Как изменить целевое назначение земельного участка?
В этой статье:
- 1 Изменение назначения земельного участка
- 2 Изменение целевого назначения земельного участка
- 2.1 Как поменять целевое назначение земли?
- 2.2 Как изменить вид разрешенного пользования земельного участка?
- 2.3 Как поменять целевое назначение земельного участка
- 2.4 Процесс перевода земельного участка из одной категории в другую
- 2.5 В каких случаях может быть получен отказ перевода земельного участка из одной категории в другую
- 2.6 О сроках выдачи акта о рассмотрении ходатайства перевода земельного участка из одной категории в другую
- 2.7 Если категория земельного участка не указана в документах государственного земельного кадастра
- 2.8 Законодательная база изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка
- 3 Целевое назначение земельного участка. Как изменить целевое назначение земельного участка :
- 3.1 Назначение земель как принцип земельного права
- 3.2 Чем целевое назначение отличается от категории земель
- 3.3 Как классифицируются земли в РФ по их целевому назначению
- 3.4 Соотношение между площадями категорий земель РФ
- 3.5 Классификатор целевого назначения земельных участков
- 3.6 Структура классификатора ВРИ земельных участков
- 3.7 Зачем нужна смена целевого назначения земельного участка
- 3.8 Процедура изменения назначения земель
- 3.9 ходатайства о смене назначения земли
- 3.10 Целевое назначение земель на Украине
- 3.11 Как построена система классификации земель на Украине
- 3.12 Порядок изменения назначения земель на Украине
- 4 Можно ли изменить целевое назначение земельного участка? Как поменять вид использования земли?
Изменение назначения земельного участка
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельный участок » Изменение назначения земельного участка
В отношении каждого земельного участка существует разделение по категориям и разрешенным видам пользования.
Установление данных категорий и видов позволяет рационально использовать землю, как уникальный природный ресурс, а также обеспечивать сохранение ее качественных характеристик при условии соблюдения разрешенного вида пользования.
Под целевым назначением российское законодательство понимает определение правового статуса земли для разрешения или запрета осуществления на ней определенных видов деятельности.
Категории и виды разрешенного пользования установлены Земельным кодексом РФ, а особенности реализации такого разделения на практике регулируются федеральными законами и подзаконными актами.
В настоящее время отечественная правовая система содержит разделение земель по целевому назначению следующих категорий:
- Земли сельскохозяйственного назначения;
- Земли населенных пунктов;
- Земли специального назначения (промышленности, энергетики, транспорта и т.д.);
- Земли особо охраняемых природных территорий;
- Земли лесного фонда;
- Земли водного фонда;
- Земли запаса.
Каждой категории земли соответствуют конкретные виды разрешенного пользования и запреты на осуществление определенной деятельности. Понятие конкретной категории земли определяет перечень видов разрешенного пользования, поэтому изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:
- С переводом участка из одной категории в другую;
- Без перевода участка в другую категорию.
Юридическое значение установление видов разрешенного пользования
Так как категория земли определяет перечень доступных и разрешенных видов деятельности, законодательное закрепление видов пользовании землей способствует рациональному и эффективному использованию этого уникального природного ресурса. Правообладатель участка земли обязан соблюдать установленные разрешенные виды пользования.
Нарушение правил разрешенного пользования землей влечет привлечение к ответственности в соответствие с законодательством с возмещением вреда, причиненного таким использованием. В ряде случаев нарушение разрешенного вида пользования землей может привести к изъятию участка из правообладания субъекта.
Процедура изменения назначения земельного участка
Изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:
- С переводом участка из одной категории в другую;
- Без перевода участка в другую категорию.
В случае перевода в другую категорию участок может получить любой вид разрешенного использования. При изменении категории земли меняется и перечень разрешенных видов пользования.
В случае, если изменение назначения участка земли не сопровождается изменением категории земель, виды разрешенного использования могут меняться только в пределах той же самой категории.
