Понятие резервирования земель
В этой статье:
- 1 Резервирование земель для государственных, муниципальных нужд
- 1.1 Что представляет собой резервирование участка
- 1.2 Для чего государство резервирует землю
- 1.3 Как проводится резервирование земель
- 1.4 Допустимые сроки резервирования земли
- 1.5 Права владельцев участков
- 1.6 Реквизиция земли
- 1.7 О правилах застройки и использования земель
- 1.8 Процедура изъятия наделов для государственных и муниципальных нужд
- 1.9 Заключение
- 2 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- 2.1 Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель
- 2.2 Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
- 2.3 Порядок принятия решения о резервировании, его содержание
- 2.4 Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель
- 3 Государственное резервирование земель
- 3.1 Основания для бронирования территорий под государственные и муниципальные нужды
- 3.2 Порядок резервирования земель
- 3.3 Что должно содержаться в постановлении на резервирование земельного фонда
- 3.4 Когда прекращается действие постановления на ограничения прав на землю в связи с резервированием земель
- 4 Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд — Про сад и дом
- 4.1 Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится
- 4.2 Что может стать основанием для госрезервирования
- 4.3 Гарантия прав собственников и ограничения по использованию резервных земель
- 4.4 Как происходит процедура резервирования
- 4.5 Сроки бронирования земли
- 4.6 Резервирование участка на примере
- 5 Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования
Резервирование земель для государственных, муниципальных нужд
Время чтения: 5 минут
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд необходимо отличать от изъятия земельных участков в целях, предусмотренных федеральными и местными властными структурами, а также от других форм ограничения правом пользования наделом.
Потребность в проведении этой процедуры возникает, когда определенную территорию предполагается использовать в значимых для страны и народа целях.
Резервирование земель позволяет избежать судебных разбирательств по вопросу эксплуатации участков, находящихся под обременением третьих лиц.
Что представляет собой резервирование участка
Резервирование земельного участка – это наложение ограничения на использование надела собственником в связи с высокой вероятностью дальнейшей ее эксплуатации во благо страны. Территория считается забронированной лишь после регистрации в Росреестре факта закрепления земли за государством.
Ограничение может распространяться на земли, принадлежащие частным лицам. Это вступает в противоречие с Конституцией, ведь частная собственность в РФ неприкосновенна. Тем не менее, данная норма не действует, когда речь идет об экономической безопасности либо обороноспособности государства.
Зарезервированные земли будут у собственника отчуждены, но на возмездной основе – государство их выкупит.
Органы власти, бронируя конкретный надел, обязаны уведомить его владельца о том, что на этом участке планируется проведение определенных работ.
Далее выполняется оценочная экспертиза. По ее окончании земля считается предварительно зарезервированной. Этот статус она утратит в одном из двух случаев:
- начнется процедура выкупа участка;
- исчезнет потребность в резервировании в результате пересмотра стратегических планов.
При этом необходимо учитывать установленный максимальный срок бронирования надела.
Для чего государство резервирует землю
Существует немало причин для госрезервирования, поэтому каждому владельцу земли нужно быть готовым к тому, что процедура бронирования надела может начаться в любой момент. Список основных причин указан в ст.49 ЗК РФ:
- Основания, связанные со строительством либо реконструкцией:
- инженерных систем горячего и холодного водоснабжения, газо- и электроснабжения:
- линейных объектов, обеспечивающих функционирование субъектов естественных монополий и космической отрасли;
- объектов инфраструктуры авто- и Ж/Д транспорта;
- объектов безопасности государства и обороны страны;
- энергетических систем и объектов использования атомной энергии.
- Основания, связанные с выполнением принятых Россией обязательств по межгосударственным договорам.
Резервирование также необходимо при создании водохранилищ, организации природоохранных зон, оборудовании специальных объектов, формирующих инфраструктуру ОЭЗ (Особой экономической зоны).
Как проводится резервирование земель
Порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд регламентирует постановление Правительства №561 от 22.07.2008. Согласно этому документу, правом принимать решение о переводе участка в резервный фонд наделен орган исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.
