Порядок установления публичного сервитута на земельный участок
В этой статье:
- 1 Установление сервитута на земельный участок: порядок в 2019 году — Про сад и дом
- 2 Процедура установления публичного сервитута на земельный участок
- 2.1 Публичный сервитут: понятие и законодательство
- 2.2 Порядок установления
- 2.3 Кто имеет право и кем устанавливается
- 2.4 Этапы установки публичного сервитута
- 2.5 Общественные слушания
- 2.6 Перечень документов
- 2.7 Сроки и стоимость установки публичного сервитута
- 2.8 Заявление об установлении публичного сервитута
- 3 Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?
- 4 Публичный сервитут -порядок установления в соответствии с ЗК
- 4.1 Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков по нормативному кодексу?
- 4.2 Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут?
- 4.3 Основания возникновения и прекращения публичного сервитута
- 4.4 Порядок установления публичного сервитута на земельный участок
- 4.5 С чего начать?
- 4.6 куда обращаться
- 4.7 документы
- 4.8 порядок регистрации
Установление сервитута на земельный участок: порядок в 2019 году — Про сад и дом
(10 5,00 из 5)
Загрузка…
Установление сервитута на земельный участок позволяет временно закрепить право использования земельным участком, находящимся в чужой собственности.
Документ заключается в виде соглашения, основанного на добровольном начале, либо судебного акта. В зависимости от статуса, сервитуты подразделяются на публичные и частные.
В чем кроется их разница и особенности, предлагаем рассмотреть более подробно.
Сервитут – что это такое
Понятие сервитут определено ст. 274 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 Земельного кодекса РФ. Под ним подразумевается временная передача в использование надела земли или его части.
Произвольное введение сервитута не допускается. Владелец надела сохраняет свои законные права, может использовать их в полной мере.
В связи с этим, сервитут может возникнуть в случае:
- Необходимости проведения подхода (дороги) к смежному участку. Это может касаться не только органов муниципальной власти, но также частных лиц.
- Необходимость проведения работ по возведению, реконструкции или использованию линейных объектов. В данном случае, владельцу остается право на использование оставшейся части надела на свое усмотрение.
- Необходимость проведения снабжения ресурсами соседнего участка.
- Другие ситуации, когда право на использование наделом временно переходит сторонним лицам.
Частный сервитут вводится на основании решения суда или заключения мирного соглашения. В нем приводится перечень ограничений и условия использования земельного участка. Публичный сервитут вводится в том случае, если ограничения регламентированы действующими законодательными актами.
Основания для возникновения сервитута
Сервитут подразумевает передачу части или целого участка под определенные нужды. Здесь не имеется в виду возможность посадки культур, строительства зданий и пр. частные нужды. Право на сервитут возникает при:
- Строительстве дорог государственного значения.
- Проведение дренажных работ.
- Монтаже коммуникаций на соседних участках.
- Сложности подъезда к соседнему участку.
- Проведении изыскательных работ.
- Иные потребности, которые не ущемляют права собственника.
Таким образом, сервитут вводится тогда, когда необходимо проведение каких-либо работ государственного или частного значения, при условии, что иного выхода попросту нет.
Вне зависимости от ситуации, с владельцем участка проводятся мирные переговоры с целью урегулирования вопроса. При нахождении компромисса, стороны заключают соглашение. При их отсутствии – подается иск в суд.
Установление публичного сервитута
Установление публичного сервитута не требует обращения в суд или подписания мирного соглашения. Решение о его введении принимают муниципальные власти, создавая соответствующий нормативный акт. В нем прописываются все условия пользования земельным участком.
Принятие решения требует проведения открытых слушаний с участием местного населения. Именно поэтому данный сервитут получил название «публичный».
Публичный сервитут может носить временный или постоянный характер.
В некоторых случаях принимается решение относительно ввода ограничений на использование надела собственником. К ним можно отнести:
- Обеспечение беспрепятственного доступа к местам общего пользования.
- Проведение ремонта коммуникаций, расположенных на участке.