При этом виды пользования изменяются в соответствие со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений (округов и населенных пунктов), градостроительными регламентами.
Кто принимает итоговое решение об изменении целевого назначения земли?
Заявление об изменении вида разрешенного пользования направляется в орган местного самоуправления, который обязан провести публичные слушания по данному вопросу с участием граждан, проживающих в пределах территориальных зон, где расположен данный участок. Публичные слушания проводятся на основании федерального законодательства и местных нормативно-правовых актов муниципального образования.
С учетом предложений и замечаний, полученных по итогам проведения публичных слушаний, глава муниципального образования принимает решение об изменении вида разрешенного пользования участка либо об отказе в удовлетворении заявления.
„
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, можно ли рассторгнуть договор купли-продажи зем.участка и заключить договор аренды?
“
Нина06.02.2018 15:10
Здравствуйте Нина! Да, согласно ст. 450 ГК РФ, Вы можете расторгнуть договор либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке. При необходимости можем оказать судебную защиту, для этого можете обратиться на консультацию к нашим специалистам.
Дубровина Светлана Борисовна08.02.2018 11:36
Задать дополнительный вопрос
Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-uchastok/izmenenie-naznacheniya-zemelnogo-uchastka.html
Изменение целевого назначения земельного участка
Все земли РФ по своей целевой принадлежности делятся на несколько категорий:
- Земли, предназначенные для проживания населения (населенные пункты).
- Участки, необходимые для ведения сельского хозяйства.
- Участки, которые используются для размещения объектов обороны, энергетики, промышленности, транспорта, радиоузлов, телевышек и других объектов, касающихся специфики различных родов деятельности.
- Земли, на которых расположены объекты, подлежащие особой охране (памятники истории, архитектуры, культуры и др.).
- Земли запаса.
- Участки, на которых располагается лес (лесной фонд).
- Участки, на которых располагаются водные объекты (водный фонд).
Таким образом, земли, находящиеся на территории России распределены по указанным категориям и должны использоваться строго в соответствии с правилами, установленными для каждой из категорий.
Как поменять целевое назначение земли?
Данный нормативно-правовой акт устанавливает следующий порядок изменения назначения земельного участка:
- Шаг первый: подать ходатайство в исполнительный орган госвласти или местную администрацию. В данном документе необходимо написать:
- Кадастровый номер участка.
- Назначение земель – указать обе категории (в какой из них сейчас находится земля и в какую необходимо перевести).
- Указание причин, в силу которых вы считаете перевод земли в другую категорию необходимым.
- Права, на которых вам принадлежит земля.
- Шаг второй: приложить к ходатайству пакет необходимых документов:
- Кадастровый паспорт участка или выписка из Росреестра, содержащая всю информацию о земле, назначение которой вы хотите изменить.
- Копия удостоверения личности для граждан, а для ИП и организаций – выписка из соответствующих реестров, содержащая регистрационные данные.
- Согласие собственника участка на изменение предназначения земли.
- Шаг третий: ждать рассмотрения ходатайства. По результатам рассмотрения органом госвласти будет сформирован акт о переводе земель или об отказе в переводе. Решение об отказе возможно в таких случаях, как:
- Обращение лица, которое не имело на это право.
- Ходатайство и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям закона.
- Внесение Изменений в документацию (кадастровый паспорт, свидетельство о праве собственности и др.).
В отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, необходимо представить заключение экспертизы о возможности перевода без вреда для экологии.
Как изменить вид разрешенного пользования земельного участка?
Каждая категория земель делится на разрешенные виды пользования. Существует три вида участков, разрешенных к пользованию:
- Основные.
- Пользование, которых разрешено условно.
- Вспомогательные.
Изменить вид пользования можно двумя основными путями:
Второй вариант является наиболее простым и требует меньше временных затрат. Так, для того чтобы переоформить землю в другой вид пользования нужно подать заявку в местную администрацию. После рассмотрения заявки будет сформирована комиссия, которая проведет общественные слушания, с присутствием лиц, проживающих в границах административного района.
