Что понимают под земельным фондом страны?



Земельный фонд и участки лесного фонда: категории, распределение, использование и управление

Что понимают под земельным фондом страны?

Россия – самое большое государство в мире. В стране есть практически все виды земельных ресурсов, которые известны человеку. Рынок земли в РФ еще находится в стадии формирования, а государственные запасы земельных ресурсов объединены понятием Земельного фонда.

Земельный фонд

Земельный фонд – вся территория государства, включая водные просторы в пределах зафиксированных государственных границ. В зависимости от целевого назначения российские земли подразделяются на следующие категории:

  • Сельскохозяйственные угодья.
  • Земли для поселений.
  • Промышленные, транспортные, энергетические, зоны, а также области безопасности и обороны плюс земля, обеспечивающая космическую деятельность.
  • Лесной и водный фонд.
  • Земли запаса.
  • Объекты и территории с особым режимом охраны.

В соответствии положениями гражданского кодекса лес и земельный участок признаются разными объектами в гражданском праве. Недра и земельные участки считаются недвижимостью по причине характерных природных свойств.

Вместе с этим здания и сооружения, многолетние насаждения, а также лес считаются недвижимостью в виду неразрывной связи с землей и отсутствия возможности переместить объекты без ущерба целевому назначению участка (статья 131 ГК).

Если специальные условия не предусмотрены законом, право собственности владельца также распространяется на растения и лес, которые находятся на участке (пункт 2 статья 261 ГК РФ).

Категория земельного фонда

Сельскохозяйственные земли считаются основным средством производства в отрасли. В этом заключается основная специфика одной из главной категорий земель РФ, у которой имеется специфичный правовой режим.

В России сельскохозяйственное землепользование находится в приоритете, к с/х землям применяется особый порядок охраны и использования, поскольку эта категория земель характеризуется как плодородная и представляет особую ценность для государства.

Фактически вышесказанное означает, что земля признанная пригодной в качестве использования под сельскохозяйственные угодья, должна предоставляться преимущественно для таких нужд.

Распределение земельного фонда

Процессы распределения ресурсов земельного фонда фиксируются путем государственных статистических наблюдений за использованием и состоянием ресурсов в разрезе субъектов РФ. К примеру, в 2009 году существенное количество земельных площадей вовлекались в гражданский оборот.

В последние годы активно продолжается процесс изменения административных границ населенных пунктов, на фоне чего правовой статус отдельных земель приводится в соответствие с положениями действующего законодательства.

Активное изменения по категориям земли наблюдаются преимущественно в границах населенных пунктов, для которых характерно формирование муниципальных образований.

Использование земельного фонда

Среди основных пользователей ресурсов земельного фонда, в частности земель с/х предназначения значатся акционерные товарищества и общества, фермерские и крестьянские хозяйства, колхозы, среди которых также рыболовецкие предприятия.

На долю перечисленных пользователей приходится порядка половины (52%) всей земли, которая относится к категории сельскохозяйственного использования.

Вторая крупная группа пользователей земли – это муниципальные и государственные образования, племенные хозяйства и опытно-производственные организации, на их долю приходится 39.6% всех с/х угодий.

Оправление земельным фондом страны осуществляют государственные структуры, которые подразделяются на две основных подгруппы в зависимости от уровня компетенции:

  1. Общая компетенция – муниципальные или государственные учреждения, которые решают задачи регулирования и руководства земельно-правовыми отношениями общего порядка.
  2. Специальная компетенция – муниципальные или государственные учреждения, обладающие узким кругом полномочий. Перед такими организациями стоит решение задач касающихся конкретной сферы управления, к пример, ведение государственного кадастра земли, мониторинг, землеустройство и т.п.

Состояние земельного фонда

Россия – одна из самых обеспеченных стран в отношении земельных ресурсов. Вместе с этим огромные размеры земельных площадей, пригодных для осуществления хозяйственной деятельности, сравнительно невелики.

Среди основных проблем отечественных земельных ресурсов эксперты называют ухудшение уровня плодородия почв, состояния сельскохозяйственных земель.

Верхний покров почты подвергается регулярному загрязнению, в результате чего земля начинает деградировать и теряет возможность воспроизводства плодородия и восстановлению свойств.

Совет от Сравни.ру: Земля – одно из главных богатств России. Пока каждый человек, каждая компания не осознает эту истину, мы будем относиться к земле потребительски, что в итоге не принесет прибыли ни РФ, ни отдельно взятым крупным землевладельцам. Сохранять и приумножать полезные свойства земли необходимо всей страной, а проблему загрязнения почвы и отсутствия простых правил игры на рынке земли требуется решать на государственном уровне, и чем быстрее – тем лучше.

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/zemelnyj-fond/

Земельный фонд – это особый природный и правовой объект

Что понимают под земельным фондом страны?

Жилищное право > Оформление недвижимости > Оформление земли > Земельный фонд: что это такое?

Рекомендуем!  Что означает статус земельного участка временный?

Жизнь любого человека неразрывно связана с землей. Однако о правовых аспектах земельных правоотношений задумываются только тогда, кода встает вопрос о приобретении участка земли для строительства или иных нужд.

Этот природный объект обладает уникальными свойствами, к нему применяется особый режим регулирования.

Для того, чтобы разобраться в этих нюансах, следует для начала следует получить представление о земельном фонде: что это и как используется?

Законодательство о земельном фонде Российской Федерации. Фото № 1

Вся земная поверхность, находящаяся в границах страны, представляет интерес не только с географической точки зрения.

Она устанавливает границы государства, является ценным ресурсом, обеспечивает жизнедеятельность каждого человека.

Регламентация любых взаимоотношений в земельной сфере строится государством на принципах охраны этого ценного объекта, рациональности его применения.

Под земной поверхностью понимается не только частью природы, но и гражданских правоотношений. Совокупность же всех земель страны образует ее единый фонд. Отдельные владельцы могут пользоваться им в идее определенных участков.

В целях более эффективного разумного использования, защиты земель они наделяются особым статусом. Главным документом, регулирующим данные вопросы, является ЗК РФ (Земельный кодекс). Он устанавливает основы землепользования, меры охраны земли, ее категории, правила использования на различных основаниях.

Кроме того, отдельные нюансы земельных вопросов регулируются положениями специальных законов в сфере охраны недр, лесов, окружающей среды. гражданского и водного права.

Классификация земель

Категории земель, определенные действующим законодательством РФ. Фото № 2

Для более эффективной защиты данного ресурса, его разумного использования законодатель ввел разделение на отдельные виды. По приведенной ЗК РФ (ст. 7) классификации всего насчитывается семь категорий:

  • для использования в сельском хозяйстве;
  • поселений;
  • промышленности, транспорта, энергетики, связи, телевидения, радиовещания, информатики, земли обороны, земли для обеспечения космической деятельности, безопасности и иного специального назначения;
  • особо охраняемых объектов, территорий;
  • лесные;
  • водные;
  • земли запаса.

Это список исчерпывающего характера, и не может толковаться расширительно. Причисление конкретных территорий к какой-либо категории позволяет определить допустимое землепользование, не приносящее вреда ее природным свойствам.

Законом предусматривается возможность смены статуса земли, ее категории. Подробное описание разрешенных видов землепользования содержится в приказе Минэкономразвития РФ, принятого 01 сентября 2014 года № 540.

Любая земля должна использоваться строго в установленных законодателем целях. Указание на категорию, виды допустимо использования и иные характеристики указываются в различной земельной документации.

При несоблюдении данного правила, нарушитель будет нести ответственность в виде уплаты штрафов. Правила их наложения, исчисления предусмотрены нормами административного законодательства (КоАП РФ).

Сельскохозяйственный фонд

На данные земли приходится практически четверть от всей площади территории страны.

В их число включаются и участки под дачи, садовые (огороднические) хозяйства, разведения животных, фермерских, личных, крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, научных, учебных, исследовательских целей, рыболовства, охоты. Находятся они обычно за пределами городов (других населенных пунктов).

Учитывая ценность этой категории в производстве сельхозпродукции, она подлежит особой охране.

Поселения

Земли, используемые для размещения жилищного и производственного фондов. Фото № 3

К этой категории причисляются участки, отведенные для строительства городов и других поселений. Они имеют определенные границы, отделяющие их от других земель.

Использование таких участков земли должно осуществляться с принятыми градостроительными и другими соответствующими нормами.

Внутри населенного пункта они могут разделяться на определенные зоны, например, жилые, рекреационные, промышленные.

Промышленные земли

Данные участки земель имеют специальное предназначение и особый статус. Для них определяются четко очерченные и строго охраняемые границы.

Используются они для расположения особых объектов, выполнения специальной деятельности в промышленной сфере, транспортной, энергетической областях, теле- и радиовещания, информатики, обороны, обеспечения космической деятельности.

Лесные

На земли лесов приходятся самые большие площади. При этом сюда относят не только лишь лесные, но и другие участки, используемые для защиты, воспроизводства лесов. Её основное регулирование осуществляется нормами законодательства о лесах.

Водные

Согласно законодательству под земельным фондом понимается не только суша на поверхности земли, но и под водой. Сюда относят территорию, находящуюся под поверхностными водами, а также под различными техническими водными постройками. Установление режима этих земель осуществляется не только земельными, но и законодательными актами о воде.

