Как установить публичный сервитут на земельный участок?
В этой статье:
- 1 Процедура установления публичного сервитута на земельный участок
- 1.1 Публичный сервитут: понятие и законодательство
- 1.2 Порядок установления
- 1.3 Кто имеет право и кем устанавливается
- 1.4 Этапы установки публичного сервитута
- 1.5 Общественные слушания
- 1.6 Перечень документов
- 1.7 Сроки и стоимость установки публичного сервитута
- 1.8 Заявление об установлении публичного сервитута
- 2 Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?
- 3 Сервитут на земельный участок в 2019 году: порядок оформления, документы
- 3.1 Виды сервитутов
- 3.2 Когда применяется публичный сервитут
- 3.3 Когда необходим частный сервитут
- 3.4 Как дополнительно различают сервитуты
- 3.5 Как установить сервитут
- 3.6 Как налагается публичный сервитут
- 3.7 Как оформляется частный сервитут
- 3.8 Какие документы необходимо представить
- 3.9 Когда прекращается действие сервитута
- 3.10 Как оспорить наложение сервитута
- 4 Публичный сервитут — передел земельной собственности монополиями
- 4.1 Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
- 4.2 В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- 4.3 Что общего в частном и публичном сервитуте
- 4.4 Установление публичного сервитута на земельный участок
- 4.5 Как подается заявление
- 4.6 Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
- 4.7 Принятие нормативно-правового акта
- 4.8 Регистрация публичного сервитута
- 4.9 Как происходит межевание при публичном сервитуте
- 4.10 Может ли собственник отстоять свои права
- 4.11 Пример судебной тяжбы
- 4.12 Прекращение действия публичного сервитута
Процедура установления публичного сервитута на земельный участок
Сервитут представляет собой право на ограниченное использование участка земли, который принадлежит другому собственнику. Согласно Земельному кодексу сервитуты подразделяются на частные и публичные.
Публичный сервитут: понятие и законодательство
Установка публичного сервитута регламентируется Земельным и Гражданским кодексом, а также местными нормативно-правовыми актами, принятыми в муниципальных образованиях, на территории которых располагается участок земли.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Публичный сервитут – это обременение, которое устанавливается в интересах группы лиц и местного населения для обеспечения государственных и муниципальных интересов.
При установке публичного сервитута участок продолжает принадлежать владельцу, не изымается для нужд МО, и собственник никак не ограничивается в своих правах свободно распоряжаться участком. Он может продавать его или сдавать в аренду, дарить или завещать. При этом сервитут переходит к новому собственнику.
Документом, который служит правовым основанием для установки публичного сервитута, может быть закон или акт муниципального образования или субъекта РФ.
Порядок установления
Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:
- обеспечение прохода граждан;
- проезда через земельный участок;
- размещения на участке межевых, геодезических знаков;
- использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
- проведения дренажных работ на участке;
- забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
- прогона с/х животных через участок;
- сенокошения, выпаса животных;
- использования участка для охоты и рыболовства;
- использования участка для изыскательских и исследовательских работ.
Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:
- Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
- Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
- отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
- Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.
Кто имеет право и кем устанавливается
Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.
Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.
Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:
- граждане: местные жители, члены СНТ;
- юридические лица, КФХ;
- государственные органы власти;
- органы местного самоуправления.
Этапы установки публичного сервитута
В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:
- Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
- Назначение общественных слушаний и их проведение.
- Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
- Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
- Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.
Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.
Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:
- При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
- При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
- Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.
Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.
Общественные слушания
Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:
- местные жители;
- представители компаний, работающих на данной территории;
- собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
- представители госвласти.
По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты ания по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.
Перечень документов
В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:
- заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины;
- документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
- акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
- кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
- паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
- протокол общественных слушаний.
В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.
Сроки и стоимость установки публичного сервитута
Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:
- до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
- от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
- до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
- до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.
Стоимость установки публичного сервитута состоит из:
- затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
- затрат на организацию общественных слушаний;
- затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
- компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.
