Полномочия росреестра в сфере земельного надзора
В этой статье:
- 1 Государственный земельный надзор
- 1.1 Государственный земельный надзор, его суть
- 1.2 Надзорные органы и поднадзорные лица
- 1.3 Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора
- 1.4 Управление Росреестра и полномочия его сотрудников
- 1.5 Служба по надзору природользования
- 1.6 Фитосанитарный и ветеринарный надзор
- 1.7 Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности
- 2 Государственный земельный надзор в 2019 году: понятие, органы, проверка и функции осуществления, положение | Земельный эксперт
- 2.1 Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений
- 2.2 Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию
- 2.3 Результаты проверки
- 2.4 Последствия игнорирования предписания
- 2.5 Заключение
- 2.6 Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору
- 2.7 Вам будут полезны следующие статьи:
- 2.8 Осуществление государственного земельного надзора
- 2.9 Положение о государственном земельном надзоре
- 3 Какие функции выполняет государственный земельный контроль
- 4 Кем осуществляется государственный земельный надзор в 2023 году
- 4.1 Понятие надзора
- 4.2 Уполномоченные органы и поднадзорные лица
- 4.3 Методы осуществления контроля
- 4.4 Объекты проверок
- 4.5 Управление Росреестра как органа государственного надзора
- 4.6 Результаты деятельности Росреестра
- 4.7 Особенности муниципального контроля
- 4.8 Права и обязанности органов муниципального надзора
- 4.9 Процедура осуществления контроля
- 4.10 Особенности общественного надзора
- 4.11 Суть и функции общественного контроля
- 4.12 Особенности процедуры
- 4.13 Результаты надзора
- 4.14 Что такое правовая охрана земель
- 4.15 Выводы
Государственный земельный надзор
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельный надзор » Государственный земельный надзор
Государственный земельный надзор возлагается на федеральные исполнительные органы власти.
Под государственным земельным надзором следует понимать комплекс мер со стороны уполномоченных государством органов, которые нацелены на то, чтобы предупредить, выявить, а также пресечь нарушение норм действующего земельного законодательства.
Государственный земельный надзор, его суть
Государственный земельный надзор на законодательном уровне возлагается на федеральные исполнительные органы власти. В частности, на управление Росреестра, представители которого обязаны своевременно проводить процедуры по проверке правомерности действий участников земельных отношений.
В рамках государственного надзора за исполнением земельного законодательства могут быть проведены как отдельные процедуры, так и целый комплекс, что позволяет наиболее полно рассмотреть ситуацию, ее правомерность и законность.
Кроме того, на основании вынесенного решения или предписания в дальнейшем определяется и осуществляется ответственность за нарушения в сфере земельного права.
Надзорные органы и поднадзорные лица
Государственный земельный надзор исполняется несколькими организациями:
- управлением Росреестра;
- Федеральной службой в сфере фитосанитарного и ветеринарного надзора;
- Федеральной службой, ответственной за природопользование.
Кроме того, исполнять функции могут их представители в конкретной местности (территориальные органы). На каждую из организаций, представляющих федеральную исполнительную власть, возложены определенные полномочия.
Применяется же государственный земельный контроль к таким участникам отношений в рамках земельного права, как:
- представители органов государственной власти;
- частные физические лица;
- представители местных органов самоуправления;
- руководители и представители любых юридических лиц;
- индивидуальные предприниматели.
Каждый из участников земельных отношений имеет право обратиться в компетентные органы в том случае, если речь идет о нарушении их прав. А те, в свою очередь, обязаны провести все соответствующие процедуры для установления факта нарушения.
Методы для осуществления надзора. Объекты, подлежащие проверке при осуществлении государственного земельного надзора
Положение о государственном земельном надзоре подразумевает такие методы и процедуры для осуществления этого надзора, как:
- плановые проверки;
- внеплановые проверки;
- наблюдение на систематической основе за правомерностью действий всех сторон-участников земельных отношений;
- анализ за исполнением норм земельного права;
- различные меры, установленные законодательством, для предотвращения земельных нарушений с любой стороны участников отношений.
Плановые проверки обсуждаются и устанавливаются заранее, носят публичный характер. Ответственное ведомство размещает на официальном сайте информацию, с которой может ознакомиться любой желающий.
Внеплановые проверки могут быть проведены не только на основании заявлений и ходатайств пострадавших лиц, чьи права были ущемлены, но и на основе волеизъявления представителя ответственной организации. Предупреждать о такой проверке, в рамках земельного права, никто никого не обязан.
По результатам проверки при неудовлетворенности результатом тот, в отношении кого эта проверка была проведена, имеет право обратить в суд для обжалования.
О своем решении надзорные органы уведомляют не только поднадзорные лица, но и выкладывают результаты проведенных проверок на официальном сайте, где они доступны для ознакомления всем желающим, чтобы любой мог с ним ознакомиться и оспорить при необходимости.
Положение о государственном земельном надзоре предусматривает, что предметом надзора является выполнение надзора, проверка действий участников земельных правоотношений на соответствие нормам действующего законодательства. Независимо от того, кто является сторонами этих самых отношений: государственная власти, муниципалитет или граждане.
Объектами надзора со стороны государственных уполномоченных органов являются все участки земли, а также отношения, которые возникают в связи с их использованием, эксплуатацией, реализацией, то есть надзорные органы имеют полное право провести плановую или внеплановую проверку на любом из земельных участков, независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Управление Росреестра и полномочия его сотрудников
Осуществление государственного земельного контроля со стороны сотрудников Росреестра заключается:
- в надзоре земельных участков (в том числе того, кто их занимает и использует, проверяют, имеются ли на это основания);
- в требовании с юридических лиц, которые используют землю на правах бессрочного пользования, оформления ее в собственность или заключения договора аренды;
- в требовании, чтобы землепользователь привел участок в соответствие с его первоначальной целевой принадлежностью;
- в том, чтобы требовать и следить за исполнением по сохранению межи земельного участка, его установленных в законном порядке границ;
- в том, чтобы требовать и следить за использованием земли по ее прямому назначению (если она предназначена для сельскохозяйственных нужд, то именно для них; если для промышленных, то для производства и т.п.).
В управлении Росреестра или его территориальном представительстве назначаются уполномоченные лица, которые ответственны за исполнение земельного государственного надзора и контроля. И именно на них возлагаются все полномочия по осуществлению надзора государства за земельными территориями.
В случаях если должностное и ответственное лицо бездействует, не реагируя на заявления и обращения участников земельным правоотношений, чьи права были нарушены, на него вправе подать жалобу руководителю управления Росреестра или исковое заявление в суд.
Служба по надзору природользования
Государственный земельный контроль может быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. На данный орган возлагаются такие полномочия, как:
- выписывание предписаний в рамках полномочий по защите исполнения земельного права;
- разрабатывать месторождения полезных ископаемых и охранять их от несанкционированного использования;
- требовать от землепользователей, независимо от того, кто ими является, улучшения качества почвы, а также осуществлять контроль за сохранением плодородного слоя.
Расширенный перечень полномочий представлен в Положении о государственном земельном контроле, в пункте 5. Также как и в управлении Росреестра, в службе по надзору в сфере природопользования назначаются ответственные за исполнение лица, которые наделяются всеми полномочиями по соблюдению требований земельного законодательства.
При неправильном или некорректном использовании земельного участка уполномоченные вправе не только вынести предписание, подлежащее исполнению, но и обратиться в судебные органы для призвания к ответственности виновных, нарушающих нормы земельного права.
Фитосанитарный и ветеринарный надзор
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору тоже наделена широким спектром полномочий. В частности, представители и ответственные лица могут выполнять следующие действия:
- требовать сохранения, улучшения и корректного использования плодородных почв, в том числе и неиспользования вредных и опасных веществ для их окультуривания;
- требовать нормальной и установленной законом мелиорации земель, поскольку при неправильном подходе это негативно сказывается на почве;
- требовать и следить за исполнением того, чтобы плодородные участки земли не были уничтожены, перенесены или сняты.
Ежегодно Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору публикует на официальном сайте план проверок.
И, согласно последним данным, чаще всего проверкам подвергаются юридические лица, ИП и муниципальные органы власти, которые осуществляют на земельных участках сельскохозяйственную деятельность, в ходе которой и может быть нарушено земельное законодательство.
Одной из особенностей службы является защита не только земельного законодательства, но и природоохранного, в частности, охрана животных.
Так, если использование земельного участка угрожает естественности существующей на нем экосистемы, уполномоченные лица могут ходатайствовать о пересмотре целевой принадлежности участка или о том, чтобы виновное лицо понесло соответствующее наказание, вплоть до уголовной ответственности с отбыванием реального срока в местах лишения свободы.
Решения государственного земельного надзора, результаты его деятельности
Результаты деятельности уполномоченных органов носят открытый и публичный характер, кроме тех случаев, когда проверки проводились в отношении частной собственности или земель, использование которых носит характер государственной тайны, в частности, военно-полевых объектов.
О результатах своих проверок уполномоченные представители докладывают землепользователям, в отношении которых проводился контроль, путем составления соответствующего акта в письменной форме. При обнаружении нарушений виновному лицу, независимо от его статуса, выписывается предписание и срок его исполнения.
Государственный орган власти или муниципальный, юридическое лицо или ИП, любой гражданин должны и обязаны выполнить требование по устранению своих нарушений.
Если срок прошел, а изменения не были внесены, нарушения не устранены, то уполномоченный орган может привлечь его к административной ответственности.
На разбирательство дается ровно тридцать календарных дней.
За некоторые земельные нарушения предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность. Обжаловать решение и предписание любое лицо может в судебном порядке, если на то имеются веские основания.
Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-nadzor/gosudarstvennyj-zemelnyj-nadzor.html
Государственный земельный надзор в 2019 году: понятие, органы, проверка и функции осуществления, положение | Земельный эксперт
Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере земельных отношений. Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Земельного Кодекса или на их прекращение.
- Москва МО:
- Санкт-Петербург и ЛО:
- Общероссийский:
В полномочия исполнительных структур входит анализ, наблюдение, прогнозирование и координирование действий государственных и частных субъектов и граждан РФ в сфере четкого соблюдения норм и правил земельного законодательства.
Государственный земельный надзор осуществляется органами исполнительной власти, которым Правительство предоставляет соответствующие полномочия:
- Организацией, осуществляющей государственную регистрацию, кадастр и картографию (Росреестр).
- Службой, осуществляющей инспекцию в сфере ветеринарии и фитосанитарии (Россельхознадзор).
- Инспекцией в сфере природопользования (Росприроднадзор).
- Органами вышеуказанных служб территориального значения.
При выявлении каких-либо нарушений или несоответствий нормативным документам, данные структуры дают возможность виновникам исправить ситуацию и привести все в должное состояние. Если это требование игнорируется, назначается административная и другие виды ответственности.
Все основные понятия и нормы, касающиеся надзора в сфере обращения с земельными участками регулируются статьей 71 Земельного Кодекса РФ.
Предмет проверок государственной инспекции в области земельных отношений
Проведение инспекций регулирует положение о государственном земельном надзоре. В нем проведена детализация предмета проверок и его разбивка по службам.
Уполномоченные структуры осуществляют наблюдение за выполнением требований в следующих сферах:
- самовольное занятие земли или ее неправомерное использование;
- оформление аренды либо приобретения надела, внесение изменений в права пользования участками;
- эксплуатация земель, находящихся в территориальной или государственной собственности;
- уход за участками и осуществление действий, необходимых для поддержания их состояния или улучшения характеристик земли;
- сохранение плодородного слоя земли, препятствие его незаконному перемещению;
- проведение охранных мероприятий в сфере защиты от воздействия стихий – воды и ветра;
- соблюдение требований эксплуатации наделов в специальных зонах: лесах и прилегающих к водоемам территориях;
- правильное обращение с ядовитыми веществами и удобрениями химического и любого другого происхождения;
- выполнение требований законодательства о наделах и соблюдение всех установленных правил в сфере земельных отношений.
Права должностных лиц структур, осуществляющих государственную земельную инспекцию
Органы, осуществляющие государственный земельный надзор, обладают соответствующими правами, которые установлены 71 статьей ЗК:
- Проводить проверки как плановые, так и незапланированные.
- Направлять в государственные или муниципальные органы, частные предприятия, физическим лицам и предпринимателям письменные требования о предоставлении необходимых для проведения инспекции документов.
- Посещать соответствующие земельные участки, не встречая препятствий со стороны проверяемых субъектов. При этом инспектор должен иметь при себе удостоверение и официальный документ, подтверждающий назначение проверки.
- Оформлять акты об административном обследовании и проводить его.
- Привлекать органы внутренних дел к осуществлению наказания нарушителей законодательства о наделах.
- Результаты инспекции оформлять в виде предписания, контролировать исполнение всех рекомендаций.
- При возникновении проблем или спорных моментов привлекать к инспектированию экспертов или соответствующие организации.
- Направлять в органы самоуправления предложения о приведении ими нормативных документов в соответствие с законодательством.
Результаты проверки
Существуют типовые формы и виды бланков, используемых при выполнении проверки. А порядок проведения инспекции предполагает соответствующее оформление ее результатов. Итогом мероприятия становится акт проверки.
Если нарушений не выявлено, он остается единственным документом. В обратном случае – при обнаружении неправомерных действий, в дополнение к акту создается предписание.
В нем описываются все нарушения и указываются сроки их устранения или ликвидации последствий халатного отношения к наделу.
Предписание составляется на бланке установленной формы. Документ состоит из трех основных частей:
- Вводной, которая информирует о дате, месте составления, должностном лице, виновнике нарушения, основании – акте проверки.
- Описательной, содержащей перечень нарушений и нормативных документов.
- Заключительной, являющейся перечислением требований документа, четко установленных сроков, отведенных на устранение нарушений и возможности оспаривания решения проверяющего органа.
В течение пятнадцати дней с момента проверки, ответственные органы власти направляют документы о результатах инспекции проверяемым субъектам. В случае составления предписания, ответчик должен выполнить его требования в сроки, указанные в документе и письменно уведомить проверяющие структуры.
В органы самоуправления направляются предложения о приведении нормативных актов о земельных отношениях в соответствие с требованиями законодательства. Если данные документы не принимаются в течение месяца, инспекция по окончании 15 дней сообщает о выявленных несоответствиях в прокуратуру.
Последствия игнорирования предписания
Предписание – официальный правовой документ, выполнение требований которого обязательно. Если данная норма не соблюдается, то нарушитель привлекается к административной ответственности.
В тридцатидневный срок после привлечения виновного к административной ответственности, уполномоченный орган, проводивший инспекцию, сообщает о факте игнорирования предписания и предоставляет установленный законодательством пакет документов следующим органам:
- Исполнительный орган власти или орган самоуправления на местах – в случае нарушений, относящихся к наделам, которыми владеет государство или муниципалитет.
- Орган власти, уполномоченный на обращение в суд для принятия решения о принудительном изъятии участка у владельца из-за неправильного использования с последующей продажей его.
Заключение
Отношения, касающиеся использования земельных участков, требуют постоянного контроля со стороны государства. С целью пресечения неправомерных действий в данной сфере создан государственный земельный надзор. Он заключается в следующем:
- Выявление нарушений.
- Недопущение повторения неправомерных действий.
- Контроль сохранности земель и их состояния.
- Наказание виновных.
Все это позволяет сохранить территориальный потенциал Федерации в надлежащем виде.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному земельному надзору
Вопрос:
Здравствуйте. Мне пришло уведомление о проведении плановой инспекции участка, который находится в моей собственности. В случае выявления каких-либо нарушений будет ли назначен штраф? Марат.
Ответ:
Добрый день, Марат. В соответствии с ЗК РФ, а именно с его 71 статьей, и положением о проверках, результат инспектирования оформляется нормативным документом – актом.
В случае выявления нарушений законодательства в сфере земельных отношений, будет составлено предписание. В нем раскрывается суть неправомерных действий или бездействия, их перечень и сроки ликвидации последствий или устранения нарушений.
Если предписание игнорируется, ответственный орган имеет право привлечь к административной ответственности с наложением штрафа.
Вам будут полезны следующие статьи:
- Москва МО:
- Санкт-Петербург и ЛО:
- Общероссийский:
Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennyj-kontrol/gosudarstvennyj-zemelnyj-nadzor/
Осуществление государственного земельного надзора
По действующему Постановлению Правительства России, Росреестр и его территориальные органы выполняют осуществление государственного земельного надзора за порядком выполнения требований:
- недопущение без оформления надлежащих документов самовольного захвата земельных участков, их обмена и использования;
- контролируется порядок целевого использования земель и порядок исполнения требований, направленных на приведения их в пригодное для этого состояние;
- своевременное проведение сельскохозяйственных работ на арендованных участках земли;
- порядок сохранения межевых границ участков;
- обязательное использование по назначению земель, которые предназначены для сельхозпроизводства, жилищного строительства;
- своевременные платежи за использование земель;
- порядок выполнения Постановлений Правительства, органов Росреестра и его территориальных органов, касающихся порядка соблюдения земельного законодательства в земельных отношениях;
- юридического переоформления права на бессрочное пользование землей, право аренды или приобретения участков в собственность.
На федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальные учреждения возложены обязанности по надзору за соблюдением:
- не нанесения вреда земле в результате уничтожения плодородного слоя, применения ядовитых химикатов или других вредных для здоровья людей средств;
- охраны земли от ветровой и водной эрозии;
- целевого использования сельскохозяйственных земель;
- мелиоративных работ, которые могут нанести вред почве и др.
Федеральная служба по надзору в области природопользования и ее местные органы выполняют функции надзора за:
- порядком обязательной рекультивацией земель во время разработок месторождений полезных ископаемых;
- порядком выполнения разных видов работ по предотвращению природных и других процессов, которые могут ухудшить состояние земель.
Положение о государственном земельном надзоре
Положение о государственном земельном надзоре предусматривает выявление нарушений Постановлений Правительства в земельных отношениях в рамках земельного законодательства между местными властями, предпринимателями, гражданами посредством проверок, в результате которых принимаются меры по устранению и пресечению негативных последствий.
Система надзора за выполнением требований, которые содержит положение о государственном земельном надзоре, предусматривает обследование земельных участков разных форм собственности, анализ правовых актов, касающихся использования и охраны земель и других видов надзора, которые предусмотрены в земельном законодательстве. Проводится систематическое наблюдение за исполнением требований правительственных постановлений и норм закона о земельных отношениях.
Существует два вида проверки: плановая и внеплановая. Плановые проводятся в порядке определенного плана.
Система проведения плановых проверок разрабатывается отдельно для органов государственной власти, территориального самоуправления, частных предпринимателей, юридических лиц, граждан.
При этом учитывается их периодичность, в соответствии с законодательством, результатами и анализом уже проведенных обследований земельных участков. Сроки посещения контролирующих органов определяются административными регламентами.
Основанием для того, чтобы госнадзор прислал проверяющего, нужны основания. Например, деятельность органов местного самоуправления или государственной власти контролируется через два года после окончания последней плановой проверки.
Внеплановые осуществляются для контроля над тем, как выполняются или не выполняются предписания об устранении нарушений, которые были выявлены ранее.
Проведение внеплановой проверки объекта может осуществляться на том основании, что:
- истек срок предписания для устранения нарушений на объекте;
- есть соответствующее Постановление Правительства или распоряжение руководителя Росреестра;
- в органы госконтроля или муниципального контроля поступило заявление органов государственной власти, юридического лица или граждан о возникновении угрозы: нанесения вреда окружающей среде: жизни людей; безопасности государства или есть опасность возникновения чрезвычайной ситуации; если нарушены права потребителей.
Если нарушения не устранены в срок, указанный в предписании, составляется протокол об административном нарушении и его материалы передаются в суд.
Должностные лица Росреестра имеют право составлять протоколы по таким нарушениям:
- Если земельный участок занят самовольно, без надлежащих документов.
- Если нарушены земельные границы участков.
- Если произведена самовольная мена земельных участков.
- Если земельный участок используется не по целевому назначению.
- Если государственные власти совершили незаконные действия в земельных отношениях.
- Если не проведена рекультивация во время разработок месторождения полезных ископаемых и наличие других нарушений, предусмотренных постановлениями Правительства и земельным законодательством.
По результатам обследования проверяющие организации составляют акт, где указывают на выявленные проблемы и в течение пяти дней после составления акта в письменном виде обязаны проинформировать уполномоченный орган госнадзора о выявленных нарушениях.
И, если в течение месяца со времени получения акта с указанием нарушений, которые предусматривает Постановление Правительства или земельное законодательство, проблемы не устраняются, государственные проверяющие обязаны на протяжении 15 дней после окончания срока выявления проблемы, предоставить информацию о нарушениях в прокуратуру.
Осуществляя государственный земельный надзор, должностные лица действуют совместно со своими территориальными организациями, местными органами исполнительной власти и властями местного самоуправления, правоохранителями, общественными организациями.
Все результаты об устранении или не устранении нарушений земельного законодательства и Постановлений Правительства собственниками земельных участков и выводы проверяющих включаются Росреестром в национальный доклад об использовании земель и их состоянии в Российской Федерации.
Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemelnyj-nadzor/gosudarstvennyj.html
Какие функции выполняет государственный земельный контроль
Государственный земельный надзор — это система мер, направленных на соблюдение реализации норм законодательства в сфере использования земельных ресурсов различными субъектами хозяйствования.
КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня
Получить доступ
Основной документ, регламентирующий земельный надзор и контроль, — Земельный кодекс Российской Федерации. В частности, вопросам контроля посвящена глава 12 этого нормативного акта.
Порядок осуществления надзора устанавливает «Положение о государственном земельном надзоре», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. №1.
Государственный земельный контроль: виды и подконтрольные лица
Согласно ЗК РФ, существуют следующие виды контроля:
- государственный;
- муниципальный;
- общественный.
Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль имеют одинаковые задачи, разница состоит в уровне, на котором производится их воплощение.
Иными словами, государственный и муниципальный контроль направлены на пресечение действий различных субъектов, нарушающих нормы законодательства о земле.
Однако второй вид контроля производится на местном уровне.
Что касается общественного контроля, то он подразумевает деятельность граждан, общественных организаций, негосударственных некоммерческих объединений, которые ведут наблюдение за действиями органов государственной власти и местного самоуправления в отношении распоряжения землей. Несмотря на то что структуры, занимающиеся общественным контролем, являются негосударственными, их деятельность должна осуществляться строго в соответствии с законодательством РФ.
Надзорные мероприятия осуществляются в отношении:
- частных физических лиц;
- индивидуальных предпринимателей;
- юридических лиц;
- представителей органов государственной власти;
- представителей органов местного самоуправления.
Все эти лица имеют право обратиться в надзорные органы по факту нарушения их прав в части ЗК РФ. В свою очередь ведомства обязаны провести проверку для установления факта нарушения.
Какие функции выполняют контролирующие органы
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством федеральными органами. Среди контролирующих органов:
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр);
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
В рамках своей деятельности эти органы следят за исполнением требований:
- ЗК РФ и других нормативных актов в части правильного оформления участков и недопущения самозахвата земли;
- к правильности оформления пользования участками юрлиц;
- к целевому использованию земли;
- к наличию и сохранности межевых знаков;
- законодательства в сфере выделения участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- предписаний по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий и т. д.
Это далеко не полный перечень функций органов государственного земельного контроля. Для выполнения всех этих задач уполномоченное ведомство осуществляет различные проверки: плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся на основании утвержденных графиков. Такие проверки могут осуществляться не чаще, чем 1 раз в 2 года по каждому участку.
Решение о проведении внеплановых проверок принимается на основании:
- жалоб физических и юридических лиц, а также органов власти;
- сообщений в СМИ о нарушениях законодательства;
- актов судебных органов.
Срок проведения проверки устанавливается соответствующим распоряжением, и он не может превышать 1 месяц.
По результатам проверок составляются акты, а также предписания по устранению выявленных нарушений. Указанные документы направляются проверяемым субъектам в течение 15 дней с момента проверки. Нарушения должны быть устранены в сроки, указанные в предписании.
Ответственность за нарушения земельного законодательства
В случае если нарушения, выявленные проверкой, не устранены в указанный период, это влечет применение штрафных санкций. Например, нарушение режима использования участков и лесов в водоохранных зонах будет стоить:
- для физических лиц — от 3000 до 5000 рублей,
- для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей,
- для юрлиц — от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Такие меры предусмотрены статьей 8.12 КоАП РФ.
Источник: http://ppt.ru/art/stroitelstvo/gzn
Кем осуществляется государственный земельный надзор в 2023 году
Время чтения: 6 минут
В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа.
Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор.
Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.
Понятие надзора
Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.
Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:
- организацию и проведение проверок;
- принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
- анализ текущей ситуации;
- прогнозирование их исполнения в дальнейшем.
Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.
Уполномоченные органы и поднадзорные лица
Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2019 году:
- Росреестр;
- Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);
Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.
Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:
Методы осуществления контроля
Земельный кодекс РФ выделяет следующие виды земельного контроля:
- муниципальный,
- общественный,
- производственный.
Каждый из этих видов будет рассмотрен более подробно ниже.
Выделяют также несколько форм надзора. Так, государственный земельный контроль осуществляется в форме:
- Проведения плановых и внеплановых проверок.
- Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.
- Принятия мер по пресечению правонарушений или устранению их последствий.
Объекты проверок
Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:
- земельных участков,
- частей земельных наделов;
- земли как природного объекта и ресурса.
Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.
Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.
Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:
Управление Росреестра как органа государственного надзора
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:
- контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
- надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
- контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
- контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
- установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
- исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
- устранение правонарушений в данной сфере.
Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:
Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.
Чтобы более детально ознакомиться с его функциями, узнайте, что собой представляет единый государственный реестр недвижимости.
Результаты деятельности Росреестра
По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.
В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.
Особенности муниципального контроля
Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:
- органы государственной власти и местного самоуправления;
- юридические лица;
- граждане;
- индивидуальные предприниматели.
Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.
Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:
- округа, если объекты расположены в его границах;
- поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
- муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.
Права и обязанности органов муниципального надзора
Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:
- соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
- исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
- сбор достоверной информации о состоянии участков;
- предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
- совершение действий, направленных на улучшение угодий;
- расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
- контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
- приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.
Процедура осуществления контроля
Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.
Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:
- обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
- необходимости проверки выполнения предписаний;
- получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.
Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.
Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.
По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.
В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.
Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.
Особенности общественного надзора
В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора.
Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности.
Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.
На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.
Суть и функции общественного контроля
Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.
Такой надзор выполняет следующие функции:
- информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
- предупредительную. Предотвращает правонарушения;
- карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.
Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.
Особенности процедуры
Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.
Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.
В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.
Результаты надзора
В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.
Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.
Что такое правовая охрана земель
В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:
- Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
- Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.
Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.
Узнайте более подробно, что в себя включает правовая охрана земель.
Выводы
Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями.
В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности.
Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.
Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/gosudarstvennyj-zemelnyj-nadzor.html