Правовое регулирование права собственников земельных участков




В этой статье:

Шпаргалка по земельному праву | Страница 11 | Онлайн-библиотека

Правовое регулирование права собственников земельных участков

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

26. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Основания прекращения права собственности: при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок либо в силу принудительного изъятия.

Основания прекращения аренды земельного участка. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Прекращение аренды по инициативе арендодателя не допускается: в период полевых сельскохозяйственных работ; в иных установленных федеральными законами случаях.

Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права либо в силу принудительного изъятия.

Указанные права прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

– отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

– нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;

– систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

– систематическая неуплата земельного налога;

4) неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;

5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

6) реквизиции земельного участка;

7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Основания прекращения сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Основаниями прекращения прав на землю также являются: 1) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами; 2) конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления; 3) реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

27. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ

Условия для оборота земельных участков определены в Конституции РФ, установлены гарантии собственности прав граждан на землю, принцип равной защиты всех ее форм.

Сделки с земельными участками регулируются преимущественно нормами гражданского законодательства. Основные положения гражданского законодательства определяют принципы и источники, правила возникновения гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защиту.

Некоторые вопросы сделок с землей, договорных отношений и гражданского оборота регулируются нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения и прекращения сделок, могут определяться актами министерств и ведомств.

Большое значение для правового регулирования земельных отношений имеет Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов рФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения.

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство.

К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения с земельными участками, по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

28. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

К сделкам купли-продажи земельных участков применяются общие правила о договоре купли-продажи, специальные правила о договоре купли-продажи недвижимости, установленные земельным законодательством.

Форма сделки купли-продажи может быть простой или нотариальной (по желанию сторон), так как обязательного нотариального удостоверения договора купли-продажи земельного участка гражданское законодательство не предусматривает.

Обязательное нотариальное удостоверение сделок с земельными участками предусмотрено лишь для договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением. Несоблюдение установленной законом формы сделки по отчуждению земельного участка влечет ее недействительность.

Обязательная государственная регистрация именно договора по отчуждению земельного участка предусматривается только для договора дарения земельного участка и договора ренты, предусматривающего отчуждение земельного участка под выплату ренты.

Иные договоры отчуждения земельных участков сами по себе не подлежат обязательной государственной регистрации. Однако обязательной является государственная регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю.

Также следует иметь в виду, что при нотариальном удостоверении сделок с земельными участками действует принцип исключительной территориальной компетенции, т. е. нотариальное удостоверение договора должно осуществляться в соответствующем нотариальном округе (по местонахождению земельного участка).

11

Источник: http://litrus.net/book/read/168995?p=11

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Правовое регулирование права собственников земельных участков

Вещные права на земельный участок по земельному законодательству: обобщение и анализ судебной практики

Вещные права на земельный участок по земельному законодательству: обобщение и анализ судебной практики

1.1 Понятие и виды права собственности на земельные участки

Совершение сделок с землей регулируется земельным законодательством сравнительно недавно. В течение многих лет земля не признавалась имуществом и была исключена из гражданского оборота. Она рассматривалась как объект природы…

Вещные права на земельный участок по земельному законодательству: обобщение и анализ судебной практики

f1.2 Возникновение и прекращение права собственности на земельные участки

собственность земельный участок аренда Понятие «земля» как объект земельных отношений используется в Земельном кодексе РФ, прежде всего, для общей характеристики процессов природоохранной направленности (мониторинг земель…

Вещные права на земельный участок по земельному законодательству: обобщение и анализ судебной практики

1.3 Реализация права собственности на земельные участки

В статье 9 Конституции Российской Федерации провозглашено: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Государственная собственность на землю имеет сложный состав…

Возникновение прав на землю

2. Виды прав на земельные участки. Правовые основания для приобретения прав на земельные участки

Земельный кодекс РФ предусматривает следующие виды прав на землю: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, право пожизненного наследуемого владения земельными участками…

Возникновение прав на землю

3. Особенности приобретения прав на земельные участки. Значение государственной регистрации прав на земельные участки