Если на слушаниях будет принято положительное решение, то местная администрация подготовит соответствующий акт и разработает рекомендации о смене разрешенного использования земельного участка.
ЗК РФ Статья 11.4. Раздел земельного участка
1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 4 статьи 11.4 вносятся изменения.
См. текст в будущей .
4. Раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования.
Как поменять целевое назначение земельного участка
При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Источник: https://akrchel.ru/izmenenie-celevogo-naznachenija-zemelnogo-uchastka/
Процесс перевода земельного участка из одной категории в другую
Для перевода земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе обязательно должны быть указаны: кадастровый номер земельного участка, категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, в состав которых предполагается осуществить перевод, обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую и права на земельный участок.
Также вместе с ходатайством подается пакет документов на переводимый участок земли. Во-первых, это выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке.
В-вторых, копии всех документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
В-третьих, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на земельный участок, а также заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами. И, наконец, согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Далее ходатайство вместе с пакетом документов направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение.
Кстати, в рассмотрении ходатайства может быть отказано, если с ним обратилось ненадлежащее лицо или приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
По закону не соответствующее требованиям ходатайство возвращается в течение тридцати дней со дня его поступления с обязательным указанием причин, послуживших основанием для отказа в рассмотрении. Такой возврат дает возможность не ломать голову в поисках ошибки, а грамотно переподготовить документы и подать их снова.
Отказ перевода земельного участка из одной категории в другую выдается при наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы
Если же ходатайство было составлено без недочетов, по результатам его рассмотрения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается либо акт о переводе земель, либо акт об отказе в переводе земель, в зависимости от правомерности требований ходатайства.
В каких случаях может быть получен отказ перевода земельного участка из одной категории в другую
Отказ, как правило, выдается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков из одной категории в другую либо запрета на такой перевод, при наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы и при установлении несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования, землеустроительной документации и документации по планировке территории.
Если участок земли, который надо перевести в другую категорию, согласно генплану муниципального образования отнесен к категории земель под жилищное строительство, на нем никак нельзя будет построить производственные площади.
Или на участке со статусом земель сельхозназначения возвести коттеджный поселок.
В любом случае для того, чтобы процедура перевода земель прошла успешно, необходимо составить серьезное обоснование возможности и необходимости данной процедуры и последующего строительства задуманного застройщиком объекта.
О сроках выдачи акта о рассмотрении ходатайства перевода земельного участка из одной категории в другую
Теперь о сроках выдачи акта о рассмотрении ходатайства. Они напрямую зависят от места рассмотрения поданных документов.
То есть если ходатайство рассматривалось Правительством РФ, акт должен быть выдан в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
А если рассмотрение проводили исполнительные органы госвласти субъекта Федерации или органы местного самоуправления — в течение двух месяцев со дня сдачи документов.
Выданный акт о переводе земель из одной категории в другую должен содержать сведения об основании изменения категории земель, границах и описание местоположения земель, а также их площадь и кадастровые номера, категории земель, перевод из которой осуществляется и категории земель, перевод в которую осуществляется. Если лицо или организация, подававшие ходатайство, недовольны вынесенным актом, согласно закону они могут обжаловать его в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия акта.
Согласно статье 5.4. ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе в другую категорию, не требуется.
Если же ходатайство удовлетворяется, начинается процедура внесения изменений о статусе земель в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
То есть исполнительный орган или местный муниципалитет, принявшие акт о переводе земель, в течение десяти дней со дня его принятия направляют копию в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения в течение семи дней изменений в документы государственного земельного кадастра.
В свою очередь органы земельного кадастра должны уведомить заинтересованных правообладателей земельных участков о внесении изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Перевод считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если категория земельного участка не указана в документах государственного земельного кадастра
Случается такое (стоит отметить, что сейчас это уже довольно редкое явление), когда участок земли оказывается не отнесенным к какой-либо конкретной категории. При этом законом установлено, что отнесение земель или земельных участков к одной из установленных Земельным кодексом категорий земель является обязательным.