Заявление об установлении публичного сервитута
Заявление об установлении публичного сервитута является обязательным документом, который подается инициативной группой в органы исполнительной власти муниципального образования. Это может быть администрация, комитет по земельным вопросам и пр.
Заявление подается в письменном виде и не имеет унифицированной формы. При этом на уровне муниципального образования может действовать рекомендуемый формат заявления.
В данном документе должны содержаться указания на:
- объект недвижимости/участок земли;
- сведения о собственнике обременяемого участка;
- вид и конкретные цели установки обременения (например, для доступа к водоему) – если указанные цели будут не соблюдаться, собственник участка имеет право обжаловать действия жителей и потребовать снятия сервитута;
- содержание, срок действия сервитута (обычно публичные сервитуты бессрочные, но они могут прекратить свое действие по решению суда или соглашению сторон);
- обоснование необходимости установки сервитута;
- лица, в чью пользу устанавливается сервитут, например, члены СНТ или жители муниципального образования;
- дата подача документа и перечень приложений.
Образец заявления об установлении публичного сервитута можно скачать здесь.
Таким образом, установка публичного сервитута подразумевает наложение обременения на земельный участок региональными или муниципальными властями в интересах местного населения и предполагает прохождение ряда этапов.
Изначально инициативная группа подает в органы исполнительной власти заявление об установке сервитута, затем этот вопрос выносится на общественные слушания и в заключение принимается решение властными инстанциями в виде акта или постановления.
Публичный сервитут подлежит обязательной регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html
Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?
Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.
В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.
Что это такое
Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом.
Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается.
Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:
- необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
- необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
- необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
- введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
- иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.
Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта.
Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут.
Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.
Как установить публичный сервитут
Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами.
Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута.
Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.
Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:
- обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
- использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
- использование чужого участка для прогона скота;
- для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
- иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.
Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.
Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.
Как установить частный сервитут
Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер.
Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке.
Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.
Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:
- дата и место составления документа;
- личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
- сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
- суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
- срок введения ограничений;
- перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
- описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.
Скачать образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок
Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.
Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера.
Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане.
Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.
Судебная процедура
Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке.
Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.
Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).
На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:
- наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
- личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
- сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
- вариант условий сервитута, который предлагает истец;
- обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.
Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.
При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:
- если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
- решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
- надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.
Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.
Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.
В службу Росреестра представляются следующие документы:
- заявление о проведении регистрационных действий;
- правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
- межевой план с выделением зоны действия сервитута;
- обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
- документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
- нотариальная доверенность на представителя;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.
Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.
Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица.
Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования.
Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.
Источник: https://law03.ru/land/article/kak-ustanovit-servitut-na-zemelnyj-uchastok
Сервитут на земельный участок в 2019 году: порядок оформления, документы
07.12.2018
Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.
Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.
Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:
- За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
- Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
- Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
- Остальные участники сделки не приобретают права собственности.
Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.
договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.
Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.
Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.
Виды сервитутов
Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:
- Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
- Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
- Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.
Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).
Когда применяется публичный сервитут
Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.
Основания наложения обременения включают:
- прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
- прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
- прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
- проведение исследовательских и поисковых работ;
- строительство общественных объектов;
- возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
- размещение информационных знаков;
- выполнение дренажных работ.
Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.
Когда необходим частный сервитут
Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:
- необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
- проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
- возведение и ремонт объектов недвижимости;
- обеспечение иных нужд собственника.
Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.
Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:
- предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
- собственникам невыгодно доводить дело до суда;
- лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.
Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.
Как дополнительно различают сервитуты
Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.
Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:
- водный (использование водоемов);
- лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).
Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.
Как установить сервитут
Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.
Законом определено три способа наложения обременения:
- по добровольному согласию землепользователей;
- на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
- по судебному решению.
Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.
Как налагается публичный сервитут
Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.
Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:
- Подача заявления в органы местного самоуправления.
- Объявление и проведение подробного публичного слушания.
- Принятие решения администрацией муниципального образования.