- Использование участка в качестве пастбища для скота.
- Проведение государственных геодезических исследований, а также размежевания земли.
- Другие ситуации, указанные в действующем законодательстве.
Важно!!! Действие публичного сервитута нередко направлено на ущемление прав собственника земельного надела. В связи с этим, процесс его принятия доложен осуществляться в полном соответствии с законом. В обратном случае, возможно опровержение документа в судебном порядке.
Публичные сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации. Сведения о них находятся в Росреестре. Все условия и сроки действия сервитута можно узнать из выписки ЕГРН.
Установление частного сервитута
Частный сервитут носит персональный характер, поскольку устанавливается в пользу отдельного лица или группы лиц. Здесь речь не идет о целях муниципального или государственного значения. Установление сервитута может быть как принудительным, так и добровольным.
Мирное урегулирование вопроса подкрепляется подписанием соответствующего соглашения. В нем прописываются условия и сроки пользования участком.
Земельный надел, находящийся в собственности, временно передается стороннему лицу.
Подписанием соглашения, владелец дает разрешение на введение некоторых ограничений. В документе прописываются:
- Дата заключения и место составления.
- Данные всех сторон (владельца соседнего участка, собственника надела на которое вводится ограничение).
- Данные о земельном участке (кадастровый номер, площадь и пр.).
- Цель введения ограничений (проезд техники, ремонт коммуникаций и пр.).
- Срок, на который вводятся ограничения.
- Список лиц, которые вправе использовать сервитут.
- Описание зоны пользования сервитутом (отдельная часть или целый участок).
Важно!!! Введение частного сервитута может предусматривать оплату ограничений. Размер средств, подлежащих выплате, определяется на основе мирных переговоров между владельцем и лицами, использующими сервитут.
Сведения о введении частного сервитута также предусматривают внесение данных в Росреестр и ЕГРН. Это требует заблаговременного создания плана межевания участка и обращения в кадастровую службу. Данное правило прописано в действующем законодательстве.
Оно говорит о том, что любые действия, связанные с использованием земельного участка, должны быть полностью изложены в плане межевания. При этом, важно учитывать не только графический план надела, но также описание и все сноски. Таким образом, составляется новый план с учетом старых данных и введенных ограничений.
Вновь созданный документ должен будет пройти тщательную проверку в процессе регистрационных действий.
Судебная практика
В том случае, если нет возможности мирно урегулировать вопрос введения ограничений с владельцем участка, возможно обратится в суд для его разрешения. При этом, важно заблаговременно составить вариант сервитута и предоставить его на досудебном соглашении.
Это значительно упростит задачу и даст возможность изъявить свое желание открыто.
Вопросы, связанные с сервитутами, рассматриваются в судах с общей юрисдикцией: районных и городских.
В них необходимо принести заранее составленное исковое заявление, включающее:
- Полное наименование суда в которое подается документ, адрес и индекс.
- Данные истца (стороны, требующей введения ограничений).
- Описание необходимости введения сервитута.
- Вариант условий на которых вводится сервитут.
- Точный срок, на который вводится ограничение.
Суд не может заставить владельца участка пойти на подписание мирного соглашения. Подача иска не гарантирует принятие положительного решения для истца.
В процессе судебного разбирательства будут учитываться права собственника, а также обоснованность введения ограничения на определенный срок. При одобрении иска, суд вправе пересмотреть условия и дату сервитута.
При вынесении вердикта, судья будет учитывать следующие нюансы:
- Правовую безграмотность истца. Отсутствие специальных знаний земельных правоотношений, может потребовать дополнительного проведения экспертного исследования. С этой целью возможно приглашение специалиста из кадастра. Он поможет выявить оправданность введения сервитута, либо опровергнет его надобность.
- Наличие точных пространственных меток. В суд необходимо предоставить документы на земельный участок. Это необходимо для их дальнейшей регистрации в госреестре. В документах определяются общие границы участка, а также зона действия сервитута.