В том случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, но соответствующие записи все же есть в документах, удостоверяющих права на землю, данные о категории земли в документы кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносятся по заявлениям владельцев земельных участков на основании этих правоустанавливающих документов на земельные участки.
Если категория земель нигде не указана, органы местного самоуправления должны принять нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к землям определенной категории
Если же в документах есть противоречия о принадлежности земли к той или иной категории, отнесение ее к той или иной определенной категории осуществляется на основании данных, указанных именно в правоустанавливающих документах, а не в документах земельного кадастра.
В случае если категория земель нигде не указана, органы местного самоуправления должны принять нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
Все земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Новые или уточненные сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории бесплатно вносятся в документы государственного земельного кадастра по заявлению правообладателя земельного участка в течение тридцати дней.
Внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отнесении земельного участка к определенной категории земель осуществляется в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Законодательная база изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка
Возможность изменения вида разрешённого использования (ВРИ) земельного участка определена законодательно:
- земельным кодексом РФ (статья 8);
- федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» №172-ФЗот 21.12.2004 г.;
- градостроительным кодексом РФ
Источник: http://nedviginform.ru/zemlya/izmenenie-tselevogo-naznacheniya.html
Целевое назначение земельного участка. Как изменить целевое назначение земельного участка :
Земли России составляют ее земельный фонд, представляющий собой множество земельных участков с более или менее точно определенными на местности границами. Использование каждого такого участка производится в соответствии с конкретным правовым режимом, который определяет целевое назначение земельного участка.
Назначение земель как принцип земельного права
Это право основано на ряде принципов, один из которых гласит, что земельные участки должны использоваться в соответствии с их назначением, установленным земельным законодательством.
Пользователи не имеют права изменять целевое назначение земельного участка, не заручившись согласием органов госвласти.
Это назначение, согласно Конституции РФ, устанавливается как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ и отражается в земельном кадастре и ЕГРП.
Чем целевое назначение отличается от категории земель
Под первым из этих понятий подразумевается то особое направление их использования, те функции, которые данный тип земель выполняет в различных общественных отношениях.
Так, сельхозземли являются средством для производства продукции растениеводства и животноводства, земли лесов являются жизненной субстанцией для существования лесной растительности и т. д.
Земельные участки, имеющие общее для всех них целевое назначение земельного участка, объединяются в совокупность таких участков с целью их классификации и учета, называемую категорией земель.
Таким образом, между понятиями «категория земель» и «целевое назначение» имеется определенная разница: первое из них – это элемент законодательно установленной классификации земель, а второе – это признак, на основании которого она ведется.
Как классифицируются земли в РФ по их целевому назначению
Законодатели, создавая ЗК РФ, выделили следующие возможные типы целевого назначения земельных участков:
• производство сельхозпродукции;
• размещение населенных пунктов;
• размещение объектов хоздеятельности человека:
- промышленных;
- транспортных;
- энергетических;
- объектов связи и телевещания;
- оборонных объектов и объектов, связанных с космической деятельностью;
- объектов спецназначения;
• размещение объектов и территорий с режимом особой охраны;
• размещение естественных и искусственных водоемов;
• размещение лесных массивов;
• запас земель.
Получилось всего семь типов назначений земель, хотя могло быть выбрано и большее их число. Каждому типу целевого назначения ЗК РФ поставил в соответствие определенную категорию земель от 1-й (сельхозземли) до 7-й (земли в запасе).
Соотношение между площадями категорий земель РФ
По данным Росреестра, общая площадь земельного фонда РФ на 1.01.2015 составила 1709,8 млн га. Больше всего российских земель занято лесами (категория 6) – 65,3 %, сельхозземлями (категория 1) занято 23,0 %, землями запаса (категория 7) – 5,9 %.