- Подписание нормативного акта.
- Регистрация документа в Росреестре.
Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.
Как оформляется частный сервитут
Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:
- Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
- Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
- Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
- Обременение регистрируется в органах Росреестра.
В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.
Пункты договора включают:
- личные данные сторон;
- характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
- цели использования;
- размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
- срок действия;
- цена и способ оплаты;
- порядок эксплуатации надела;
- обязанности сторон.
Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.
Какие документы необходимо представить
Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.
Перечень необходимых бумаг включает:
- заявление на госрегистрацию;
- копия удостоверения личности заявителя;
- документы, подтверждающие право собственности на землю;
- соглашение владельцев или решение суда;
- кадастровый план;
- квитанция оплаченной госпошлины.
При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.
образец добровольного соглашения о сервитуте
Когда прекращается действие сервитута
Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.
Обременение отменяется по следующим причинам:
- исчезли основания для ограниченного использования земли;
- участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
- закончился срок действия договора;
- изменились условия (заключено новое соглашение);
- землепользователь отказался от требований.
Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.
Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:
- нарушение целей использования;
- нанесение ущерба земельным ресурсам;
- задолженность по внесению установленной платы.
Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.
Как оспорить наложение сервитута
Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.
Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.
Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута.
Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел.
Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.
Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.
Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.
Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut
Публичный сервитут — передел земельной собственности монополиями
На каждый земельный участок (ЗУ) по требованию гражданских, юридических лиц или в интересах государства возможно временное или бессрочное наложение частного или публичного сервитута. Установление сервитута является формой обременения земли:
- пользоваться можно не всей площадью ЗУ (из нее вычитается размер участка под сервитут);
- происходят денежные потери при продаже ЗУ или из-за нереализованных возможностей;
- иногда возникают издержки большие, чем предполагалось, вплоть до полной потери надела.
Наиболее обременительным является бессрочный публичный сервитут.
Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
Прежде чем читать дальше, предлагаем ознакомиться со статьей, раскрывающей понятие «сервитут», виды сервитутов, порядок установления и прекращения.
П. 5, ст. 23 ЗК гласит о том, что бремя сервитута должно быть минимальным для конкретного ЗУ. То есть недопустимо, когда из-за обременения у земельных собственников возникают большие неудобства, финансовые потери, моральный ущерб.
Этот основополагающий пункт часто игнорируется в судах, рассматривающих споры. Владелец земли фактически бессилен перед государственными монополиями.
В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- Частный сервитут на земельный участок преследует личные интересы и накладывается по просьбе отдельных лиц:
- например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
- чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.
- Публичный сервитут устанавливается в государственных и общественных интересах, может инициироваться государством, хотя возможен также по инициативе группы граждан:
- вблизи жилой зоны предполагаются залежи полезных ископаемых, и государство решает начать геологоразведочные работы — на ЗУ, попадающие в зону разработки, будет наложено обременение;
- жители столичных пригородов обращаются с просьбой к субъекту федерации построить дорогу или ветку метро, которые невозможно провести без затрагивания интересов земельных собственников;
- принято решение о прокладывании новой ветки газопровода.
- Частный сервитут устанавливается в добровольном или судебном порядке (по взаимному соглашению или решению суда): при возникновении конфликта сторона, претендующая на ограниченное право пользования землей, обращается с иском в суд.
- Публичный сервитут на земельный участок накладывается без суда принятием нормативного правового акта или закона.
- При введении ЧС владелец ЗУ имеет право на денежную компенсацию, соответствующую его потерям из-за появившегося бремени: цена сервитута указывается в соглашении или судебном постановлении.
- Поправка в законе (п. 7, ст. 23), предусматривающая компенсацию хозяину ЗУ при появлении трудностей из-за наложения публичного сервитута, с 2015 г. утратила свою силу.
Что общего в частном и публичном сервитуте
- И при частном, и при публичном сервитуте владелец не теряет прав собственности и может совершать все сделки с земельным участком.