- Определение ответчика. В роли ответчика может выступать только собственник участка. Именно он является законным лицом. Привлечение в суд сторонних лиц (пользователь, арендатор) не предусмотрено, поскольку они не несут ответственность за участок, находящийся в аренде.
Суд также может назначить плату за пользование участком. Действующими законодательными актами не установлен фиксированный тариф, поэтому судья вправе опираться на судебную практику за предыдущие годы или заключение экспертизы.
При подписании добровольного соглашения на введение сервитута, его регистрация в госреестре осуществляется в присутствии обеих сторон. При принятии судебного акта, все данные подаются в одностороннем порядке заинтересованным лицом (заявителем, истцом).
Оценка сервитута и определение платы
Введение сервитута, пусть даже на небольшой участок земли, приводит к возникновению финансового убытка. В связи с этим, необходимо проведение оценки и выявления платы за ограничения.
На размер оплаты влияет:
- Площадь участка, на который налагает ограничение.
- Возможность использования участка по назначению, даже при наложении ограничений.
- Влияние участка на использование всей территории.
- Затраты, возникшие вследствие введения ограничений.
- Размер упущенной выгоды.
Посредство изучения сферы использования земли, причинения ущерба и потери выгоды, назначается оплата за введенный сервитут. В некоторых ситуациях, после проведения анализа складывается отрицательное значение.
В таком случае можно говорить о том, что сервитут не требует оплаты, поскольку не приносит ущерб владельцу участка.
После проведения оценки и определения платы, составляется соответствующая документация.
Она прикладывается к судебному решению или соглашению, является законным обоснованием указанной суммы.
Проведение регистрации сервитута в госреестре: порядок в 2023 году
При подписании добровольного соглашения на введение сервитута, его регистрация в госреестре осуществляется в присутствии обеих сторон. При принятии судебного акта, все данные подаются в одностороннем порядке заинтересованным лицом (заявителем, истцом).
Регистрация сервитута в Росреестре потребует предоставления следующего перечня документов:
- Заявление о необходимости проведения регистрации.
- Документы на спорный земельный участок (кадастровый паспорт, номер, выписки и пр.).
- План межевания с четким выделением зоны действия сервитута.
- Соглашение на введение сервитута (при обоюдном согласии).
- Судебный акт (при разбирательстве в суде).
- Документы, удостоверяющие личность сторон.
- Документы официального представителя, а также нотариально заверенная доверенность.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Важно!!! Регистрация сервитута требует оплаты госпошлины. Ее размер для физического лица составляет 1500 рублей, для юридического – 6000 рублей.
Данные о введении сервитута вносятся в реестр в течении нескольких недель после приема документации. В случае, получения выписки, в ней будет значится что участок находится в обременении сервитутом.
Действие сервитута прекращаются автоматически после истечения срока, указанного в условиях документа. Не исключено сокращение сроков при несоблюдении одной из сторон пунктов, прописанных в сервитуте.
Вне зависимости от сроков прерывания правовых отношений, все действия должны быть отражены в госреестре ЕГРН.
Обжалование сервитута
Владелец земельного участка может попробовать обжаловать сервитут в случае:
- Нарушения прав собственности.
- Допущении ошибок в документации.
- Необходимости пересмотра условий.
- Нарушении сроков регистрации.
- Прочие нарушения, которые неприемлемы на взгляд собственника.
Практика показывает, что большинство сервитутов вводится без получения согласия от владельцев земельных участков за счет обращений в суд.
Подобные решения могут быть обжалованы, при условии наличия веских причин или нарушения законодательных норм.
В любом случае, необходимо предоставление веской доказательной базы и обращение к помощи профессионального юриста.
© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.
(10 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://prosadidom.ru/land/rent/ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok-poryadok-v-2018-godu/
Процедура установления публичного сервитута на земельный участок
Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.
Публичный сервитут: понятие и законодательство
Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.
При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.
Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.
Порядок установления
Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:
- обеспечение прохода граждан;
- проезда через земельный участок;
- размещения на участке межевых, геодезических знаков;
- использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
- проведения дренажных работ на участке;
- забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
- прогона с/х животных через участок;
- сенокошения, выпаса животных;
- использования участка для охоты и рыболовства;
- использования участка для изыскательских и исследовательских работ.
Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:
- Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
- Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
- отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
- Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.
Кто имеет право и кем устанавливается
Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.
Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.
Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:
- граждане: местные жители, члены СНТ;
- юридические лица, КФХ;
- государственные органы власти;
- органы местного самоуправления.
Этапы установки публичного сервитута
В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:
- Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
- Назначение общественных слушаний и их проведение.
- Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
- Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
- Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.
Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.
Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:
- При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
- При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
- Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.
Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.
Общественные слушания
Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:
- местные жители;
- представители компаний, работающих на данной территории;
- собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
- представители госвласти.
По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.
Перечень документов
В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:
- заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины;
- документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
- акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
- кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
- паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
- протокол общественных слушаний.
В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.
Сроки и стоимость установки публичного сервитута
Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:
- до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
- от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
- до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
- до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.
Стоимость установки публичного сервитута состоит из:
- затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
- затрат на организацию общественных слушаний;
- затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
- компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.
Заявление об установлении публичного сервитута
Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.
Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.
В данном документе должны содержаться указания на:
- объект недвижимости/участок земли;
- сведения о собственнике обременяемого участка;
- вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
- содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
- обоснование необходимости установки сервитута;
- лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
- дата подача документа и перечень приложений.
Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.
Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов.
Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления.
Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html
Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?
Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.
В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.
Что это такое
Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом.
Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается.
Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:
- необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
- необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
- необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
- введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
- иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.
Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта.
Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут.
Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.
Как установить публичный сервитут
Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами.
Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута.
Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.
Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:
- обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
- использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
- использование чужого участка для прогона скота;
- для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
- иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.
Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.
Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.
Как установить частный сервитут
Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер.
Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке.
Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.
Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:
- дата и место составления документа;
- личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
- сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
- суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
- срок введения ограничений;
- перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
- описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.
Скачать образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок
Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.
Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера.
Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане.
Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.
Судебная процедура
Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке.
Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.
Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).
На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:
- наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
- личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
- сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
- вариант условий сервитута, который предлагает истец;
- обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.
Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.
При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:
- если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
- решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
- надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.
Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.
Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.
В службу Росреестра представляются следующие документы:
- заявление о проведении регистрационных действий;
- правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
- межевой план с выделением зоны действия сервитута;
- обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
- документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
- нотариальная доверенность на представителя;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.
Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.
Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица.
Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования.
Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.
Источник: https://law03.ru/land/article/kak-ustanovit-servitut-na-zemelnyj-uchastok
Публичный сервитут -порядок установления в соответствии с ЗК
При определённых обстоятельствах наложение обременения в виде публичного сервитута на один земельный надел является единственно возможным для нормального землепользования другим.
Его основным отличием от иных правовых ограничений является субъектная направленность, а именно — обеспечение реализации интересов всей страны в целом или отдельного муниципалитета (в т.ч. части его населения) в частности.
На каких условиях основывается его установление? Как происходит регистрация этого обременения?
Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков по нормативному кодексу?
Публичный сервитут — это один из видов существующих в российском законодательстве обременений. Сервитут, что это такое? В ст.
274 ГК России законодатель определяет сервитут как возможность пользоваться чужим (соседским) наделом, предварительно уплатив определённую особым соглашением сумму, отвечающую принципу соразмерности, или без какой бы то ни было платы (на усмотрение непосредственно самого землевладельца) только в случае действительности и объективности нужд. Одним из его основных условий является абсолютная невозможность другим способом как-либо его удовлетворить.
Смысл данного обременения — в уравнении возможностей при использовании различных земельных наделов, а также соблюдении государственных, региональных и иных общественных интересов.
Публичный сервитут устанавливается, например:
- Для проведения геологоразведовательных изысканий с целью поиска полезных ископаемых;
- При строительстве новой ветки метрополитена и т.д.
Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.
