Перевести земельный участок в общее пользование
В этой статье:
- 1 Земли общего пользования: основные правила использования
- 2 Как перевести участок земли в ИЖС: правила оформления процедуры
- 2.1 Основания и законодательное регулирование перевода земель в ИЖС
- 2.2 Когда необходим перевод?
- 2.3 Какие земли можно переводить в ИЖС?
- 2.4 Отличия и преимущества земель населенных пунктов и ИЖС
- 2.5 Участок под ИЖС или ЛПХ — что выгоднее собственнику?
- 2.6 Правила перевода земли из ИЖС в ЛПХ
- 2.7 Процедура перевода земли из ИЖС в коммерческую
- 2.8 Перевод земель сельхозназначения в ИЖС: правила оформления и нормативное регулирование
- 2.9 Что лучше – ИЖС или ДНП?
- 2.10 Порядок перевода дачного участка в ИЖС
- 2.11 Достоинства и недостатки участков ИЖС и СНТ
- 2.12 Земли ИЖС, СНТ и ДНП: сходство и различия
- 2.13 Инструкция по переводу участка из СНТ в ИЖС
- 2.14 Необходимые документы
- 3 Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
- 3.1 Земельные участки общего пользования
- 3.2 Правовой режим земельных участков общего пользования
- 3.3 Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий
- 3.4 Право прохода через чужой участок
- 3.5 Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок
- 3.6 Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок
- 4 Земли общего пользования в частной собственности
- 4.1 Земли общего пользования: основные правила использования
- 4.2 Оформление и использование земель общего пользования
- 4.3 Как оформить в собственность земли общего пользования
- 4.4 Земли общего пользования снт
- 4.5 Земли общего пользования: незаконный захват
- 4.6 Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ (снт)?
- 5 Особенности пользования землей общего пользования
Земли общего пользования: основные правила использования
В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.
Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?
Законодательство
Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.
Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.
Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.
Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса.
В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.
Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.
В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.
Какие земли относятся к категории земель общего пользования?
К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:
- Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
- Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
- Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
- Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.
Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.
Возможные варианты использования земель общего пользования
Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
- Аренда;
- Безвозмездное бессрочное пользование.
Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.
Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.
При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.
Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.
Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.
В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.
Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка.
В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).
Правила налогообложения земель общего пользования
Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:
- Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
- Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
- Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.
Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.
Ответственность за незаконное использование земель общего пользования
Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.
1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.
Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.
Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.
Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.
Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне.
Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.
- Москва: +7 (499) 110-86-72.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html
Как перевести участок земли в ИЖС: правила оформления процедуры
Земельный участок, на котором его собственник планирует строить жилой дом, может не всегда относиться к землям, на которых разрешено осуществление капитального строительства.
В таких случаях выходом из сложившейся ситуации может стать перевод земельного участка в фонд земель, предназначенных для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Законодателем для такого перевода предусмотрена специальная процедура.
Основания и законодательное регулирование перевода земель в ИЖС
Перевод земельного участка в фонд земель для индивидуального жилищного строительства предусмотрен двумя крупными нормативными актами – Земельным и Градостроительным Кодексами Российской Федерации.
В соответствии с положениями этих нормативных актов перевод земель в категорию земель населенных пунктов (только на землях этой категории можно осуществлять строительство домов, предназначенных для постоянного проживания) возможен в тех случаях, когда собственник планирует использовать участок для возведения на нем дома для проживания самого себя и своей семьи.
Перевод такого участка в категорию земель населенных пунктов с разрешенным видом использования в виде осуществления индивидуального жилищного строительства производится на основании заявления собственника, в котором он должен обосновать причину и необходимость такого перевода. Данная норма утверждена и Земельным, и Градостроительным Кодексами Российской Федерации.
Таким образом, перевод земель в фонд, используемый для осуществления индивидуального жилищного строительства является возможным, если будет выполнен ряд условий, которые законодатель предъявляет к переводимым участкам.
Когда необходим перевод?
Для того, чтобы перевод участка в категорию земель населенных пунктов был осуществлен в полном объеме, необходимо, чтобы для этого существовали специальные условия, а именно:
- на участке планируется осуществить возведение дома, в котором собственник участка будет жить совместно с членами своей семьи;
- участку и располагаемому на нем дому должен быть присвоен почтовый адрес для облегчения идентификации участка;
- конкретный земельный надел планируется включать в зону населенного пункта, к которому он присоединен, так как он входит в фонд земель перспективного развития территорий конкретного населенного пункта.