- Бремя при уступке прав переходит к новому собственнику.
- Сервитут официально устанавливается после государственной регистрации (п. 9, ст.23).
Установление публичного сервитута на земельный участок
Установить сервитут могут:
- правительство РФ;
- субъекты Федерации (республики, края, области, округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
- ОМСУ (органы местного самоуправления).
Цели ведения:
- обеспечение прохода (проезда) через ЗУ, в т. ч. к водным объектам и береговым зонам;
- ремонт инженерно-технических линий, коммуникаций, дорог, ж/д путей, транспортных остановок и станций (порядок проведения регулируется главой 4, закона N 257-ФЗ);
- забор воды в водоемах;
- сенокос и пастбища;
- охота, рыбалка, разведение рыбы;
- прогон домашнего скота;
- дренажные работы на ЗУ;
- проведение размежевания, геодезических, гравиметрических работ;
- проведение геолого-разведывательных работ, различных исследований (обременение накладывается на определенный срок).
Сервитут на зарезервированные государством или ОМСУ земли может быть только временным, при этом период его действия не превышает срока резервации.
Порядок установки публичного сервитута таков:
- Подача заявления от имени заинтересованных лиц.
- Общественные слушания.
- Принятие закона или нормативного акта.
- Регистрация в ЕГРН.
Как подается заявление
Заинтересованные лица (гражданские или юридические), в том числе представляющие государственные интересы, обращаются с заявлением в правомочные компетентные органы (правительства РФ, субъектов РФ, ОМСУ). Выбор инстанции зависит от того, на каком уровне решается вопрос.
В заявление содержатся сведения:
- о ЗУ (адрес или местоположение, площадь);
- виде и цели сервитута;
- сроке обременения;
- собственниках земельного участка;
- лицах, в интересах которых вводится обременение.
Заявление рассматривается, затем выносится решение. Если оно положительно, то дальше наступает интересный этап — общественные слушания.
Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
Самую минимальную. Этот этап сегодня имеет чисто формальное значение: вроде бы государство прислушивается к мнению народа, но с другой стороны оно носит «рекомендательный» характер:
Общественные слушания не являются обязательным основанием для принятия решения, устанавливать публичный сервитут или нет.
То есть государственные мужи послушают, и все равно сделают по-своему. Что такое публичные слушания, точно неизвестно, так как это определение отсутствует в законах. Может это собрание народа на площади? Публичные дебаты или опросы общественного мнения? Очень похожи общественные слушания на собрания ТСЖ, которые ничего не решают.
Слушания должны вестись по протокольной форме:
- все выступления, точки зрения, возражения, мнения «за» и «против» записываются;
- указываются паспортные данные участников дебатов.
Принятие нормативно-правового акта
После одобрения заявления органы, куда оно поступило, принимают нормативно-правовой акт (НПА), разрешающий введение сервитута. Если решение принимается на государственном уровне правительством, то выпускается соответствующий закон или постановление.
Правовые документы подтверждают вид и цели сервитута, указывают срок, на который он устанавливается. Обязательно прилагаются:
- данные о местоположении участка, его площади;
- ситуационный план ЗУ с указанием границ;
- кадастровый номер участка;
- сведения о физических (юридических) лицам, которым принадлежит земельный участок.
Регистрация публичного сервитута
Сервитут вступает в юридическую силу только после регистрации в ЕГРН.
Для регистрации необходимы такие документы:
- Заявление собственника по стандартной форме о регистрации.
- Кадастровый план с указанными границами сервитута.
- Нормативно-правовой акт.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Доверенность (если интересы собственника представляет другое лицо).
Регистрация осуществляется не сразу после подачи заявления, так как требуется время для внесения изменения в кадастровый план, который выполняется инженерами отдела землеустройства.
Акту регистрации сервитута присваивается индивидуальный номер в Росреестре.
Как происходит межевание при публичном сервитуте
Межевание ЗУ — буквально означает установку границ земельного участка при помощи колышек, дюбелей и другого инвентаря. Оно необходимо для получения кадастрового паспорта ЗУ в ЕГРН.