При наложении правового ограничения соответствующим образом уменьшается полнота владения наделом. При этом владелец по-прежнему может распоряжаться своей землёй, но при определённом условии: он должен выполнять положения соглашения об обременении.
Таким же образом должны поступать все последующие обладатели данной земли до окончания срока его действия. Например, при осуществлении продажи обременённого надела землевладельца ложится обязательство предупредить будущего покупателя о наличии сервитута: в противном случае применяются санкции.
Публичный сервитут, в соответствии с земельным кодексом, устанавливается максимально на 49 лет.
Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут?
В п. 4 ст. 23, а также в ст. 39.37 ЗК РФ даётся четкий и не расширяемый перечень целей, для достижения которых может устанавливаться публичный сервитут на частный земельный надел. Его использование для иного назначения (например, для пользы определённых граждан или юрлиц) недопустимо.
Основания возникновения и прекращения публичного сервитута
Основаниями установления публичного земельного сервитута являются нужды, которые могут быть удовлетворены за его счёт, а именно:
- возможность прохода/проезда, в т.ч. к реке, колодцу, пляжу и т.п.;
- проведение дренажных работ, назначением которых является осушение или улучшение оттока воды с земельного надела;
- возможность набирать воду или осуществлять водопой сельхоз животных;
- сенокошение;
- проведение геодезических работ и установка межевых знаков и иных подобных отметок;
- если выпас сельхозживотных невозможен без их прогона через частную землю;
- осуществление охоты, рыболовства и т.п.;
- размещение конструкций и инженерных сооружений, являющихся необходимыми частями электро-, тепло-, водопроводных и иных сетей и т.д.
Т.к. назначение обременения в удовлетворении определённых нужд, то при потере ими актуальности оставлять правовые ограничения не имеет смысла. В этом случае органами госвласти принимается соответствующий правовой акт.
Ещё одной причиной прекращения действия публичного сервитута являются сроки сервитута, указанные в соглашении, точнее их окончание.
При этом издание какого-либо дополнительного официального документа для отмены его действия не требуется.
Если правовое ограничение имеет своим основанием одну из причин, указанных в ст. 39.
37 ЗК РФ, то прекращение сервитута выносится соответствующим органом власти выносится определённое решение.
Основания для этого могут быть следующими:
- неприменение предоставленных сервитутом дополнительных возможностей использования обременённого частного надела в течение 2-х и более лет;
- неуплата прописанной в акте об установлении сервитута стоимости в установленный срок (6 мес. с даты принятия решения органом власти или более 2-х помесячных платежей);
- лицо или соответствующий властный орган, обладающий возможностью использовать частный земельный надел для удовлетворения своих нужд, отказывается от этого права.
Помимо этого, землевладелец может обратиться в органы судебной власти для того, чтобы принудительно прекратить оформление сервитута на земельный участок, если имеет место:
- неправильный порядок установления обременения;
- отсутствие возможности осуществления пользования либо самим обременённым наделом, либо строениями/постройками, на нём расположенными. Здесь есть исключение: это обстоятельство не считается существенным, если обременение установлено для достижения целей, описанных в ст. 39.37 ЗК РФ;
- изменение схемы-расположения инженерного строения/сооружения, в связи с которым оно переносится на другое место, т.е. надобность в использовании данного надела просто отпадает;
- неправильное осуществление деятельности, для которой было установлено правовое ограничение (нарушение тех. регламентов, норм законодательства и т.п.).
Порядок установления публичного сервитута на земельный участок
Публичный сервитут устанавливается по параметрам, отражённым в соответствующем регламенте, утверждённом Минэкономразвития. Данная услуга бесплатна для населения. Что касается максимальной временной границы, то решение должно быть принято в течение 30 раб. дней с даты регистрации соответствующего заявления.
Если разделить весь порядок по установлению данного обременения на этапы, то можно выделить следующие (относящимся к государственным/муниципальным землям):
- Составление ходатайства и сбор требуемой документации;
- Направление документов в соответствующий госоргана или орган местной администрации;
- Принятие компетентной структурой положительного или отрицательного решения касательно вопроса о наложении просимого заявителем обременения;
- Внесение изменённых сведений в ЕГРН (именно с этой даты сервитут считается установленным).