Решение принимается на основе данных из государственного кадастра недвижимости. Следовательно, бронирование земли недопустимо, если надел не поставлен на кадастровый учет, не имеет индивидуального номера и паспорта.
Для перевода земли в резервный фонд предусмотрена подача документов:
- по планированию территории, если надел предназначен для возведения природоохранных сооружений либо объектов обороны и безопасности;
- содержащих сведения о границах зон предполагаемого размещения объектов на зарезервированной территории;
- подтверждающий факт бронирования надела в соответствии с госпрограммами, целью которых является рациональное использование территории и изучение недр.
После рассмотрения документов уполномоченный орган оформляет бронирование территории в виде отдельного акта. В нем содержатся:
- сведения о целях резервирования;
- предельные сроки окончания процедуры;
- перечень документов, с учетом которых осуществляется бронирование;
- кадастровые номера всех наделов, находящихся в границах резервируемой территории.
Окончательно ограничение прав на бронируемые наделы с последующей их постановкой на госучет оформляется путем направления вышеперечисленных бумаг в Госреестр. Данное решение обретает силу только после публикации в региональных СМИ.
Допустимые сроки резервирования земли
В ст.70.1 ЗК РФ сказано, что:
- земли для муниципальных и государственных потребностей могут бронироваться на срок, не превышающий 3 года;
- земли, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней, и те, на которых планируется создать ОЭЗ, резервируются на срок до 2 лет. Для этого в заявке на бронирование следует указать решение высшего органа государственной власти административно-территориальной единицы РФ;
- на срок до 20 лет можно резервировать участки, находящиеся в собственности властей федерального или местного уровней для строительства и реконструкции:
- автомагистралей федерального значения;
- пересадочных узлов метрополитена;
- объектов воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта и так далее.
Права владельцев участков
Хотя использование земель призвано решать проблемы государственного или регионального уровня, это не отменяет требование обеспечить защиту интересов собственников резервируемых участков.
Однако это не распространяется на неприватизированные наделы. Их владельцы сталкиваются, как правило, со следующими ограничениями:
- приватизировать зарезервированные земли нельзя;
- не допускается строительство объектов коммерческого назначения и жилых зданий, поскольку их стоимость в случае изъятия, скорее всего, компенсирована не будет;
- запрещается возводить ирригационные сооружения, предназначенные для производства мелиоративных работ, и иные объекты.
В случае возникновения убытков от резервирования земельного участка, его владелец может подать исковое заявление на их возмещение в судебную инстанцию.
Реквизиция земли
Реквизиция выступает в качестве одного из оснований для изъятия у собственника имущества. От конфискации она отличается тем, что:
- применяется в принудительном порядке не как картельная мера, а только по причине возникновения острой необходимости;
- процедуре присущ возмездный и временный характер.
Реквизиция земельного надела производится на основании опубликованного Правительством РФ заявления о возникновении в конкретном регионе страны чрезвычайных ситуаций или решения, принятого уполномоченным органом.
Цель проведения процедуры – защита людей, общества и государства от негативных последствий бедствий. Понесенные человеком расходы компенсируются из госбюджета.
Больше информации на эту тему читайте в статье «Реквизиция земельного участка».
О правилах застройки и использования земель
В контексте рассматриваемого вопроса полезно ознакомиться с Правилами застройки и землепользования (далее ПЗЗ). Согласно Градостроительному Кодексу, ПЗЗ – это документ градостроительного зонирования, утверждаемый органом местного самоуправления. Он устанавливает:
- градостроительные регламенты;
- территориальные зоны;
- порядок применения и внесения в документ дополнений и изменений.
Территория муниципального образования, в соответствии с ПЗЗ, подразделяется на зоны различного предназначения:
- жилые,
- производственные,
- общественно-деловые и так далее.
Для любой из зон определяются виды разрешенного использования объектов капстроительства и земельных участков. Например, территория может вообще не подлежать застройке.
Подробности содержатся в статье «Правила застройки и землепользования».
Процедура изъятия наделов для государственных и муниципальных нужд
Земельные участки могут изыматься в принудительном или добровольном порядке. Последний вариант предусматривает заключение соглашения о выкупе надела между уполномоченным представителем муниципалитета и собственником.