Землями под объектами и территориями с режимом особой охраны (категория 4) занято 2,0 %, землями под водоемами (категория 5) – 1,6 %, землями под населенными пунктами (категория 2) – 1,2 %, землями под объектами хоздеятельности человека (категория 3) занят 1,0 % общей площади земель РФ.
Классификатор целевого назначения земельных участков
Направления целевого использования участков земли определяются их категориями. Однако внутри них возможны различные виды такого использования, носящие наименование видов разрешенного использования (ВРИ). Эти виды определяются по классификатору ВРИ земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ и вступившему в силу с 24.12.2014.
Следует отметить, что зачастую в различных статьях в Интернете вместо понятия «ВРИ земельного участка» используется его аналог — «виды целевого назначения земельного участка», которое официально используется в земельном законодательстве Украины.
Вероятно, такой разнобой в терминологии был вызван отчасти тем обстоятельством, что, хотя в ЗК РФ неоднократно упоминается о «разрешенном использовании земельного участка», однако не содержится его нормативного определения.
Но после выхода классификатора ВРИ земельных участков следует использовать формулировки в его редакции.
Структура классификатора ВРИ земельных участков
Все возможные ВРИ в классификаторе отнесены к 12 условным группам — от 1-й до 12-й, т. е. их количество превышает число категорий земель по ЗК РФ.
Кроме групп ВРИ, соответствующих категориям сельхозземель, лесов, водоемов, территорий с особой охраной, земель запаса, появилась группа ВРИ №2 для участков под размещение жилых построек, ВРИ №3 для участков под объекты капстроительства, назначением которых будет удовлетворение различных человеческих потребностей, ВРИ №4 для участков под размещение объектов капстроительства с целью извлечения прибыли (банки, торговые предприятия и т. д.). Отдельной группы ВРИ (№6) удостоились участки под размещение объектов промышленности, а также транспортных объектов (путей сообщения) – №7.
Каждая группа содержит от 18 (№1) до 4 (№12) различных ВРИ со своими цифровыми кодами, состоящими из двух полей: номера группы ВРИ от 1 до 12, кода ВРИ от 0 до 18.
Зачем нужна смена целевого назначения земельного участка
Обладатели прав на участки земли обязаны вести использование их в том направлении, которое соответствует их назначению.
Оно определяется категорией земель и записано в кадастровый паспорт участка. Самостоятельно изменять это назначение запрещено.
Нарушение этого требования признается административным правонарушением и наказывается согласно КоАП РФ.
Однако экономическая и социальная целесообразность могут обусловить объективные причины, для того чтобы поменять целевое назначение земельного участка. Эта замена должна проходить по специальной юридической процедуре.
Решение о том, что такое изменение возможно (или невозможно), будет приниматься различными органами власти в зависимости от его собственника. Если собственность на землю федеральная, то изменить целевое назначение земельного участка может только Правительство РФ.
Если собственником земли является субъект РФ, то решать будет орган госвласти субъекта РФ. Назначение земель, относящихся к муниципальной или частной собственности, изменяют органы местной власти.
По сельхозземлям во всех случаях, кроме земель, относящихся к федеральной собственности, решение о том, что изменяется их назначение, принимают на уровне субъекта РФ.
Процедура изменения назначения земель
Как поменять целевое назначение земельного участка? Обладатель прав на участок, заинтересованный в изменении его назначения, должен подать ходатайство об этом в орган госвласти, уполномоченный рассматривать такое ходатайство (ст. выше).
Рассмотрев его, соответствующий орган госвласти принимает акт о внесении изменений в статус участка либо отказывает в этом в следующие сроки:
- в срок не более 3-х месяцев, если иное не установлено законодательством РФ;
- в срок не более 2-х месяцев, если ходатайство рассматривает субъект РФ или орган местной власти.
Акт о внесении изменений должен содержать:
- границы, площадь и кадастровый номер участка;
- основания для изменения назначения земель;
- конечную категорию земель участка;
- исходную категорию земель участка.