Частный земельный сервитут имеет несколько иной порядок:
- Вначале ходатайство (вместе с необходимой документацией) также направляется в уполномоченную гос. или муниципальную структуру, ей принимается обоснованное решение;
- Землевладельцу направляется соглашение, содержащее основные моменты устанавливаемого обременения;
- Регистрация сервитута земельного участка — делается соответствующая запись в ЕГРН.
С чего начать?
вначале необходимо составить ходатайство (заявление), направляемое в соответствующий орган власти, содержащее в себе набор сведений о:
- лице-заявителе, которым может быть как юр., так и физлицо. при первом варианте указывается идентифицирующая его информация: наименование, организационно-правовая форма, огрн и т.д. участие гражданина в этом процессе требует предоставления сведений о его фио, контактной информации и т.п. если участвует представитель — предоставляется оформленная должным образом доверенность;
- земельном наделе, установление обременения на который испрашивается заявителем, в т.ч. кадастровый номер;
- целях, для достижения которых понадобилось ограничить его владельца в правах;
- сроке, достаточном для удовлетворения имеющихся нужд;
- обосновании необходимости принятия соответствующего гос. акта;
- условиях обременения. отдельно выделяется стоимость пользования данной возможность, а также порядок её уплаты. передача ден. средств может происходить многократно через устанавливаемые временные промежутки или единовременно. при этом землевладелец не лишается возможности изменить размер или отменить совсем какую бы то ни было оплату. законодатель, дабы упорядочить процедуру определения соразмерной цены, утвердил методические рекомендации по оценке платы за сервитут, положениям которых следуют участники данного правоотношения;
- выбранном заявителем способе получения результатов рассмотрения его ходатайства;
- перечень документов, являющихся приложением к данному заявлению.
затем нужно определиться с адресатом ходатайства (обычно это местная администрация).
куда обращаться
заявление с соответствующей документацией можно подать, используя:
- личное обращение в соответствующий отдел муниципалитета;
- мфц;
- епгу.
если интересующий заявителя земельный надел передан в аренду, то обращаться к арендаторам не стоит: они не обладают правовыми возможностями владельцев.
документы
вместе с ходатайством подаётся следующая документация, которая должна отвечать принципу относимости:
- паспорт или уставные документы юрлица;
- при участии представителя — доверенность, объём полномочий по которой даёт основание совершать значимые действия в процессе;
- план рассматриваемой территории (при наличии);
- решение уполномоченного органа о проведении комплексного развития коммунальных объектов/структур, утверждении инвестиционной программы;
- правоустанавливающие/правоподтверждающие документы на объекты недвижимости для проведения его реконструкции/эксплуатации и т.п.
порядок регистрации
После принятия властным органом соответствующего правопорождающего решения, он обязан направить уведомление об этом вместе с уточняющей документацией в регорган.
В соответствии с нормами российского законодательства, все ограничения, накладываемые на владение землёй заносятся в ЕГРН в порядке регистрации иных прав на объект недвижимости. Для этого и нужно успешно пройти процедуру госрегистрации.
Предельное время её осуществления зависит от структуры, в которую подавались документы для госрегистрации обременения:
- в Росреестр — 7 раб. дней;
- в МФЦ + ещё 2-3 дня.
При проверке документации специалистами Росреестра выносится одно из следующих решений:
- О проведении регистрации и внесении соответствующей записи в ЕГРН;
- О приостановлении процедуры госрегистрации для устранения выявленных недочётов.
Многие граждане уверены, что публичный сервитут — это очередной вариант отъёма участков земли у частников:
Если удовлетворения требуют нужды значительного количества граждан, муниципалитета или государства в целом, то возникновение публичного сервитута — правовое средство, применяемое в данной ситуации.
Как оформить договор мены земельного участка на квартиру читайте в этой нашей статье.
За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.
Источник: https://napravah.com/zemlya/publichnyj-servitut.html