При определении стоимости участка в учет принимается:
- рыночная цена;
- сумма понесенных владельцем убытков по причине переезда на другое место;
- стоимость расположенного на земле имущества.
Срок, в течение которого орган местной власти обязан уведомить правообладателя об изъятии, не превышает 1 неделю с момента принятия решения по этому вопросу. В проекте договора о выкупе участка должна быть указана предполагаемая стоимость.
На изучение нюансов владельцу земли отводится 3 месяца. Передача надела муниципалитету или государству раньше указанного промежутка времени может осуществляться только с согласия собственника.
Тем, кого эта тема заинтересовала, рекомендуем изучить статью «Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд».
Заключение
Согласно отечественному законодательству, процедура резервирования может производится только по отношению к землям, которые расположены в специально выделенных зонах, имеющих муниципальное, региональное и федеральное значение. Обязательное изъятие надела в данном случае не предусмотрено. Решение о резервировании вступает в силу только после его публикации в СМИ.
Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/rezervirovanie-zemelnyx-uchastkov.html
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.
Под резервированием земель подразумевается определенный тип ограничения прав по пользованию и распоряжению участком земли.
Проведение резервирования земель возможно только при наличии определенных обстоятельств, среди которых:
- необходимость разместить объекты государственного и муниципального значения, если отсутствует возможность их размещения на другом участке земли;
- необходимость разметить объекты обороны и безопасности государства;
- необходимость провести размещение объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи;
- необходимость разместить объекты, обеспечивающие ведение космической деятельности;
- необходимость провести размещение объектов, обеспечивающих защиту границ Российской Федерации;
- необходимость строительства дорог федерального, регионального или муниципального уровня.
Территории и зоны, в которых допустимо резервирование земель
На уровне земельного законодательства установлено, что проведение процедуры по резервированию земель допускается только в специально выделенных в документации зон планируемого размещения следующих видов объектов:
- имеющих федеральное значение;
- имеющих региональное значение;
- имеющих муниципальное значение.
При этом разметить подобные объекты возможно только в пределах специально определенной территории, которая была указана в заявке от высшего исполнительного органа государственной власти.
Таким же образом осуществляется планирование территорий при необходимости создания особых экономических зон. Данные зоны могут быть созданы для удовлетворения целого ряда государственных проблем, среди которых:
- развитие обрабатывающих отраслей экономики;
- развитие высокотехнических отраслей экономики;
- развитие туризма и санитарно-курортной сферы;
- развитие транспортной инфраструктуры.
Создание любых из вышеперечисленных зон требуется проведения большого количества разных землеустроительных мероприятий.
Порядок и условия проведения резервирования земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд
В Земельном кодексе России отдельно выделена норма, подразумевающая, что любая федеральная или муниципальная собственность, которая не была предоставлена в пользование ни физическим, ни юридическим лицам, автоматически используется в мероприятиях, направленных на резервирование земель для нужд государства или для муниципальных нужд.
Согласно положениям данного Кодекса земли для удовлетворения нужд государства и отдельных субъектов государства не могут быть зарезервированы на срок больше семи лет.
Если же речь идет о резервировании участков, входящих в состав специально отведенной федеральными законодательными актами экономической зоны, срок резервирования подобных земель не может превышать двух лет.
Если резервированный участок не был предоставлен во временную или постоянную собственность юридическим или физическим лицам и используется для проведения строительства и реконструкции транспортных средств и прочих линейных объектов, общий срок проведения данных мероприятий может быть продлен до двадцати лет.
Порядок резервирования земель определяется соответствующими постановлениями Правительства РФ.
Решение о резервировании земель должно быть принято специально уполномоченным на это федеральным органом власти. Если резервирование земель происходит для удовлетворения нужд определенного субъекта государства, данные действия уполномочен совершать региональный орган власти или орган местного самоуправления.
Решение о резервировании земель принимается на основании следующего перечня документов:
- документ о планировании территорий;
- документ о планировании территории при создании особой охраняемой территории или территории оборонительного характер
- программы по проведению геологического изучения недр.