Особенности приобретения прав на земельные участки установлены, прежде всего, гл. V «Возникновение прав на землю» Земельного кодекса Российской Федерации. Как сказано выше, в части, касающейся оснований возникновения прав на землю, ст…

Возникновение прав на землю

§ 1.1 Понятие и классификация оснований прекращения прав на земельные участки. Основания прекращения права собственности

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, п. 3 указанной статьи установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда…

Оформление и государственная регистрация прав собственности на бесхозяйное имущество

2.1 Приобретение права собственности на земельные участки

Приобретение права собственности на земельные участки определил новый Земельный кодекс РФ. Можно долго перечислять положительные стороны данного документа, но все, т.е. и в нем присутствуют некоторые земельно-правовые проблемы…

2.1.1 Право частной собственности граждан на земельные участки

Действующее законодательство допускает возможность нахождения земельных участков на праве собственности у граждан…

Глава 2. Основания возникновения права собственности на земельные участки

Право собственности на земельный участок возникает по основаниям, предусмотренным гл. 2 ГК РФ, а также иными федеральными законами. Общие основания приобретения права собственности (в том числе в отношении земельного участка) установлены ст…

Право собственности на земельные участки

Глава 3. Прекращение права собственности на земельные участки

Прекращение земельных правоотношений собственности включает в себя ряд разновидностей: 1) добровольное отчуждение собственником своего имущества. Собственник земельного участка может его подарить, продать…

Право собственности на землю

4 Прекращение права частной собственности на земельные участки

Согласно ст. 60 Кодекса о земле, право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского…

Сущность права собственности

f2.2 Право частной собственности граждан на земельные участки

Действующее законодательство допускает возможность нахождения земельных участков на праве собственности у граждан…

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/83260

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование права собственников земельных участков

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком.

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд.

В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К такого рода отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч.

1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с  нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

— по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

— регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

— охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

— абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право.

Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности.

Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

— относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права.

Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

 по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

— материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель.

Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права.

В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

— процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

— по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

— Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

— Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны.

Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений.

Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов.

Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений.

Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

— рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

— санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

— делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs5.html

Законодательная база земельных отношений

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ от 1991 года, главнейшего свода норм, Гражданского кодекса РФ, а также Конституции Российской Федерации и свода федеральных законов.

В соответствии с действующим законодательством, земля выступает главным объектом гражданских прав.

Земельные участки относятся к недвижимому имуществу, недвижимым имуществом также можно назвать участки недр земли.

По отношению к любому земельному участку, главным правом является право собственности. Понятие права собственности включает в себя такие составляющие как право владения, распоряжения и пользования.

То есть, лица, которые обладают правом собственности на земельный участок, могут дарить его, сдавать во временное пользование или продавать, если это не запрещено законом и не наносит вреда окружающей среде.

Совокупность нормативных актов составляет земельное законодательство РФ. Основы отношений регулируются такими актами как:

  • Закон о мелиорации земель.
  • Закон о государственном регулировании обеспечения плодородия сельскохозяйственных земель.
  • Акт о плате за землю от 1991 года.
  • Указы президента о регулировании земельных отношений и внедрении аграрной реформы от 1993 года.

Другие нормы для регулировки такого вида отношений содержатся в нормативных актах, которые регулируют отношения других, смежных сфер – водном и лесном кодексах РФ.

В настоящее время нормы законодательства требуют обновления, так как система источников земельного права несколько устарела. Реформы в аграрной сфере проводятся постоянно, поэтому и основные понятия требуют обновления.

В скором времени должен быть принят новый Земельный кодекс. 

Государственное регулирование земельных отношений – виды и тонкости

Правовое регулирование земельных отношений является вынужденной мерой, ее необходимость объясняется многофункциональностью и важностью земельного ресурса.

Государственное регулирование земельных отношений направлено на обеспечение правильного и эффективного использования земли, что очень важно в связи с ее незаменимостью.

Этот процесс также предусматривает составление правил и норм владения и распоряжения участками.