- Технические земельные инженеры проверяют установленные границы и составляют кадастровый план участка.
- После этого проводится регистрация прав собственника на землю.
- Если наложен сервитут, приходится проводить опять межевание для определения новых границ и вносить поправки в кадастровый план.
Возникает много волокиты с оформлением документов на землю. Некоторые собственники, чтобы не ходить в Росреестр дважды, покупают участок, не регистрируют его, а вначале проводят межевание ЗУ с учетом сервитута. И только затем идут на регистрацию. Такое возможно, если хозяин участка точно знает, что на его земельный надел будет наложен ПС.
Но нельзя полагаться на слухи или проекты законов, которые очень часто не утверждаются законодательством. Поэтому лучше всего проводить межевание уже после принятого нормативного акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.
Может ли собственник отстоять свои права
Неприятные моменты при установлении публичного сервитута:
- собственнику не гарантируется компенсация за понесенный ущерб;
- размер бремени может оказаться гораздо больше обещанного.
Что делать?
Пострадавший имеет право обращаться в судебные инстанции при ущемлении своих интересов (п. 8, ст. 23). Публично-правовые отношения рассматриваются административными судами, поэтому необходимо подавать административный иск.
Обидно, что законодательство больше не предусматривает обязательную оплату издержек собственника, как при ЧС, хотя государство может проявить «доброту»:
- например, снять сервитут (за ненадобностью или по окончании срока резервации земли);
- изъять ЗУ у собственника полностью, а взамен предоставить ему компенсацию или аналогичный участок.
Пример судебной тяжбы
Отстоять свои права собственнику при наложении публичного сервитута в реальности очень трудно. Суды первой инстанции, используя бюрократические заковырки в законах, часто отклоняют иски.
Примером является следующий случай.
- В границах села N установили публичный временный сервитут на проход граждан (проезд) к водоему и берегу.
- Собственник M. подал иск в административный суд с намерением оспорить данный нормативный акт:
- право ограниченного пользования его земельными участками возникло у неограниченного круга лиц;
- у местной администрации были другие возможности организации свободного проезда (прохода) к водоему.
- Первой судебной инстанцией иск был отклонён на том основании, что сервитут не зарегистрирован, а значит официально не существует, и стало быть нет и предмета для спора.
- М. обратился в следующую инстанцию — Верховный Суд РФ (коллегию по административным делам).
- Коллегия отменила решение первого суда и возвратило дело на повторное рассмотрение, указав на нарушения:
- кодекса административного производства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рассмотрении и разрешении гражданских и административных дел, оспаривающих нормативные акты;
- ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о праве граждан и юрлиц обращаться с исковыми заявлениями, если они считают, что данные нормативные акты нарушают их права и интересы;
- п. 8, ст. 23 ЗК РФ — о защите своих прав в суде лицами, чьи интересы были нарушены после установления публичного сервитута.
Основаниями для пересмотра дела являются:
- Решение Верховного суда (обзор № 35): Даже если публичный сервитут не зарегистрирован в Росреестре, это не может препятствовать рассмотрению искового заявления судом и признанию недействительным нормативного акта, который установил данное обременение.
- Ст. 47, ч. 2 и 3 постановления N 131-ФЗ, принятое в 2003 г.: Муниципальные НПА вступают в силу сразу после опубликования. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с ними (кроме сведений, ограниченных законом).
Прекращение действия публичного сервитута
Основания для снятия сервитута:
- истечение срока действия обременения;
- окончание срока резервации земли, на которой расположен участок;
- исчезновение необходимости в сервитуте;
- стихийное бедствие, приведшее к невозможности использования участка;
- аннуляция по решение суда нормативного акта о введении ПС.
Автоматического снятия публичного сервитута нет — нужно регистрировать прекращение его действия в Росреестре, вновь внося изменения в кадастровый план.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html