а именно статью 45 часть 7.
Какие сложности могут возникнуть?
Переоформляя лишние сотки на себя не следует забывать про два нюанса, которые могут помешать процедуре регистрации лишних соток.
Так, во-первых, бесплатно увеличить площадь земли в собственности можно только при соблюдении одного условия – оформляемый участок не должен превышать предельного минимума земель при выделении.
Как указывает часть 5 статьи 27 ФЗ №221 «дополнительная часть не должна превышать предельного минимального размера участка, установленного… для земель соответствующего целевого назначения».
Пример толкования данной нормы!
К примеру, во многих регионах страны участки для дачного строительства выделяются размером в 6 соток. Эта стандартная площадь является одновременно и минимальной. Следовательно, исходя из буквы закона, хозяин земли в дачном строительстве не вправе добавить к себе больше 6 соток.
Или же для индивидуального жилищного строительства выделяемый минимум равен 2-3 соткам в зависимости от местоположения земли. Значит, владельцы земель, выделенных для ИЖС, не могут прибавить к себе больше 2-3 соток, которые фактически находятся в их владении.
Определение указываемых минимумов земельных участков при выделении отнесено к компетенции региональных законодателей и органов местного самоуправления. Непосредственное указание на эту норму содержится в статье 33 ЗК РФ.
Однако не во всех регионах устанавливаются минимумы выделяемых земель.
В таких случаях Закон «О государственном кадастре недвижимости» указывает, что допустимый максимум добавляемой бесплатно земли будет равняться 10% площади земли, указанной в кадастровом паспорте.
Во-вторых, кадастровый инженер, составляя межевой план, должен привести обоснование увеличения площади. Указание на это приводится в Законе «О государственном кадастре недвижимости».
Статья 38 ФЗ 221:
«При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные… документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».
Какие земли не подлежат приватизации?
Переоформляя «дополнительные сотки» на свое имя, следует учитывать правовую природу этих земель.
Возможно ли получить в частную собственность этот участок земли – именно такой вопрос должен задавать каждый землепользователь при регистрации своих прав на «лишние сотки».
Земельный кодекс содержит норму, ограничивающую оборотоспособность определённой категории земель.
Так, не подлежат передаче в собственность участки:
- в пределах особо охраняемых природных территорий;
- из состава земель лесного фонда;
- в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- предоставленные для нужд организаций транспорта, связи;
- расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
- расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Норму о запрете приватизации содержит и Водный кодекс РФ. Так, земли в пределах береговой полосы, где находятся обводненные карьеры, пруды, запрещено приватизировать.
Нередки случаи, когда к дачным участкам прилегают земли из лесного фонда. Пользуясь ситуацией, граждане прихватывают к себе земли лесного фонда. Несмотря на это, Лесной кодекс запрещает оформлять в собственность такие земли.
При этом не имеет никакого значения длительность нахождения земель в пользовании дачника.
Следует иметь ввиду, что статья 71 Лесного кодекса РФ разрешает предоставлять в безвозмездное пользование на определённый срок и в аренду земли из лесного фонда.
Бесхозный участок – бесплатный сыр или правовая лазейка?
Очень часто можно стать свидетелем ситуации, когда в дачном товариществе или массиве участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, «красуются» и зарастают бурьяном пустующие земли.
Некоторые дачники, желая дешево получить загородную недвижимость, приобретают заброшенные бесхозяйные наделы. Однако при оформлении в собственность этих участков незадачливые граждане терпят фиаско.
Действительно, законодатель оставил мизерные шансы того, чтобы полноценно оформить право собственности на эти наделы.
Перед тем, как легально заполучить брошенную землю, следует разузнать, на чье имя зарегистрировано право собственности на якобы «бесхозный» участок. Направив информационный запрос в Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), получить подобного рода сведения вправе каждый гражданин.
Практически все земли закреплены за определёнными лицами – за кем-то на праве собственности, за кем-то на праве пожизненного наследуемого владения. Несмотря на это, найти хозяина земли практически невозможно.
В таких ситуациях для оформления права собственности на «заброшенные земли» следует обратиться в суд с заявлением об изъятии участка
Особенности процедуры изъятия участка приведены в статьях 284-286 ГК РФ.
сюжет, как купить земельный участок — советы арбитражного судьи
Вам помогла наша статья? Поделитесь в соц сетях!
Источник: https://pravo-doma.ru/zemlya/chto-delat-esli-zemelnyj-uchastok-po-faktu-bolshe-chem-po-dokumentam.html