Нормы регулирования таких отношений делятся на 2 основных вида:

  • Первый вид подразумевает регулирование земельных отношений государством, выступающим в качестве суверена. Сюда же можно отнести муниципальное регулирование. Государство обладает верховенством по отношению ко всем участкам, независимо от формы собственности. При таком регулировании возможно применение таких методов как власть и подчинение, путем применения нормативных атак.
  • Второй тип – хозяйственное нормативно-правовое регулирование. В этом случае, государственные органы действуют по принципу хозяйственных субъектов, предоставляя участки юридическим и физическим лицам. Хозяйственные органы ведут учет, оценку и охрану земель. Их задачей является не только правильное распределение ресурсов, но и обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития, а также обеспечение безопасности окружающей среды.

Государственное регулирование земельных отношений преследует такие цели как обеспечить общественные потребности, а также приоритеты развития, защитить окружающую среду и не допустить негативного влияния на экологию, защитить природные ресурсы от нерационального использования. Нормы регулирования также должны обеспечивать рациональное использование земли – это основная цель таких отношений.

Нормативно-правовое регулирование делится на общее и отраслевое. Понятие общего подразумевает осуществления распределений участков и ресурсов органами общей и специальной комплектации, оно распространяется на все категории земли. Включает в себя взаимодействие со всеми субъектами земельных отношений.

Вопросы отраслевого регулирования включают в себя взаимодействие со всеми предприятиями, которым предоставлены земли для использования. Отраслевое правовое регулирование земельных отношений осуществляется различными комитетами и федеральными службами определенной сферы деятельности.

Принципы земельного законодательства

Основы земельного законодательство нацелены на правильное и разумное использование важнейшего ресурса. Земля как ресурс не подлежит восстановлению и участвует в любой сфере жизни и профессиональной деятельности человека, поэтому и существуют нормы ее использования.

Можно выделить такие основы и принципы земельного законодательства:

  • Земля – основной ресурс для жизни человека. В соответствии с этим принципом, гражданско-правовое регулирование земельно-имущественных отношений осуществляется с учетом земли как природного объекта, недвижимого имущества и средства жизнедеятельности.
  • Нормы регулирования подразумевают такие приоритеты как охрана земли, экологии и здоровья человека. Это второй важный принцип, в соответствии с ним, владение и пользование землей осуществляется без вреда для окружающей среды.
  • Пользование земельными участками платное, за редким случаем, предусмотренным законодательством.
  • Особо ценные участки лесного или сельскохозяйственного фонда не могут быть использованы для сторонних целей, например, строительства.
  • Правовые нормы подразумевают деление земель на категории. Деление осуществляется в соответствии с законодательством и зонированием.

Функции государственного регулирования

Особенности правового регулирования земельных отношений подразумевают функции, которые прописаны в Конституции или Земельном кодексе. Функции отличаются между собой субъектом местом, значением, последствиями и основным субъектом осуществления.

Субъектами могут выступать государство, его отдельные части, а также органы местного самоуправления, в этом случае осуществляется муниципальное регулирование.

Главными функциями регулирования можно назвать такие как планирование и прогнозирование распределения земель, сам процесс распределения участков, деление их на зоны, землеустройство, ведение государственного кадастра, организация использования земель, решение любых конфликтов и споров.

Функции регулирования также можно разделить на 5 видов: охранная, учетная, распределительная, контрольная и рационального использования.

Понятие правовой деятельности держится на перечисленных функциях, именно они определяют весь процесс регулирования.

За их выполнением следят целые государственные службы, так как сегодня вопрос правильного и целесообразного использования такого ресурса стоит очень остро.

Понятие земельного ресурса достаточно емкое, все его особенности и нормы регулирования прописаны в законодательстве. Основы нормативных документов позволяют решить любые земельные проблемы и вопросы.

Государственное регулирование земельных отношений – это основа полноценного развития страны, так как от правильного распределения и использования участков зависит не только полноценная жизнь человека, но и все производственные процессы, и, как следствие, нормальное существование государства в целом.

Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemelnoe-pravo/pravovoe-regulirovanie-zemelnyh-otnoshenij.html

Рекомендуем!  Можно ли изменить статус земельного участка?
Поделиться:
Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *