Понятие сервитута в земельном праве
Сервитут в земельном праве: понятие и сущность
Законодательство Российской Федерации устанавливает различные виды эксплуатации земельных участков, причем не только собственных, но и принадлежащих другим лицам.
Чтобы понять, что такое сервитут и какова его сущность, следует подробно рассмотреть указанное понятие.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Определение, законодательная база
Под термином «сервитут» подразумевается право ограниченного пользования чужим участком земли. Обычно он имеет место в тех случаях, когда третьим лицам необходимо получить доступ к определенной территории для реализации своих правомочий.
Собственник участка при этом не лишается права на принадлежащую территорию, а лишь в некоторой части ограничивается в возможности осуществлять землепользование. Право распоряжения земельным участком в таком случае сохраняется за владельцем.
Установление сервитута происходит, например, когда к расположенному вблизи водному объекту можно добраться лишь через территорию конкретного участка. В подобных обстоятельствах определяется некоторая часть объекта недвижимости, через которую посредством наложения сервитута обеспечивается доступ к водоему.
Основные положения о сервитутах содержатся в:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
- Земельном кодексе РФ (ст. 23, 39);
- Гражданском кодексе РФ (ст. 274-277);
- Лесном кодексе РФ (ст. 9, 38);
- нормах действующего федерального законодательства.
Какие бывают сервитуты
Статьей 23 Земельного кодекса РФ выделяется два вида сервитута:
Также ограничения подразделяются исходя из срока эксплуатации чужого участка. Они бывают:
Частный сервитут
Данное обременение применяется в целях удовлетворения интересов конкретного лица. Происходит это по обоюдному согласию сторон (посредством заключения договора) либо на основании судебного решения.
Для частного сервитута свойственен возмездный характер, то есть собственник обремененного участка имеет право потребовать назначения денежных выплат за эксплуатацию земли от субъектов, в интересах которых накладывается ограничение. Бесплатное землепользование возможно в случае добровольного отказа владельца от выплат.
Применение частного сервитута возможно в следующих случаях:
- необходимость обеспечения проезда (при отсутствии другого пути);
- установка коммуникационных сооружений;
- прочие потребности заинтересованных лиц, которые невозможно удовлетворить без наложения ограничения.
Указанные правила содержатся в положениях действующего земельного и гражданского законодательства.
Публичный сервитут
Данное ограничение налагается для удовлетворения социальных потребностей населения определенной территории. Инициаторами назначения публичного сервитута являются органы власти субъектов государства или муниципальных образований.
Указанный сервитут используется в случае необходимости:
- обеспечить передвижение через территорию конкретного объекта;
- организации пастбищ;
- сенокошения;
- рыбной ловли и охоты;
- получения доступа к водным объектам;
- осуществления монтажных или ремонтных работ.
Наложение данного ограничения происходит в соответствии с предписаниями гражданского и земельного законодательства, а также согласно законодательным актам субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.
Различие постоянного и срочного сервитута
Основной особенностью срочного вида заключается в том, что он налагается на определенный период времени. Обычно это происходит при необходимости исполнения определенных работ, по окончании которых ограничение снимается.
Для постоянного (бессрочного) сервитута срок не устанавливается. Он действует до тех пор, пока в ограничении не пропадет необходимость.
Так как владелец земли, в отношении которой установлено ограничение в виде сервитута, не утрачивает права распоряжаться принадлежащим объектом, он в праве совершать с ним любые разрешенные законом сделки, в том числе продавать.
В таком случае потенциальному покупателю стоит обратить внимание на этот факт, ведь действие сервитута не прекращается в связи со сменой собственника, а наличие данного обстоятельства может приносить определенные неудобства.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/chto-takoe.html
Сервитут в земельном праве
По ст. 216 ГК сервитуты отнесены к ограниченным вещным правам. Ст. 274 – 276 ГК и ст. 23 ЗК посвящены определению сервитутов.
Понятие сервитута в земельном праве
Понятие сервитута приведено в законе №122-ФЗ в 1997 г., по которому сервитут — это право ограниченного пользования чужой недвижимостью для различных целей.
После регистрации сервитут считается неотъемлемой частью земельного участка (ЗУ). Наличие сервитута не лишает владельца участка его прав по владению таким участком.
ЗК регламентирует публичные сервитуты (ст. 23), а частные сервитутов находятся в сфере ГК.
Основными признаками публичного сервитута (ПС) являются:
- Обеспечение интересов страны, местного управления или населения.
- Учет общественного мнения.
- Ввод нормативным актом.
ПС устанавливается законом или другим актом РФ, субъекта РФ или местных органов. Эти действия могут быть произведены в интересах государства, местного управления или населения.
К ним относятся:
- возможность прохода или проезда;
- использование участка для ремонтных работ линий и сетей или инфраструктуры дорог;
- проведение дренажных работ;
- установка геодезических знаков и межевание;
- эксплуатация водных ресурсов;
- прогон стада животных с/х назначения;
- проведение сенокоса или выпаса;
- использование участка для рыболовства и рыбоводства, а также охоты;
- проведение изыскательских работ;
- подход к берегу водоема.
Общественное обсуждение вопроса о публичном сервитуте включает следующие этапы:
- Подача заявления.
- Рассмотрение заявления властями.
- Проведение общественных слушаний.
По итогам общественных слушаний орган власти принимает решение о публичном сервитуте.
Нормативный акт должен содержать такие данные:
- место нахождения участка;
- кадастровый номер;
- данные на собственника участка;
- содержание ПС;
- срок действия ПС.
Право сервитута подлежит регистрации в ЕГПР.
Если в результате установки сервитута появились затруднения в эксплуатации участка, то владелец участка может потребовать соразмерную плату за ухудшение качеств участка.
Если же наличие ПС привело к невозможности использования ЗУ, то владелец может потребовать от властей выкупа у него этого участка с возмещением убытков или предоставлением другого равноценного участка.
ПС может использовать неопределенное количество лиц (например, при переходе или переезде через участок, прогоне скота и т. п.) или определенные лица, действующие в публичных интересах. Однако при срочном сервитуте, связанном с изыскательскими или исследовательскими работами, проводимыми коммерческой организацией, сервитут не может считаться публичным.
В этом случае организация извлекает прибыть и должна работать на основе договора аренды или частного сервитута.
СС устанавливается в том случае, когда какие-то действия будут продолжаться определенный срок. Например, при ремонтных работах или при прокладке электросетей.
Постоянный сервитут используется в случаях, когда время действия на территории земельного участка не определено. Например, при строительстве на участке дорожной магистрали.
Сервитут в гражданском праве
По ст. 274 ГК собственник недвижимости, в том числе ЗУ, имеет право потребовать от собственника соседнего ЗУ возможности ограниченного пользования этим соседним участком.
Существуют следующие условия, при которых владелец господствующего ЗУ может потребовать ЧС у владельца служащего ЗУ:
- Наличие 2 участков, принадлежащих двум лицам на основе собственности (пожизненного владения).
- Общая граница между 2 участками.
- Более выгодное положение служащего участка, в результате чего он может удовлетворить требования владельца господствующего участка.
Например, сервитут может потребоваться при необходимости прохода или проезда, для прокладки водопровода, газопровода, а также выполнения других факторов, без которых невозможно нормальное функционирование господствующего участка.
Установление сервитута вносит правовую определенность в отношения между двумя собственниками участков в случае, когда одному из них для удовлетворения возможностей пользования своим участком требуется частичное использование соседнего участка.
Такое использование может быть обеспечено как путем добровольного соглашения между собственниками соседних участков, так и через судебные инстанции по иску лица, которому необходим сервитут.
При этом установление сервитута с помощью судебного рассмотрения возможно в случае наличия между собственниками разногласий и выявления судом невозможности полного использования господствующего участка без признания сервитута.
При других обстоятельствах суд должен исходить из баланса сторон и присуждать использование сервитута только в исключительных случаях.
Собственник служащего участка вправе потребовать от владельца господствующего ЗУ плату за пользование участком. Величина платы должна быть соизмерима с той выгодой, которую получит владелец господствующего участка, в случае наличия сервитута. Например, с выгодой, полученной при сдаче этого участка в аренду.
Термины
- ПС – сервитут, устанавливаемый органами власти в интересах государства, органов местного управления или населения.
- ЧС – сервитут, в соответствии с которым служащий участок может удовлетворить потребности владельца господствующего участка. Этот сервитут устанавливается по договору владельцев участков или по решению суда.
- Господствующий ЗУ – ЗУ, владельцу которого нужен ЧС.
- Служащий земельный участок – ЗУ, от владельца которого требуется ЧС.
- Обременение ЗУ – наложение на участок различных ограничений (например, сервитута).
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/v-zemelnom-prave.html
Понятие сервитута в земельном праве
Чтобы найти классическое определение сервитута в земельном праве, необходимо обратиться к ГК РФ. На основании п.1 ст.
274 ГК РФ собственник земельного участка может требовать от собственника земельного участка, который находится по соседству, предоставления права ограниченного пользования данным участком, иными словами, сервитута.
При обременении земельного участка сервитутом, собственник участка не лишается прав владения, распоряжения и пользования им. Сервитута помимо этого можно установить, основываясь на интересе и требовании лица, которому предоставили участок на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного пользования.
Замечание 1
Сервитут может быть сохранен в ситуациях перехода прав на участок, обремененный данным сервитутом, к иному человеку.
Но он не может являться самостоятельным предметом купли-продажи, залога, а также его невозможно передать определенным методом лицу, которое не является собственником недвижимого имущества, в целях обеспечения эксплуатации которого сервитут закреплен.
При классификации сервитутов в земельном праве по критерию заинтересованности субъекта, в интересах которого он установлен, выделяют частные и публичные сервитуты.
Существует три вида интересов, которые закреплены в ст.23 ЗК РФ, в целях обеспечения которых устанавливается публичный сервитут.
Речь идет об интересах государства, местного самоуправления либо местного населения.
Публичный сервитут может быть установлен, для того чтобы пройти или проехать через земельный участок; использовать земельный участок во время осуществления ремонтных работ коммунальных, инженерных, электрических или иных линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры; для того чтобы разместить на земельном участке межевые и геодезические знаки и подъездов к ним; для того чтобы осуществить дренажные работы на земельном участке; осуществить забор или изъятие водных ресурсов или установить водопой; для осуществления прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; осуществить сенокошение, выпас животных при согласованных условиях и сроках; использовать земельный участок для охоты и рыболовства; в целях временного использования участка для осуществления изыскательских работ; для того чтобы обеспечить свободный доступ к прибрежной полосе.
Особенности публичного сервитута
Среди прав собственника земельного участка, который обременен частным сервитутом – запросить соразмерную плату от лица, заинтересованного в сервитуте.
Замечание 2
Но стоит отметить, что соразмерность платы не определена ни в земельном, ни в гражданском законодательстве.
Также один из важных моментов, во время установления частного сервитута: плату может запросить только собственник земельного участка, хотя обременение сервитутом возможно как землевладельца, так и землепользователя.
Существует ряд гарантий прав собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Они отражены в п.7 ст.23 ЗК РФ.
Среди них выделяется право при невозможности эксплуатации участка из-за установления публичного сервитута просить его изъятия за оплату, предусматривающую возмещение убытков органами государственной власти или местного самоуправления, которые установили сервитут или же предоставление равного по ценности земельного участка. Этот момент создает два вопроса.
Первое это то, что данный пункт говорит о том, землевладелец или землепользователь могут потребовать изъятие участка за выкуп.
Фактически эта процедура является одной из разновидностей изъятия земельного участка на государственные и муниципальные нужды, так как установление публичного сервитута возможно только для публично-государственных или муниципальных целей.
Помимо этого ст. 49 ЗК РФ предполагает установление других оснований для изъятия участка федеральными законами. Речь идет об ЗК РФ. Но в п.3 ст.
55 ЗК РФ упоминается о выкупе земельного участка у собственника для осуществления государственных и муниципальных нужд. Другая процедура подразумевает прекращение прав владения и использования земельного участка.
Замечание 3
Это является достаточно логичным, если взять во внимание, что в качестве собственника земельного участка, который находится у гражданина или юридического лица на праве землевладения или землепользования выступает Российская Федерация, субъект РФ или орган местного самоуправления.
Второй вопрос заключается в трудностях, связанных с выполнением требования землепользователя или землевладельца о предоставлении одинакового по цене земельного участка, из-за того, что в п.1 и 2 ст.20 и п.1 ст.
21 ЗК РФ говорится о запрете на предоставление земельного участка на описанных ограниченных вещных правах. Поэтому данная норма подлежит ограничительному толкованию: согласно п.7 ст.
23 ЗК РФ исключительно собственник земельного участка может потребовать предоставление участка, для землепользователя и землевладельца же возможно только получения возмещения убытков.
Другой важной гарантией права собственника земельного участка является гарантия, отраженная в п.7 ст.23 ЗК РФ. Суть ее состоит в том, что если при установлении публичного сервитута начинаются существенные затруднения в эксплуатации земельного участка, то собственник может потребовать от органа, который установил сервитут выплату соразмерной платы.
Замечание 4
Важно отметить, что в законе нет никаких замечаний касаемо существенных затруднений при частном сервитуте. Существенные затруднения имеют оценочный окрас и не имеют четкого определения относительно рассматриваемой картины в земельном и гражданском законодательстве.
П.1 ст. 451 ГК РФ указывает только на то, что существенные изменения обстоятельств, на которые опирались стороны во время заключения договора, в виде оснований для его изменения или расторжения, если иное не указано в договоре или не подразумевается в его содержании.
Также стоит отметить, что изменение обстоятельств имеет существенный характер, только при условии, что изменения имели настолько большое значение, что если бы стороны могли бы это предугадать, то вообще бы не заключали договор или же в него были бы внесены значительные изменения.
Но такая ситуация практически не применима к публичным сервитутам земельных участков из-за особенностей земельных отношений.
Особенности при установлении и прекращении действия публичного сервитута отражены в Законе «О приватизации». Так, решение об применение публичного сервитута можно принять одновременно с решением об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.
Если есть данное решение, то публичный сервитут выступает в качестве существенного условия сделки приватизации.
Другая сторона данного Закона говорит о прекращении публичного сервитута или изменениях его условий при отсутствии государственной или общественной заинтересованности в нем, а также при ситуациях, когда невозможно или затруднительно использовать имущество по его прямому назначению. Об этом говорится в п.7 ст. 31.
Исходя из этого, можно увидеть, что в отличие от положений п.7 ст.
23 ЗК РФ, которые предусматривают право гражданина и юридического лица запросить изъятие у них участка за выкуп в ситуациях, когда не представляется возможным его использование, этот Закон действует согласно в обратной стратегии: предусматривает право запросить прекращение действия непосредственно самого публичного сервитута. Так как установление публичного сервитута в большинстве случаев служит для обеспечения работы коммуникаций, то реализация данной нормы на практике вызывает определенные затруднения.
Основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно во время общественных слушаний.
Замечание 5
Для градостроительного и экологического законодательства свойственно использовать такие понятия, как «публичное слушание» и «общественное обсуждение».
Но важно отметить, что использование публичных земельных сервитутов и осуществление градостроительной деятельности являются иными направлениями общественных отношений.
Поэтому механически применять к ним единую правовую конструкцию не является оправданным и правомерным действием.
Исходя из вышесказанного, можно применить данную процедуру относительно публичных сервитут или создать новую процедуру осуществления данных общественных слушаний, установить юридическую значимость их итогов.
Примеры рассмотрения дел об установлении публичного сервитута
Если не соблюдается процедура общественных слушаний, то это говорит об не установлении публичного сервитута. Юридическое значение отсутствия общественных слушаний, которые предшествуют установке публичного сервитута, из-за отсутствия нормативно-правового регулирования плана их реализации судебная практика неоднозначна.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. №Л12-17236/02-С43 говорит, что основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно при учете итогов общественного слушания.
Это просьба не была удовлетворена ответчиком. Если нет определенного плана осуществления данных слушаний, то это не освобождает орган, который установил публичный сервитут, от получения определенным образом мнений общественности относительного данного вопроса.
Материалы дела не содержат документы, которые подтверждают слова ответчика относительно вынесения им постановления в интересах местного населения и ряда предпринимателей, которые занимались торговой деятельностью на территории истца.
В итоге судом установление публичного сервитута признано лишенным законных оснований.
Арбитражный суд Волгоградской области 12 ноября 2003 г. в постановлении №Ф12-3209/03 содержит информацию о том, что администрация г.
Волгограда в виде органа, который принял оспариваемый акт, не предоставила доказательства, которые подтверждают установление публичного сервитута в целях обеспечения интереса государства, местному самоуправлению либо местному населению.
Помимо этого также нет доказательств, которые подтверждают, что публичный сервитут был установлен с учетом итогов общественных слушаний.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 3 июня 2003 г. внес постановление №А12-10887/02-с6. Согласно данному постановлению, суд вынес решение, что в момент предъявления иска и рассмотрения дела план проведения общественных слушаний не был установлен.
Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию и соблюсти интересы граждан, которые являются представителями иных садоводческих товариществ, было принято решение установить публичный сервитут. Данное право предоставлено органам местного самоуправления.
Исходя из этого, установка публичного сервитута не нарушила справа и законные интересы СНТ «Газовик», а также не является противоречащим действующему законодательству.
Из этого можно сделать вывод, что отсутствие материалов общественных слушаний при разных ситуациях было принято судами в одной ситуации в качестве имеющего, а при другой – в качестве не имеющего юридической значимости обстоятельства для разрешения дела по существу. Скорее всего, данная ситуация будет длиться вплоть до принятия необходимых федеральных и региональных нормативно-правовых актов.
Замечание 6
Единый государственный реестр прав проводит государственную регистрацию сервитутов.
Для этого необходимо заявление собственника недвижимости или человека, в пользу которого устанавливается сервитут, если последний имеет соглашение о сервитуте.
После того как сервитут зарегистрирован в Едином государственном реестре прав, он вступает в силу.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/servituty-zemelnyh-uchastkov/
Авторские статьи юристов
Термин «сервитут» (от лат. servitus) означает буквально «рабство вещи», служение ее, то есть такое состояние, при котором вещь служит не только своему собственнику, но и обслуживает экономические интересы другого лица.
Сущность земельного сервитута заключается, таким образом, в том, что это есть всегда право на чужую вещь. В Республике Беларусь сервитут обрел полноценные «права гражданства» с принятием Гражданского кодекса 1998 года.
Именно с этого момента начался этап действительного возрождения сервитутного права.
Наряду с правами собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения земельным участком, постоянного пользования земельным участком, земельный сервитут отнесен к вещным правам (подп. 4 п. 1 ст. 217 ГК).
Земельный сервитут как вещное право обладает рядом особенностей.
Во-первых, он, как и право собственности, в отличие от обязательственного права носит абсолютный характер, то есть может быть противопоставлен всем другим лицам, не имеющим на имущество, являющееся объектом сервитута, других, более предпочтительных, с точки зрения закона, прав.
Во-вторых, сервитут следует за имуществом, являющимся его объектом. На этот счет законодатель в п. 2 ст.
217 ГК сформулировал правило: «Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество».
Каких-либо изъятий из перечня «иных вещных прав» не сделано, следовательно, приведенное выше право следования, как оно иначе называется, органично присуще сервитуту.
Наконец, в-третьих, сервитут, как вещное право, обладает самостоятельной защитой (ст. 286 ГК).
Понятие сервитута
[ads1]Понятие сервитута приведено в п. 1 ст.
268 ГК: собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (далее — соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Хотя законодатель и употребил в начале текста обобщающий термин «недвижимое имущество» (расшифровав в скобках, что под этим следует понимать земельный участок, другую недвижимость), фактически в статье дано определение чисто земельного сервитута.
Поскольку в п. 6 ст. 268 ГК предусмотрено, что применительно к правилам, установленным п.
1 — 5 указанной статьи, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком, то можно дать следующее общее определение сервитута, используя в том числе определение Е.А.Суханова, данное им применительно к земельным сервитутам (см. Гражданское право. В 2 томах. Том 1 / Учебник. Под ред. Е.А.Суханова. М. Изд-во БЕК. 1994. С. 299): сервитут представляет собой строго определенные правомочия граждан и юридических лиц по ограниченному использованию чужого недвижимого имущества для конкретных хозяйственных и потребительских нужд, установленные законом, договором с собственником этого имущества либо решением суда.
Приведенное выше легальное определение сервитута позволяет судить о его двойственной природе.
С одной стороны, земельный сервитут выступает как вещное право, суть которого заключается в ограниченном пользовании чужим объектом недвижимости.
С другой стороны, земельный сервитут — это обременение объекта недвижимости, в отношении которого сервитут установлен, в пользу другого субъекта (пользователя).
Из содержания ст. 268 ГК следует, что сервитут может устанавливаться как в частных (одного или нескольких лиц), так и в публичных интересах.
В качестве сервитуария, т.е. лица, в интересах которого сервитут установлен, могут выступать как граждане, так и юридические лица.
Цель установления сервитута значения не имеет: сервитут может быть установлен не только для удовлетворения бытовых, семейных потребностей гражданина, но и для надлежащего осуществления субъектом хозяйствования (индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом) своей деятельности.
В этом плане показательно следующее судебное дело.
Хозяйственный суд г.Минска рассмотрел материалы по иску предприятия «А» к предприятию «Б» об установлении бессрочного ограниченного пользования (сервитута) коридором в установленных границах в здании, принадлежащем предприятию «Б».
Представители истца исковые требования поддержали в полном объеме и представили доказательства необходимости установления сервитута в целях использования коридора для доступа к электрощитам и рубильникам.
Представитель ответчика исковые требования не признал, высказав возражения и просьбу производство по делу прекратить в соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 149 ХПК в связи с неподведомственностью данного спора хозяйственному суду.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с регистрационным удостоверением и техническим паспортом помещение (кафе-бар) общей площадью 334 кв.м, расположенное по ул. Р., 1 в г.Минске (литер 1/кп), является собственностью предприятия «А».
Согласно регистрационному удостоверению и техническому паспорту помещение (здание магазина) общей площадью 1361 кв.м, расположенное по ул. Р., 1 в г.Минске (литер 1/кп), является собственностью предприятия «Б».
Из представленного плана с расположением силовых сетей усматривается, что в коридоре на цокольном этаже здания, принадлежащем на праве собственности предприятию «Б», установлены электрощиты и рубильники для обеспечения электрической энергией помещений, принадлежащих предприятию «А», а также имеется противопожарный эвакуационный выход.
Истец обратился к ответчику с предложением о заключении договора о сервитуте, однако соглашение между сторонами об установлении сервитута достигнуто не было.
Как усматривается из материалов дела, ответчик — предприятие «Б» своими действиями препятствует предприятию «А» в пользовании электрощитовой и противопожарным эвакуационным выходом, о чем свидетельствуют соответствующие документы, в том числе составленные с участием представителей энергоинспекции Энергонадзора ПО «Минскэнерго» и представителей истца. Истцом также неоднократно принимались меры по устранению препятствий в пользовании электрощитовой — обращения в Прокуратуру Первомайского района г.Минска и Прокуратуру г.Минска, по результатам которых в адрес предприятия «Б» было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства при пользовании электроэнергией.
В связи с невозможностью размещения электрощитовой в помещении кафе-бара предприятия «А» и противопожарного эвакуационного выхода, которые бы соответствовали электротехническим нормам и нормам противопожарной безопасности, о чем свидетельствует письмо ООО «Е», истец обратился с настоящим иском в суд об установлении сервитута.
Руководствуясь правилами ст. 268 ГК, суд признал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку наличие и доступ к электрощитам и рубильникам в коридоре, принадлежащим предприятию «Б» в здании по ул. Р., 1 в г.
Минске, равно как и доступ к противопожарному эвакуационному выходу, являются существенными для осуществления нормальной деятельности предприятия «А», а также в целях обеспечения беспрепятственного доступа представителей энергоснабжающей организации и органов государственного электронадзора для осуществления контроля за режимом электропотребления предприятия «А».
Решением от 27 февраля 2003 г. хозяйственный суд г.Минска установил за предприятием «А» бессрочное право ограниченного пользования (сервитута) коридором, расположенным в цокольном этаже здания по ул. Р., 1 в г.Минске, принадлежащим на праве собственности предприятию «Б», в пределах границ согласно составленной схеме.
В соответствии с частью второй п. 1 ст.
268 ГК сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В указанной статье приведен примерный перечень земельных сервитутов без разделения их на частные и публичные. Из перечисленных к публичным сервитутам могут быть отнесены: прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечение водоснабжения и мелиорации, которые устанавливаются в публичных интересах.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (п. 2 ст. 268 ГК).
Следует, однако, иметь в виду, что, несмотря на наличие данного правила, обременение земельного участка сервитутом может значительно затруднить собственнику участка право пользования им в целом или его частью. Например, прокладка дорог, проездов фактически исключает эти участки из целевого использования.
В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с его назначением, собственник вправе требовать в судебном порядке прекращения сервитута. Применительно к земельным сервитутам приведенная норма закреплена в части третьей ст. 14 Кодекса о земле. Норма аналогичного содержания в отношении любого недвижимого имущества, обремененного сервитутом, содержится в п. 2 ст. 270 ГК.
Сохранение сервитута при переходе права на недвижимое имущество
В случае перехода прав на недвижимое имущество, обремененное сервитутом, к другому лицу сервитут сохраняется. Право следования рассматривают в качестве одного из отличительных признаков сервитута как вещного права.
В то же время сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (п. 2 ст. 269 ГК).
Таким образом, сервитуарий под страхом недействительности сделки не вправе отчуждать свое сервитутное право другим лицам ни по перечисленным выше договорам, ни каким-либо другим способом. Такое соглашение об отчуждении сервитутного права является ничтожным.
Частным случаем недопустимости обременения земельного участка сервитутом в целях обслуживания недвижимости может выступать ситуация, когда здание, иное строение признаны самовольной постройкой.
Решением хозяйственного суда Гродненской области от 12 апреля 2005 г.
отказано в удовлетворении искового требования, заявленного СООО «А» к ООО «Б» об установлении права бессрочного ограниченного пользования (сервитута) земельным участком, находящимся в постоянном пользовании ООО «Б», для обеспечения прохода людей и проезда автотранспорта к принадлежащей СООО «А» автомобильной газозаправочной станции, а также для обеспечения обслуживания и эксплуатации указанной станции.
Судом установлено, что АГЗС возведена истцом самовольно, без необходимых в соответствии с законодательством разрешений и в соответствии со ст. 223 ГК является самовольной постройкой.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что СООО «А» не имеет права эксплуатировать АГЗС и не может требовать установления сервитута для обеспечения ее обслуживания и эксплуатации (ЭБД «КонсультантПлюс». Судебная практика).
Защита сервитута
В силу предписаний ст. 286 ГК права, предусмотренные ст.
282 — 285 ГК, в соответствии с которыми решаются вопросы истребования имущества из чужого незаконного владения, расчетов при возврате имущества из чужого незаконного владения, защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законодательством или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Таким образом, защита сервитута предоставляется любому титульному владению независимо от того, на каком основании покоится данное владение (законном или договорном). Защита титульного владельца, как известно, была введена ГК 1964 года (ст. 137).
Однако защиту титульного владения по ГК 1998 года отличают два нововведения. Во-первых, титульный владелец получил защиту своего владения даже против собственника вещи.
По ранее действовавшему законодательству предъявление виндикационного и негаторного исков допускалось только к третьим лицам, но не к собственнику вещи. Во-вторых, среди титульных владельцев, получивших защиту в соответствии со ст.
286 ГК, законодателем перечислены лица, владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления, ином законном основании.
Приведенный в статье перечень лиц, имеющих право на предъявление иска в защиту своего владения, не является исчерпывающим. Исходя из положений ст. 217 ГК такое право принадлежит всем лицам, обладающим вещным правом, в том числе сервитуариям.
Мы рады, что смогли помочь. Если у Вас остались вопросы, можно заказать бесплатный звонок и консультант перезвонит в ближайшее время
Источник: http://prolawyer.by/zemelnyj-servitut.html
Сервитут на земельный участок: что это такое, виды, порядок установления и прекращения, плата
Гражданским законодательством закреплено абсолютное право собственности за землевладельцем, т.е. он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом.
В порядке осуществления и ведения хозяйственной деятельности на участке землепользователи вступают в особый тип правоотношений, когда один владелец может потребовать от своего соседа предоставления ему права пользования его участком.
Данное право является ограниченным и именуется в земельном законодательстве сервитутом.
Сервитут на земельный участок: что это такое?
Сервитут является обременением участка земли, не лишающим прав собственности землевладельца, который по-прежнему может распоряжаться своим имуществом. Такое обременение может возникать:
- когда есть необходимость в обеспечении прохода или проезда через соседский участок;
- когда существует необходимость прокладки кабелей по участку соседа и обслуживания линий электропередач;
- когда нужно провести другие коммуникации и разместить межевые, геодезические и дорожные знаки;
- другие случаи.
В соответствии с Земельным Кодексом обременение земельного участка сервитутом может быть установлено двумя способами:
- по взаимному и добровольному соглашению землевладельцев;
- по решению судебной инстанции либо согласно правовым нормам.
Сервитут на земельный участок (например, для инженерных сетей или других отношений), как и право собственности, подлежит госрегистрации с выдачей официального документа.
Обладателем сервитута является лицо, которое обладает правом пользования чужим участком земли ограниченно. Обладатель не может продать данное право, заложить его и отчуждать сторонним лицам иным способом, которые не являются владельцами недвижимого имущества, в целях эксплуатации которого определено данное право.
О понятии сервитута в земельном праве, его видах, порядке установления и прекращения расскажет более подробно юрист в следующем видео:
Также вы найдете массу полезной информации о праве ограниченного пользования чужим земельным участком, сервитуте, в видеосюжете ниже:
Виды обременений
По земельному законодательству предусмотрены такие виды сервитутов как публичный и частный.
- Частный. В отношения вступают граждане, а также юрлица, являющиеся владельцами смежных земельных участков. Обременение устанавливается на основании соглашения между землевладельцем и лицом, претендующим на сервитут. Если стороны не могут прийти к обоюдному соглашению об условиях ограниченного пользования, то спорную ситуацию призван разрешить судебный орган. В случае если отпали все основания установления обременения на участок, землевладелец вправе потребовать прекращения данного соглашения.
- Публичный. В правоотношения вступают землепользователь (собственник участка) и органы государственной власти. Установление обременения происходит в силу предписания норм закона и других актов местного уровня. В данном случае затрагиваются интересы государства, органов местного самоуправления.
Срок установления
Существует классификация сервитутов на земельный участок в зависимости от срока действия:
- Срочный – с установлением конкретного периода действия.
- Бессрочный – носит постоянный характер без определения срока установления.
Действие сроков может устанавливаться на все виды обременений. Как правило, сервитут носит бессрочный характер, однако право ограниченного пользования можно прекратить в следующих случаях:
- когда стороны подписали новое соглашение об отмене сервитута;
- когда отпали основания и цели, для которых было установлено ограниченное право, по требованию любой стороны;
- когда участок, имеющий обременение, не может эксплуатироваться в соответствии с целями его предоставления, по требованию владельца такого участка.
Стоимость права
Возможность пользования чужим участком является платным, т.е. гражданин, получающий данное право, обязан перечислять платежи владельцу обременяемого участка.
Стоимость пользования также зависит от характера и интенсивности эксплуатации части земли гражданином, в пользу которого установлено данное право.
Существуют некоторые различия в определении сумм выплат за отдельные виды обременений.
- Так, при частном сервитуте его стоимость определяется в соглашении, или же в решении судебного органа при недостижении согласия. Обязанность по оплате возлагается на физическое лицо.
- А при публичном сервитуте землевладелец может требовать компенсацию от государственного органа, только если обременением значительно затрудняется эксплуатация участка. Стоимость закрепляется тем нормативным документом, которым установлено обременение.
Оценка сервитута
Поскольку право пользование предполагает выплату компенсации, необходимо произвести оценку, определить соразмерную стоимость обременения на участок. Оценивая стоимость ограниченного права, разрешаются споры между землевладельцем и лицами, которые обязаны платить.
Способ произведения оценки достаточно трудоемкий и многообразный.
При расчете стоимости обременения учитывается оценочная стоимость участка, принимая во внимание упущенную выгоду, которая возникает в связи с возникновением ограниченного права.
При оценке также используются другие факторы, способные точно определить стоимость оплаты за пользование чужим участком.
Так, оценивая соразмерную компенсацию за обременение, принимается во внимание вид сервитута:
- Если обременение носит частный характер, то оценка осуществляется по соглашению сторон, либо в порядке судебного разбирательства.
- При публичном сервитуте, ввиду целей его установления, обременение должны быть минимальными, не затрагивающими интересов землевладельца.
В обязательном порядке расчет соразмерной оплаты необходим в тех случаях, когда сервитут значительно затрудняет использование собственником объектов недвижимости. Если же установление обременения делает эксплуатацию недвижимого имущества невозможным, то владелец вправе требовать компенсации убытков либо предоставления другого объекта с аналогичными свойствами без обременений.
Таким образом, расчет размера платы за сервитут на земельный участок включает в себя три показателя:
- Величина возможного ущерба, которая рассчитывается прямым способом, либо вытекающая из разницы соотношения стоимости имущества с обременением и без него.
- Размер упущенной выгоды, равный сумме возможной прибыли, имеющей место, как при отсутствии обременения.
- Величина возможных убытков, причиненных владельцу объекта недвижимости.
Примерный отчет об оценке стоимости земельного участка с сервитутом вы сможете найти во Всемирной паутине.
О том, какие споры чаще всего возникают в связи с наложением сервитута на земельный участок, расскажет известный юрист в следующем видео:
Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/ponyatie-vidy-i-stoimost.html