Если есть хотя бы одно из перечисленных условий, можно говорить о подготовке процедуры перевода земельного участка.
Какие земли можно переводить в ИЖС?
Земельный Кодекс Российской Федерации говорит о возможности перевода некоторых земель в категорию населенных пунктов с последующим установлением для них вида разрешенного использования в виде осуществления индивидуального жилищного строительства. К таким землям относятся:
- земли сельхозназначения, выделенные для занятий сельским хозяйством, садоводством и огородничеством;
- участки, относимые к созданным садоводческим некоммерческим товариществам, расположенным вне населенных пунктов (при условии согласия всех участников такого товарищества на проведение соответствующей процедуры);
- любые участки, которые примыкают к населенному пункту или его непосредственным границам и включены в перечень земель, используемых в будущем для осуществления расширения территории конкретного населенного пункта с изменением их категории.
Важно! Земли, которые изначально предусмотрены для осуществления огородничества и садоводства, можно перевести в ИЖС, если они будут отвечать перечисленным условиям. Другие земли в ИЖС перевести будет нельзя в связи с имеющимися ограничениями действующего законодательства.
Отличия и преимущества земель населенных пунктов и ИЖС
Понятие территории населенных пунктов в земельном законодательстве РФ. Связь земель поселений и участков под ИЖС, их принципиальные отличия, выгода каждого из вариантов.
Участок под ИЖС или ЛПХ — что выгоднее собственнику?
Понятие, плюсы и минусы участков под ИЖС и ЛПХ. Сравнительная характеристика и выгода приобретения каждого вида земли в зависимости от целей использования.
Правила перевода земли из ИЖС в ЛПХ
Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает семь категорий земельных участков, которые могут существовать в России. Одной из таких категорий считаются земли населенных пунктов.
Процедура перевода земли из ИЖС в коммерческую
Как можно перевести ИЖС землю в коммерческую? Особенности законодательства, необходимые документы и подробная инструкция по переводу.
Перевод земель сельхозназначения в ИЖС: правила оформления и нормативное регулирование
Земли сельхозназначения занимают достаточно большую площадь на территории Российской Федерации. Основное их предназначение — осуществление сельскохозяйственного производства путём выращивания специальных культур или разведение и выпас скота.
Что лучше – ИЖС или ДНП?
На землях ИЖС строят дома с возможностью прописки. В ДНП прописаться можно не всегда, зато такие участки дешевле.
Порядок перевода дачного участка в ИЖС
Земли, переданные под ведение дачного хозяйства, допускается перевести в земли поселений, имеющие предназначение для ИЖС.
Достоинства и недостатки участков ИЖС и СНТ
СНТ или ИЖС? В чем разница между этими понятиями? Какой тип участка лучше выбрать, и в каких случаях?
Земли ИЖС, СНТ и ДНП: сходство и различия
Земли населенных пунктов могут иметь различные виды разрешенного использования. Какие есть различия между самими популярными для строительства и огородничества: ИЖС, СНТ и ДНП?
Инструкция по переводу участка из СНТ в ИЖС
Возможно ли перевести участок из СНТ в ИЖС? Куда обращаться, чтобы сменить статус земли? Какие документы потребуются, и сколько будет стоить перевод?
Для того, чтобы перевести участок в ИЖС, придется предпринять ряд определенных действий, направленных на формирование заявки и отправки ее в уполномоченные органы для рассмотрения. К таким действиям относятся:
- проведение межевания участка для определения его границ и их узловых точек (наличие документов о проведении межевания и фиксация является обязательным, так как в противном случае с 1 января 2018 года земельный участок полностью изымается из гражданско-правового оборота, что означает невозможность совершения с ним каких-либо юридически значимых действий, в том числе, и невозможность перевода участка из одной категории в другую);
- подготовка пакета документов, обосновывающих необходимость проведения процедуры перевода участка в фонд ИЖС;
- направление заявления в уполномоченное подразделение местной администрации, которое занимается непосредственным рассмотрением всех вопросов с существующими земельными ресурсами в конкретном муниципальном образовании;
- предоставление пакета документов, подтверждающих обоснованность просьбы, указанной в заявлении;
- получение ответа из органов местной власти о возможности перевода земель в другую категорию или об отказе в таковом;
- оформление документов на участок в Росреестре путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
По итогам проведенной процедуры переоформления категории земельного участка соответствующие изменения вносятся в сведения о конкретной территории в Единый государственный реестр недвижимости, а по итогам произведенных изменений выдается Выписка из ЕГРН, содержащая обновленные сведения.
Необходимые документы
Для того, чтобы заявление о переводе земельного участка в другую категорию было полностью принято к рассмотрению и изучено, необходимо подготовить специальный пакет документов, подтверждающих обоснованность с юридической точки зрения проводимой процедуры. В такой пакет документов будут входить:
- общероссийский паспорт заявителя, являющегося собственником участка;
- доверенность и общероссийский паспорт доверенного лица, если сам собственник участка не может представлять свои интересы по каким-то причинам, и действует его доверенное лицо;
- документы о проведении межевания в отношении участка (межевой акт, заключение кадастрового инженера по результатам установления границ участка);
- кадастровые документы на участок (если они позволяют отследить положение участка относительно общей земельной территории конкретного населенного пункта, даже если такие документы были оформлены более одного месяца назад);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, полученная не ранее, чем за месяц до подачи документов на проведение процедуры перевода земельного участка в другую категорию (в выписке должны быть отражены сведения о кадастровом номере участка, его территориальном и кадастровом расположении, проведенном межевании, собственнике участка и виде его разрешенного использования);
- в случае наличия документов, подтверждающих необходимость перевода участка в ИЖС (например, присвоение статуса многодетной семье собственника участка и необходимость осуществления строительства дома для проживания всей семьи в построенном доме; другие документы, также подтверждающие необходимость перевода участка в фонд ИЖС).
Несмотря на правильную подготовку всех документов, собственнику могут отказать в переводе участка, например, по причине наличия на участке брони для осуществления государственных и муниципальных нужд (например, для строительства дороги по генеральному плану развития территории).
Земельным и Градостроительным Кодексами Российской Федерации предусмотрена возможность перевода земель в фонд ИЖС. Для этого необходимо подготовить документы, которые могут обосновать законность высказанной в заявлении просьбы. От правильности подготовки таких документов зависит скорость рассмотрения запроса и итоговый ответ на него.
Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/kategorii/izhs/kak-perevesti
Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.
Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.
Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.
Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.
Земельные участки общего пользования
В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования.
Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.
Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.
Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.
Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.
Правовой режим земельных участков общего пользования
Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.
Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков.
Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.
Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.
Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.
Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий
Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:
- территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
- участки населенных пунктов;
- земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
- территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
- земельные участки лесного и водного фондов;
- территории, которые находятся в государственном запасе.
Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.
Право прохода через чужой участок
Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.
Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:
- территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
- береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
- для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
- лесные участки.
Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.
Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок
Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.
Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.
Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.
Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.
Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок
Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.
В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.
Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html
Земли общего пользования в частной собственности
К землям общего пользования относят дороги, скверы, парки, леса, беговые дорожки, места, где установлены трансформаторные и распределяющие будки, скамейки и тому подобное.
Общее пользование предполагает, что использовать перечисленные объекты может каждый желающий абсолютно безвозмездно, но иногда частным предпринимателям требуется приобрести часть этих мест в собственность, не нарушая при этом закон.
Поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно. Итак, чтобы оформить в собственность земли общего пользования: 1.
Важно помнить, что земля, считающаяся общей, в полную собственность передана быть не может, по закону земельный фонд может быть передан в долгосрочную аренду с ограничением публичного сервитута, для чего потребуется обратиться в местную администрацию и заключить договор аренды; 2.
По мнению юриста, руководителя юротдела «Русского Фонда Недвижимости» Максима Финионова, несмотря на все сложности при переходе прав, владение долей в собственности на землю под дорогами и сетями дает владельцу больше возможностей по защите своего права на проход/проезд и пользование сетями.
Земли общего пользования: основные правила использования
ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан – это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), то есть все, что находится на территории садоводческого некоммерческого товарищества, за исключением земельных участков, непосредственно принадлежащих гражданам.
Оформление и использование земель общего пользования
У любого садоводческого товарищества в составе документов должен находиться правоустанавливающий документ на земельный участок общего пользования.
Важно
Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность или акт, закрепляющий право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Если в нем содержится фраза о передаче земель на праве собственности, то переоформление документов на земельный участок общего пользования не требуется.
Если же в документе содержится любая другая фраза – садоводческому товариществу необходимо переоформить и зарегистрировать право на земельные участки общего пользования.
Зачем? Допустим, вы знакомы с генпланом вашего города или правилами землепользования и застройки.
Внимание
Пока эти документы не во всех регионах еще приняты, но это вопрос времени.
Как оформить в собственность земли общего пользования
Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: – схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Земли общего пользования снт
Установление сервитута, то есть ограничения, обязывающего собственника обеспечить беспрепятственный проход и проезд по своему участку, — действенный способ защиты прав дачников и садоводов, считает главный юрист «Русского Фонда Недвижимости».
Это самый прозрачный для покупателя вариант, когда в публичной кадастровой карте отражена предъявляемая застройщиком поселка планировка территории с землеотводами под дороги, скважину и электроподстанцию и указано назначение этих наделов.
Портал Росреестра (pkk5.rosreestr.ru) дает возможность быстро провести исчерпывающую проверку.В последние годы кадастровый учет изменился, и есть прецеденты, когда кадастровый паспорт на участок получен, даже если к нему нет прохода/проезда, то есть вопрос с дорогой не решен.
Земли общего пользования: незаконный захват
Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории этого объединения либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; – выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность этого объединения; – учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней с даты получения указанных документов обязан принять решение о предоставлении в собственность земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ (снт)?
Данный вопрос можно законным образом решить путем постановки земель общего пользования на кадастровый учет с уточненными границами.
Для этого необходимо провести геодезические работы и сформировать участок согласно генеральному плану или плану организации и застройки территории.
Немаловажным пунктом является отсутствие споров по границам земельных участков общего пользования.
Акт согласования границ подписывается всеми смежными землепользователями.
Как оформить документы? Если земельный участок был предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан до 30 октября 2001 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, то образованный из него земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность указанного объединения граждан бесплатно (п. 2.7, 2.9 ст.
Источник: http://zakon52.ru/zemli-obshhego-polzovaniya-v-chastnoj-sobstvennosti/
Особенности пользования землей общего пользования
Общая долевая и общая совместная собственность земельных наделов устанавливается в случае множественности правообладателей участков.
Указанные варианты являются формами частной собственности и могут возникать на основании гражданских сделок, распорядительных актов властных органов или по судебному решению.
В этой статье можно узнать ключевые нюансы общего пользованию землей, а также особенности распоряжения такими участками.
Что это такое
При общей собственности владение, пользование и распоряжение земельным объектом недвижимости осуществляется одновременно несколькими правообладателями – гражданами или юрлицами.
Ключевое различие между совместной и долевой формами обладания наделом заключается в наличии или отсутствии у каждого правообладателя определенной доли.
При этом участок на общем праве характеризуется следующими нюансами:
- предметом права выступает единый земельный надел с определенными границами, а при долевой форме могут устанавливаться и границы отдельных долей;
- при совместном обладании землей любые формы распоряжения (продажа, дарение, аренда и т.д.) могут осуществляться только при единогласном решении всех правообладателей, при этом каждый собственник должен быть участником сделки;
- при закреплении долевой собственности возможно распоряжение отдельными долями, однако при возмездном отчуждении нужно соблюдать порядок уведомления всех дольщиков и предоставление им права преимущественного выкупа.
Возникновение общего права на участок происходит в случаях, когда приобретателями выступает несколько лиц. Для этого подается общее заявление во властные органы, либо в договор купли-продажи надела включает несколько покупателей.
Важно учитывать, что режим совместной собственности в любой момент может быть изменен на долевую форму, для этого достаточно заключить добровольно соглашение о распределении долей, либо добиться принудительного выделения долей через судебную процедуру.
Рассмотрим основания возникновения совместной и долевой формы владения землей, а также особенности распоряжения общими участками.