Уполномоченный орган, принявший акт, направляет его копию в течение 5-ти дней с даты его принятия в Росреестр.
Последний, осуществив изменение целевого назначения земельного участка на основании акта путем внесения новых сведений в кадастровый паспорт участка, уведомляет о них заинтересованных правообладателей земельного участка и делает соответствующую запись в Единый госреестр прав на недвижимость (ЕГРП).
Новое назначение считается вступившим в силу с даты внесения изменений о нем в ЕГРП. Переоформлять какие-либо документы на земельный участок после этого не нужно.
ходатайства о смене назначения земли
Ходатайство должно содержать:
- текущую категорию по ЗК;
- кадастровый номер;
- запрашиваемую категорию по ЗК;
- источник прав заявителя на участок;
- чем обосновано изменение.
К ходатайству прилагаются:
- выписка из ЕГРП по участку;
- копии личных документов ходатайствующего физлица, выписка из ЕГРИП при ходатайстве от индивидуального предпринимателя или выписка из ЕГРЮЛ при ходатайстве от юрлица;
- заключение экологической госэкспертизы (если она необходима);
- согласие собственника участка со сменой его назначения, если ходатайство от землепользователя.
Целевое назначение земель на Украине
ЗК Украины классифицирует земли по признаку основного целевого назначения по 9 категориям, которые частично (сельхозземли, леса, водоемы, объекты хоздеятельности человека) совпадают с категориями земель по ЗК РФ.
В отдельные категории, в отличие от ЗК РФ, вынесены земли под жилыми постройками и общественными объектами, а также земли под оздоровительными объектами, земли для рекреации и земли, имеющие историко-культурное назначение.
По данным украинской Госслужбы по вопросам картографии, геодезии и кадастра, общая площадь земельного фонда страны — 60,4 млн га, из которых сельхозземли занимают 41,8 млн га, или 70 %, и только 17 % (10,4 млн га) — леса.
Около 90 % всех сельхозземель распаеваны, т. е. большинство сельских жителей имеют на руках госакты на земельные участки. Поскольку на Украине действует многолетний мораторий на продажу сельхозземель, то большинство участков сданы в аренду крупным агрохолдингам.
Целевое назначение земельного участка Украина зачастую изменяется при отводе перспективных участков под коммерческое строительство коттеджных городков и торговых объектов, особенно в окрестностях Киева и крупных областных центров.
Как построена система классификации земель на Украине
Множество различных направлений использования земель по каждой их категории обусловило принятие еще в 1998 г. Украинского классификатора видов целевого назначения земель.
Все возможные виды целевого назначения разбиты в нем на 9 секций, обозначенных буквами английского алфавита, причем наименования их строго соответствуют категориям земель по ЗК Украины.
Таким образом, классификация земель на Украине идет по схеме «основное целевое назначение земельного участка по ЗК Украины» – «конкретный вид целевого назначения по Классификатору видов» без введения дополнительного понятия ВРИ, как это сделано в земельном законодательстве РФ. В общем же содержание одноименных секций украинского классификатора видов целевого назначения в основном соответствует содержанию групп российского классификатора ВРИ.
Порядок изменения назначения земель на Украине
Как изменить целевое назначение земельного участка в Украине? Такие изменения осуществляются по проектам землеустройства относительно отвода земельных участков, у которых изменяется назначение.
Проекты землеустройства заказываются в инициативном порядке правообладателями на земельные участки, ходатайствующими об изменении, специализированным землеустроительным фирмам, а порядок их разработки утвержден законом.
Далее ходатайствующие об изменении лица подают в Госслужбу по вопросам геодезии, картографии и кадастра следующие документы:
- заявление;
- оригинал проекта землеустройства, являющийся основанием для внесения изменения вида назначения участка;
- документ об оплате услуг по внесению запрашиваемых изменений.
Проверив соответствие документов установленным требованиям, кадастровый госрегистратор вносит соответствующие изменения и предоставляет ходатайствующему выписку из земельного кадастра, подтверждающую факт внесения изменений. Выписка из кадастра является бессрочной.
Источник: https://BusinessMan.ru/new-celevoe-naznachenie-zemelnogo-uchastka.html
Можно ли изменить целевое назначение земельного участка? Как поменять вид использования земли?
Наша страна занимает первое место в мире по размеру территории. Казалось бы, вот где простор для реализации любых проектов, ведь земли у нас с избытком. Однако не все так просто. Каждый земельный участок предназначен для использования в определенных целях, перечень которых закреплен в Земельном Кодексе.
Нередко у владельцев возникает необходимость изменить категорию участка для более эффективного его использования. Возможно ли сменить целевое предназначение земли? И каким образом подать заявку? Что делать в случае отказа? – обо всем этом вы узнаете из этой статьи.
Характеристики и категории использования земельных участков
Любой земельный участок является либо частной собственностью (физических или юридических лиц), либо собственностью государства, в лице органов власти федерального, регионального и муниципального уровня.
В свою очередь, земля, как объект права собственности, имеет ряд индивидуальных характеристик: установленные границы, размер, кадастровый номер, адрес, категорию использования. Все эти параметры зафиксированы в государственной службе регистрации и кадастрового учета – Росреестре.
Категория участка – это назначение использования земли, которое сформировалось в процессе многолетней эксплуатации и на основе территориального зонирования.
Согласно положениям Земельного Кодекса, в России существует 7 категорий земель:
- земли сельскохозяйственного назначения, в том числе участки для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
- территории городов, поселков, деревень, и других поселений;
- территории, занятые промышленными производствами, сооружениями инфраструктуры, телерадиовещания, энергетики, обороны, науки и космоса, земли государственных учреждений;
- заповедники и заказники, природоохранные земли;
- территории, занятые лесными массивами;
- территории, занятые объектами водного фонда;
- земли, находящиеся в запасе.
В свою очередь, каждая категория земель имеет свою градацию. Например, земельные участки городов могут разделяться на зоны под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), зоны многоквартирной застройки, деловые, культурные и производственные территории.
Самая распространенная категория участков для частной застройки — ИЖС. На таких земельных участках запрещено возводить магазины, либо многоквартирные дома.
К сожалению, во многих населенных пунктах сегодня это практикуется, а документы оформляются задним числом, либо не оформляются совсем.
Это влечет штрафные санкции, а также снос самовольных построек.
Если владелец ЗУ хочет построить на земле, отведенной под ИЖС, дом выше 3-х этажей или какой-либо коммерческий объект, он сначала должен сменить целевое назначение участка.
В процессе экономической деятельности людей и предприятий постоянно меняется облик территорий. Строятся новые населенные пункты, открываются и закрываются промышленные производства, возводятся новые объекты, сооружения и коммуникации.
Все эти преобразования должны производиться в рамках законодательства. Целевое назначение использования земельного участка – главное требование, которое должен соблюдать каждый собственник.
Если категория земель не соответствует планам бизнеса или развития территории, можно изменить назначение участка. Это происходит в следующих случаях:
- Расширение территории населенного пункта (когда под застройку попадают земли сельскохозяйственного назначения, ранее принадлежащие совхозам и колхозам);
- Возведение загородных поселков коттеджного типа;
- Застройка пустующих территорий, принадлежащих Министерству обороны;
- Жилая застройка промышленных зон, заброшенных или используемых не по назначению;
- Создание новых садоводческих товариществ (СНТ), дачных кооперативов (ДНП);
- Создание фермерских хозяйств на территории населенного пункта;
- Создание новых предприятий;
- Строительство спортивных сооружений и баз на территории лесного фонда (потребуются согласования и допуски во многих инстанциях);
- Строительство дорог, мостов и коммуникаций, проходящих через земли лесного и водного фонда.
Сегодня самая распространенная причина смены категории участка земли — когда физическому лицу необходимо построить жилой дом на землях сельскохозяйственного назначения.
Основные этапы смены категории участка
Процедура состоит из следующих этапов:
- Собственник или арендатор участка собирает необходимый пакет документов и заполняет заявление установленной формы;
- Все это передается в комиссию при администрации муниципалитета или поселкового совета, в ведении которого находится земельный участок (если территория является региональной или федеральной собственностью, пакет документов передается в соответствующую администрацию);
- Органы власти, за которыми закреплен земельный участок, созывают специальную комиссию. Заявка на изменение категории ЗУ должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней;
- По итогам заседания комиссия выносит решение и составляет акт;
- Заявитель знакомится с актом решения комиссии. Если заявка одобрена, в кадастровые и регистрационные документы на земельный участок вносятся изменения. В случае отказа комиссии заявитель может оспорить решение через суд.
Как подать заявку и поменять вид использования земли?
Заявление подается на имя главы администрации, где расположен земельный участок. В нем следует убедительно изложить причину, по которой заявитель хочет изменить целевое использование участка, привести аргументы и доказательства повышения эффективности его использования.
В конце необходимо указать дату, поставить подпись и перечислить прилагаемые документы:
- общегражданский паспорт заявителя;
- правоустанавливающие документы на участок;
- выписка из ЕГРН;
- кадастровый паспорт;
- квитанцию об уплате государственной пошлины.
Если у заявителя нет каких-либо регистрационных документов, их можно заказать через многофункциональный центр (МФЦ, Мои документы). Пакет документов с заявлением можно направить по почте или принести лично в администрацию.
Как принимается решение комиссией по смене целевого пользования земли?
В течение 2-ух месяцев, с момента регистрации заявления, при администрации региона, муниципалитета, поселкового совета собирается комиссия. Уполномоченные сотрудники внимательно изучают все документы.
Особое внимание уделяется изменению целевого использования сельскохозяйственных земель.
В этом случае требуется решение органов власти более высокого ранга, поскольку государство не допускает уменьшения посевных площадей, без всяких на то, веских оснований.
Таким образом, реализуется принцип приоритета сельского хозяйства перед прочими видами деятельности.
Если все правоустанавливающие документы действительны, и у комиссии не возникло вопросов и сомнений по поводу намерений заявителя, выносится положительное решение.
Отказать владельцу участка могут в следующих случаях:
- обнаружены противоречия в правоустанавливающих документах по текущему целевому использованию земли;
- документы оформлены с нарушениями;
- земельный участок уникален, и менять его назначение запрещено;
- имеются возражения у экологов;
- смена категории запрещена федеральным, региональным или местным законодательным актом;
- необходимы согласования органов власти более высокого ранга;
- представленный пакет документов не полный.
На основании положительного решения составляется акт об изменении разрешенного использования земельного участка. Собственник передает копию акта в органы кадастрового учета для корректировки информационной базы и правоустанавливающих документов.
Оспаривание решения комиссии
К сожалению, оспорить заключение комиссии достаточно сложно.
Практика показывает, что добиться пересмотра решения возможно лишь в случаях, когда первоначальный отказ связан с оформлением документации. Тогда заявитель вновь собирает необходимый пакет документов, уточняет и корректирует содержащиеся в них сведения, и вновь обращается в администрацию.
Заключение
При необходимости изменить категорию земельного участка — это сделать вполне реально. Особенно высока вероятность если речь идет о землях в частной собственности и не предназначенной для сельхозназначения.
Для этого достаточно собрать необходимые документы и подать заявку в исполнительные органы власти той территории, где расположена земля. Перечень документов следует уточнить в администрации, поскольку на местах требования к пакету могут отличаться.
Вступайте в наше сообщество ВК, где мы рассказываем о всех нюансах загородной жизни и недвижимости.
ссылкой в соцсетях:
Источник: https://Nedvio.com/kak-izmenit-tselevoe-naznachenie-uchastka/