К решению о резервировании должны прикладываться схемы территории, на которую устанавливается ограничение, а также полный перечень кадастровый номеров участков, расположенных в границах данной территории. Решение о резервировании земель обязательно должно приниматься в отношении участков, которые находятся в пределах одного установленного в документе кадастрового округа.
Порядок принятия решения о резервировании, его содержание
Решение о необходимости проведения резервирования земель принимается уполномоченным на это федеральным или региональным органом власти, сфера деятельности которого включает в себя необходимость установления подобного рода ограничений на участки. В отдельных случаях, принимать решение о резервировании земель уполномочен и орган местного самоуправления.
Решение о резервировании земель должно содержать в себе следующую информацию:
- цели, ради которых происходит резервирование земель, а также точные сроки, на которые устанавливается данное ограничение;
- реквизиты документов, на основании которых осуществляется установка ограничений;
- полный перечень ограничений на право собственности, владения и распоряжения участком земли. Данный перечень устанавливается на уровне федерального законодательства;
- сведения о точном времени и месте, где стороны смогут ознакомиться со схемой проведения резервирования земельных участков;
- полный перечень кадастровый номеров участков, которые подлежат резервированию.
В качестве дополнения к решению должны быть предоставлены схема проведения мероприятия, кадастровые номера всех участков, попадающих в данную резервируемую территорию.
Срок, на который возможно резервирование земель. Порядок прекращения ограничений прав, которые были установлены резервированием земель
На законодательном уровне выделяется следующие сроки резервирования земель:
- два года, если речь идет о резервировании земель, находящихся в особой экономической зоне;
- семь лет, если речь идет об обычном резервировании;
- двадцать лет, если речь идет о земле, не предоставленной в пользование ни физическим, ни юридическим лицам и на которой происходит ремонт транспорта и прочих линейных объектов.
В земельном законодательстве установлены следующие виды обстоятельств, на основании которых резервирование может быть прекращено:
- истечение срока, предусмотренного решением;
- предоставление участка для удовлетворения нужд государства и субъектов государства. Участок при этом должен быть освобожден от прав третьих лиц;
- государственный орган принял решение об отмене резервирования;
- участок был изъят в установленном законом порядке;
- резервирование было отменено на основании решения суда.
Документ об окончании резервирования должен быть передан в кадастровую палату и государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, чтобы снять все ограничения, установленные на данный объект недвижимости.
„
резервирование земельного участка для гос нужд с целью создания особо охраняемой зоны, данный участок находился в аренде у юр лица как обжаловать данное решение
“
александр 08.08.2018 09:53
Добрый день! Вашу ситуацию надо рассматривать по документам в офисе. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9.
Консультации бесплатны. Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.
html
Коханов Николай Игоревич
Задать дополнительный вопрос
Согласна с коллегой.
Дубровина Светлана Борисовна08.10.2018 09:00
Задать дополнительный вопрос
Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html
Государственное резервирование земель
Земельный кодекс РФ предусматривает возможность государственных структур создавать резерв территорий под свои нужды.
Резервировать земли могут государственные или муниципальные органы в зонах, которые указаны в планах генерального строительства как планируемые к занятию объектами городской или военной инфраструктуры.
Общий срок, на который допускается включение территорий в запасной фонд государства, не может превышать семи лет. В иных случаях, например, при отработке планов строительства железных или автомобильных дорог, разрешается увеличивать период планирования (сроки резервирования земель) до двадцати лет.
Основания для бронирования территорий под государственные и муниципальные нужды
Резервирование земельных участков административными органами осуществляется в следующих случаях:
- При необходимости исполнения международных контрактов;
- Планирование для размещения важных объектов, имеющих стратегическое значение, при условии, что отсутствуют альтернативные варианты для их строительства:
- Зданий и элементов инфраструктуры атомной энергетики;
- Объектов энергетических систем федерального или регионального значения;
- Сооружений и других объектов, принадлежащих министерствам обороны и безопасности страны;
- Элементов инфраструктуры федерального транспорта и путей сообщения, относящихся к объектам федерального или регионального значения;
- Структурных элементов космической деятельности;
- Муниципальных объектов коммунального комплекса, выполняющих функции электро-, газо- и водоснабжения.
- В Земельном кодексе предусматриваются случаи, в которых государственным органам разрешается претендовать на территории, уже занятые другими участниками земельных отношений. Решение о резервировании земель в этом случае не может принято без согласия или отказа действующего (существующего) собственника. О своем намерении государственные или муниципальные органы обязаны уведомить владельца в установленные сроки, выслав соглашение о выкупе. Если поступил отказ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд будет осуществляться через суд.
Необходимость в создании резерва территорий часто имеет место при расширении площади городов или других населенных пунктов. Перечень оснований, по которым собственники могут в ближайшее время лишиться своих участков, является открытым.
Вместе с тем, законом предусматривает публичность таких оснований, по которым земли могут отойти государству.
Ни о какой экспроприации речи не идет, права владельца сохраняются, ему предлагаются равнозначный денежный эквивалент или аналогичный по кадастровым характеристикам участок.
Порядок резервирования земель
Постановление на осуществление бронирования земельных наделов в соответствии с кодексом принимают федеральные органы исполнительной ветви власти (для федеральных нужд, соответственно).
При этом такие органы должны иметь соответствующие полномочия по оказанию услуг и управления имуществом, учтенным в кадастре.
Вопросы в отношении земельного фонда субъектов РФ решаются соответствующим постановлением органов местного самоуправления.
Согласно Земельному кодексу, принятие решения на расширение государственных владений должно происходить взвешенно и обоснованно. Документы, на которые должны опираться в своем решении государственные органы:
- Проекты территориального планирования. Если такая документация имеется в наличии, разработана и согласована с соответствующими должностными лицами (главный архитектор и прочие), решение о резервировании земель будет приниматься на основе таких проектов;
- Перед планированием размещения объектов городской инфраструктуры, объектов космического, военного или других стратегических направлений, определяются границы участков земли, необходимой для бронирования;
- В числе из первичных документов, в соответствии с которыми будет разрабатываться схема занятия земельных участков под муниципальные нужды, является государственная программа геологических разработок, проект восполнения сырьевой базы РФ.
Что должно содержаться в постановлении на резервирование земельного фонда
Как и любой другой аналогичный документ, решения муниципальных органов или других уровней власти должны опираться на положения Земельного кодекса. В содержании постановлений должны содержаться следующие данные:
- Период и цели, которые преследует решение о резервировании земель;
- Полные реквизиты планов, проектов и других документов, на основании которых принимается решение о бронировании земельного фонда, находящегося не в государственной собственности;
- Конкретные ограничения прав на землю в связи с резервированием земель. Будут зависеть от целей, которые ставятся перед государственным аппаратом, при этом ограничения на участки должны разрабатываться в соответствии с нормами действующего законодательства (Земельным кодексом);
- Подробная схема размещения земельных участков, которые планируются к резервированию государственными органами. На плане территорий должны быть указаны конкретные адреса и границы расположения территорий (выписка из кадастра) с указанием принадлежности к владельцам и их контактные данные.
Решение о резервировании земель должно иметь приложения со схемами бронируемых земельных участков, границы которых проходят через планируемые к застройкам территории.
Согласно требованиям земельного кодекса постановление административного органа должно быть опубликовано в средствах массовой информации по месту нахождения рассматриваемых к резервированию земельных наделов.
Когда прекращается действие постановления на ограничения прав на землю в связи с резервированием земель
Вполне резонный вопрос, которым задаются собственники земельных участков, получивших соглашения или уведомления о том, что их участок подлежит резервированию. Согласно Земельному кодексу, срок бронирования наделов под нужды государства или муниципалитета, заканчивается:
- Вместе с периодом, который был указан в соответствующем целевом решении, затрагивающем земельные участки;
- В день, когда соответствующая территория оказалась фактически задействованной под строительство государственных объектов или под размещение объектов, спланированных международными соглашениями;
- Постановление о резервировании земель всегда может отменено органом, его издавшим. Соответственно, территория, полностью или частично планируемая ранее к застройке, остается за законным владельцем;
- В день, когда фактические произошло изъятие (выкуп в установленном порядке) земельного участка на основании судебного решения.
Важно: орган исполнительной власти, ответственный за ведение кадастра сведений, заблаговременно вносит сведения о резервировании земель. В случае прекращения срока действия, установленного Земельным кодексом права обременения государственными органами конкретной территории, таковое обременение должно быть снято не позднее 30 дней.
Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemleustrojstvo/gosudarstvennoe-rezervirovanie-zemel.html
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд — Про сад и дом
(10 5,00 из 5)
Загрузка…
ЗК РФ предусматривает, в том числе, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд (статья 70.1). Порядок и последовательность проведения бронирования регламентирует и 561-е постановление правительства России от 22.07.2008 г.
Речь в данном случае идет о полном переходе из частной собственности в резерв государства (изъятие) или ограничения в вопросах его использования.
Это необходимо, если земля имеет ценность для муниципалитета или страны в целом, а проводится процедура при полном соблюдении норм существующего законодательства, и в установленные законом сроки.
Что собой представляет резервирование земли, и для чего оно проводится
В юридической терминологии существует множество понятий, касающихся вопросов землепользования. Чаще всего клиенты адвокатских контор хотят знать, что такое резервирование зем.участков для госнужд, и чем оно отличается от изъятия и передачу в госсобственность.
По большому счету, резервирование – это еще не изъятие, а только наложение некоторых ограничений. Зачастую за этим следует изъятие земли, но в этом случае собственник или арендатор де-факто предупрежден о возможных последствиях.
Можно также сказать, что земельный участок, попавший под резервирование, это своеобразная гарантия государства, ведь после проведения этой процедуры земля уже не сможет быть перепродана или приватизирована, так как де-юро она уже принадлежит муниципалитету или другой госструктуре.
Что касается владельцев земли, если речь идет о резервировании участков, находящихся в частной собственности, то, несмотря на абсурдность звучания, в этом для них также есть преимущества.
Зная, что земля в любой момент может быть изъята, без компенсации потерь, собственник не будет планировать строительство, хотя бы.
Что может стать основанием для госрезервирования
Поводов для начала процедуры госрезервирования много, причем сюда относятся, как непосредственно основания для самого бронирования, так и для изъятия земли в пользу муниципалитета. Землевладелец должен быть готов к тому, что его земля в любой момент может перейти в категорию госрезерва, но чаще всего это происходит, в случаях, если:
- проведение процедуры может помочь в выполнении Россией обязательств перед иностранными «партнерами»;
- только данный участок по своим параметрам может подходить для удовлетворения нужд муниципальных органов и страны в целом;
- рядом с участком или в его границах, планируется возведение новых объектов или преобразование энергосистемы, атомных электростанций, оборонного или военного значения, автомагистрали, объекты, связанные с космосом. Также это касается инженерных объектов, относящихся к системам водоподачи и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения;
- могут быть решены иные вопросы в масштабах страны или на уровне муниципалитета.
Проводится бронирование, как правило, если участок земли является частной собственностью или в качестве владельца выступает юрлицо, но в некоторых случаях процедура необходима в случае, если участок не является собственностью частников и компаний.
Резерв необходимо оставлять, если планируется начало строительства автомагистрали, или в ближайшей перспективе возведение инженерных систем и оборудование коммуникаций.
Это также необходимо при организации природоохранных зон, возведении водохранилищ и оборудовании других объектов водного хозяйства, специальных объектов инфраструктуры особой экономической зоны.
Гарантия прав собственников и ограничения по использованию резервных земель
Несмотря на то, что земли, подлежащие резервированию, призваны решить вопросы муниципального значения и часто от этого зависят интересы государства в целом, собственники участков, подлежащих государственному бронированию, также должны быть защищены. Однозначно можно сказать, что если участок до проведения процедуры бронирования не был приватизирован, его уже нельзя будет купить или продать, собственно, использовать по своему усмотрению такой участок тоже не получится.
Собственники, как правило, сталкиваются с рядом ограничений:
- нельзя строить жилые здания и объекты коммерческого назначения, так как в случае изъятия их стоимость вряд ли будет компенсироваться;
запрещается возводить водные объекты и ирригационные сооружения, объекты, используемые для выполнения мелиоративных работ; - земли, зарезервированные муниципалитетом или другими госучреждениями, не могут быть приватизированы.
Ограничения по использованию касается, как земельных участков, зарезервированных, но находящихся в собственности физических и юридических лиц, так и земель, которые являются собственностью государства.
В случае если они были забронированы с соблюдением всех процессуальных норм, но при этом находились в аренде, договор аренды должен быть прекращен. Что же касается убытков собственников, то процедура их компенсации еще не разработана, однако государство прилагает все усилия, чтобы компенсировать понесенный ущерб.
В любом случае, у землевладельца никто не отнимал права обращения в суд. Убытки будут возмещаться в рамках положений Гражданского кодекса РФ.
Как происходит процедура резервирования
Решение о переходе участка в госрезерв происходит по инициативе специалистов федеральных или местных органов власти, в случае возникновения такой необходимости. Принимается соответствующее постановление после изучения документов кадастрового учета.
В случае если в кадастре нет сведений об участке, который планируется забронировать, соответственно, отсутствует кадастровый паспорт на него, зарезервировать такую территорию не получится.
Чтобы провести процедуру на законных основаниях, придется подготовить соответствующий пакет документов:
- в случае если на земельном участке, предназначенном для бронирования, будут размещаться объекты безопасности и обороны, или планируется возведение объектов природоохраны, понадобится документация по планированию территории;
- документы с указанием границ и размеров объектов, которые планируются к размещению на зарезервированных землях;
- заключение о соответствии площади забронированной земли нуждам госпрограмм.
Изучив все предоставленные документы, уполномоченное лицо составляет специальный документ. В нем содержаться сведения относительно цели резервирования, указываются сроки окончания процесса.
Перечисляются также документы, на основании которых производится бронирование. Указываются ограничения, место и время проведения собрания, на котором лица, вовлеченные в процесс, ставятся в известность о произошедших изменениях.
Перечисляются в документе и кадастровые номера всех участков, расположенных в пределах резервируемой территории.
Чтобы не было проблем и лишних вопросов, к решению прилагается перечень всех объектов, подлежащих резервированию и схема закрепленных земель.
Все перечисленные документы направляются в кадастр и госреестр, где происходит окончательная процедура ограничения прав на бронируемые участки и постановка их на государственный учет.
Если принятое решение о резервировании своевременно не было зарегистрировано в реестре объектов недвижимости, оно не имеет законной силы, а участки, фактически, не являются забронированными и могут использоваться по усмотрению собственников.
Сроки бронирования земли
Согласно положением ЗК Российской Федерации, участок, который был ранее забронирован, может резервироваться на срок, не более трех лет.
Исключением являются объекты, находящихся в госсобственности, и предназначенные для создания специальных экономических зон.
Срок действия разрешения на такие участки завершается автоматически через 2 года после регистрации.
В случае если на объектах госрезерва нет участков, находящихся в собственности третьих лиц, а предназначены они для строительства транспортных развязок и автодорог, других жизненно важных объектов, резервирование может выполняться сроком на 20 лет.
После того, как сроки бронирования вышли, специалисты органа власти, выдавшего разрешение на резервирование, обязаны в 30-дневный срок уведомить об этом Росреестр и Госкадастр.
Специалисты этих инстанций примут решение о прекращении действия разрешения и снимут ограничения на эксплуатацию земли.
Не исключается также возможность изъятия земли из собственности третьих лиц, но закон в этом случае предусматривает выкуп участка, после чего собственнику участка передается необходимая сумма. С окончанием срока резервирования участок исключается из перечня зарезервированных земель.
Резервирование участка на примере
В качестве примера, что может произойти, если вы решите использовать по собственному усмотрению участок из перечня госрезерва, можно привести случай из юридической практики одной компании.
С соблюдением всех законных норм органами государственной власти было зарезервировано несколько участков, находящихся на территории садового товарищества. В том районе местные власти планируют возвести перерабатывающее предприятие, предназначенное для решения проблем с утилизацией отходов.