Совместная собственность
Получение или приобретения в совместное владение земли происходит без указания доли, отведенной каждому из правообладателей. Это означает, что каждый законный владелец несет равные права и обязанности в отношении участка, вправе получать свою часть доходов от эксплуатации участка и нести расходы на его содержание.
Правовой режим совместной собственности может возникать в следующих случаях:
- если по гражданской сделке земельный объект приобретают супруги, в этом случае надел признается совместно нажитым имущественным активом;
- если выделение земли из государственного или муниципального фонда осуществляется в пользу всех членов семьи или группы граждан;
- если земля была предоставлена в общее пользование и эксплуатацию некоммерческим товариществам садоводов, огородников и т.д.
В перечисленных случаях для подтверждения права необходимо пройти регистрационную процедуру в отношении единого участка. Межевой план на земельный надел, который будет являться основанием для регистрационных действий в службе Росреестра, будет содержать определенные границы без указания отдельных частей участка для каждого правообладателя.
Совместное пользование землей подразумевает следующие особенности:
- каждый правообладатель обязан соблюдать разрешенный вид пользования землей (например, участок сельхозназначения может использоваться только для соответствующих целей, а возведение на нем производственного объекта запрещено для каждого владельца);
- в любых формах распоряжения землей принимают участие все законные владельцы – выступают в качестве продавцов, дарителей, арендаторов и т.д.;
- для изменения характеристик участка (например, категории земли или вида разрешенного использования) требуется единогласное решение всех правообладателей;
- эксплуатация земли осуществляется на равных основаниях, а при возникновении споров может утверждаться порядок пользования участком в документальной форме (при разногласиях между правообладателями порядок пользования может утверждаться в судебном порядке).
Изменение правового режима совместного владения может происходить по требованию любого владельца.
Необходимо учитывать, что каждый правообладатель может потребовать фактического выдела своей части земли, при этом для остальных собственников может сохраняться совместная форма.
Для выделенного участка будут определены собственные границы, он будет поставлен на кадастровый учет в ЕГРН в качестве самостоятельного объекта недвижимости.
В случае если третьими лицами предъявляются претензии, связанные с пользованием земельным наделом, ответчиками будут выступать одновременно все собственники. Например, если речь идет о компенсации расходов окружающей среде, вызванных нарушением правил землепользования, штрафные санкции будут взысканы в солидарном порядке со всех правообладателей.
Долевая собственность
Возникновение долевой формы владения может происходить напрямую при получении или приобретении надела, либо в процессе совместного владения. Из совместного пользования доли отдельных собственников могут формироваться следующим образом:
- при совершении сделки купли-продажи покупатели вправе сами определять размер долей для каждого будущего владельца, это условие указывается в договоре и будет зафиксировано в ЕГРН;
- при заключении соглашения о распределении долей, они устанавливаются в равном размере, если иное не решат сами правообладатели по обоюдному согласию;
- отступление от принципа равенства долей может происходить в случаях, если один из владельцев производит существенные вложения денежных средств в улучшение характеристик и свойств земли.
Для определения размера каждой доли требуется проведение кадастровых работ и изготовление межевого плана.
Эти полномочия принадлежат профессиональному кадастровому специалисту – инженеру, а в ходе межевых работ границы долей определяются исходя из соглашения сторон, условий договора купли-продажи, резолютивной части судебного акта.
После распределения долей или приобретения земли в такой форме, возникающее право подлежит регистрации в службе Росреестра.
https://www.youtube.com/watch?v=Y7ohL6ae4DA
Каждому дольщику выдается правоустанавливающий документ – выписка из госреестра ЕГРН. При возмездном распоряжении землей, на которую установлен долевой режим, соблюдается правило о предварительном уведомлении каждого дольщика.
Другие собственники могут воспользоваться правом преимущественного выкупа на условиях, предусмотренных договором продажи (изменение этих условий после направления уведомления не допускается, в том числе в отношении стоимости доли).
После этого договор отчуждения долей должен был удостоверен в нотариальной конторе, без этого регистрационная процедура завершиться вынесением отказа. После регистрации отчуждения доли новый владелец приобретает полноценное право пользование в пределах своей части участка.
Источник: https://law03.ru/land/article/zemli-obshhego-polzovaniya