Собственники участков решили их приватизировать, но был получен отказ, так как земли находятся в госрезерве. Суд, рассмотрев иск собственников участков, признал такое решение чиновников оправданным.
Юристы советуют подождать три года, а именно такой срок считается максимальным для резервирования данных участков.
Прочтите также: Почему кадастровая стоимость земли выше рыночной
© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.
(10 5,00 из 5)
Загрузка…
Источник: https://prosadidom.ru/land/surveying/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd/
Резервирование земель: порядок, сроки, ограничения прав, прекращение резервирования
Государство и органы местного самоуправления заинтересованы в развитии территории проживания граждан. Для этого строятся новые дома, дороги, больницы, школы, электростанции, стадионы и так далее.
Площадь населенных пунктов все расширяется и расширяется, а численность населения увеличивается. Соответственно увеличивается и его плотность.
Теперь вместо индивидуальных жилых домов строятся многоквартирные дома; вместо однополюсных дорог, автомагистрали; вместо 5-ти этажной больницы, целый медицинский городок.
На строительство новых, улучшение существующих объектов, как правило, требуется дополнительные земли. Поэтому, орган местного самоуправления вынужден изымать за плату земельные участки вместе с домами у законных собственников в общественных интересах.
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд не предполагает обязательного изъятия объектов недвижимости. Это процедура лишь предшествует изъятию земли. Государство, органы субъекта РФ, органы местного самоуправления лишь планируют, предполагают, что данная территория будет изъята в будущем.
Резервирование земель – процедура при которой происходит ограничение прав на земельные участки, а именно возможность возводить, реконструировать существующие объекты, оформлять землю в частную собственность на определенный срок, в целях решения местных, региональных или государственных задач.
Уполномоченные органы
Решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд принимает уполномоченный орган, в зависимости от уровня размещаемого объекта.
Так, при размещении объектов федерального значения, таких как:
- федеральный транспорт;
- оборона страны и безопасность государства;
- энергетика;
- высшее образование;
- здравоохранение,
решение принимает федеральный орган исполнительной власти. К примеру,Правительство Российской Федерации.
При размещении объектов регионального значения, таких как:
- транспорт;
- предупреждение ЧС межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- образование;
- здравоохранение;
- энергетика;
- физическая культура и спорт,
решение принимает исполнительный орган субъекта Российской Федерации. К примеру, Правительство Свердловской области.
При размещении объектов муниципального значения, таких как:
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
- автомобильные дороги местного значения;
- образование;
- здравоохранение;
- физическая культура и массовый спорт;
- обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов,
решение принимает орган местного самоуправления. К примеру, Администрация города Екатеринбурга.
Порядок резервирования
Порядок резервирования земельных участков регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд».
Основания
Основаниями для резервирования земельных участков является:
- Документы территориального планирования. К примеру, одним из таких документов является – Генеральный план города.
- Документация по планировке территории (проекты планировки территории).
——————————————
Совет: Для получения сведений о планируемом размещении объектов различного уровня, необходимо в органе местного самоуправления получить сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
——————————————
Решения о резервировании и его содержание
Решение о резервировании готовится на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости. В частности, сведений о координатах земельных участков и/или их частей, подлежащих резервированию.
В решении содержатся следующие сведения:
- Цели и сроки резервирования земель;
- Реквизиты документов-оснований для резервирования;
- Ограничения прав на зарезервированные земельные участки;
- Сведения о месте и времени ознакомления со схемой резервируемых земель.
К решению в обязательном порядке прилагается:
— Схема резервируемых земель:
— Перечень кадастровых номеров ЗУ, подлежащих резервированию:
Вступление в силу
Решение о резервировании подлежит опубликовании в официальном СМИ субъекта РФ на территории которого расположены резервируемые земельные участки и вступает в силу только после такого опубликования. Если резервирование проводит местной администрацией, то и опубликование будет по месту нахождения земельных участков.
Сроки резервирования
Сроки резервирования регламентированы п. 3 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ:
- Резервирование частных земельных участков — не более чем 3 года.
———————————-
Информация
Источник: https://zemsovet.ru/gos-regulirovanie/izyatie-zemelnih-uchastkov/rezervirovanie-zemel/