Территории под особой охраной

Ценность земельного фонда. Фото № 4

Они имеют особенно важное не экономическое значение. Их значимость может выражаться в природной, научной, культурной или иной нематериальной ценности. Для них вводится специальные режимы использования, они изымаются из обычно гражданского оборота..

Запасные земли

Территории этого вида, по сути, относятся к запасным (резервным). Они никем не используются в указанных выше целях. Находятся они во владении (собственности) у органов государственной и муниципальной власти. Для их использования требуется отнесение к какой-либо из перечисленных ранее категорий.

Выводы

Земля можно отнести к уникальным природным и правовым объектам. С целью ее защиты государством устанавливаются особые правила ее использования. Поэтому, желая приобрести кусок земли для собственных нужд, надо понимать все вышеуказанные особенности земельного регулирования.

Рекомендуем!  Что такое декларированная площадь земельного участка?

О ревизиях земельного фонда вы можете узнать, посмотрев видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

28 Мар 2017      kasjanenko         89      

Источник: http://PravoZhil.com/oformlenie/zemlya/zemelnyj-fond.html

Государственное управление земельным фондом: понятие, виды

Что понимают под земельным фондом страны?

Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра государственно-правового обеспечения управления

Реферат по земельному праву

на тему: «Государственное управление земельным фондом: понятие, виды».

Выполнила:

Студентка 3 к., гр. 8302

Чумак Н. С.

Проверила:

Ст. преподаватель 

кафедры  ГПОУ

Салова А. И.

Новосибирск 2011 
Оглавление

Введение

Статус земли в обществе как всеобщего условия труда и средства производства и иной социальной деятельности объективно определяет такой принцип земельного права, как государственное управление землями.

Данная тема, безусловно, является актуальной. Она дает обширное представление о государственном управлении фондом, о категориях земель, о способах управления, что немало важно для нашей необъятной Родины.

Целью работы является раскрытие понятия государственного управления земельным фондом, рассмотреть его виды.

Выполнение реферата осуществлялось в соответствии с поставленными задачами: рассмотреть понятие государственного управления земельным фондом, категории земельного фонда, и принципы его управления.

Категории земельного фонда

Под земельным фондом Российской Федерации понимается вся ее территория, т. е. вся земля в пределах государственных границ.

Даже с учетом того, что конкретные части земельного фонда являются объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом он является единым природным объектом.

Поскольку земельный фонд России обладает различными природными качествами и свойствами, он в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации по целевому назначению подразделяется на семь категорий:

1. Земли сельскохозяйственного назначения;

2. Земли населенных пунктов (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ);

3. Земли    промышленности,    энергетики,    транспорта,    связи,

радиовещания   телевидения   информатики   земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. Земли лесного фонда;

6. Земли водного фонда;

7. Земли запаса1.

К землям сельскохозяйственного назначения относятся участки единого земельного фонда, используемые или по своим природным качествам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т. е. для производства сельскохозяйственной продукции.

Землями населенных пунктов признаются земли, расположенные в пределах административных границ различных поселений, которые, в свою очередь, подразделяются на две группы: сельские и городские населенные пункты. Основное целевое назначение этих земель — удовлетворение государственных потребностей этих населенных пунктов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, обороны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики представляют собой участки земельного фонда, предоставляемые юридическим или физическим лицам для выполнения определенных задач в соответствующих отраслях народного хозяйства.

К землям лесного фонда относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые им, но предоставленные или предназначенные для ведения лесного хозяйства.

Лес – это ценное природное сырье для промышленности, он признается энергетическим источником, местом отдыха граждан, выполняет природоохранную функцию, является местом обитания диких животных и т. д. в связи, с чем нуждается в установлении особого правового режима его использования.

Землями водного фонда признаются земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Основным назначением земель водного фонда является удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

Особо охраняемыми территориями признаются земли природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, а также историко-культурного назначения. Эти земли получили статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого назначения в жизни общества.

К землям запаса относятся те земли, которые не предоставлены в собственность или пользование юридическим или физическим лицам, а также изъятые у них по различным законным основаниям. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию.

Следует отметить, что целевая категория определяет лишь основное, общее целевое назначение отнесенных к ней земель.

Что касается конкретного использования земельных участков в пределах целевых категорий, то оно существенно различается в соответствии с практической целесообразностью, определяемой соответствующими компетентными органами исполнительной власти, при предоставлении земельных участков юридическим лицам или гражданам.

Это так называемое разрешенное использование, закрепленное п. 2 с. 7 ЗК РФ 2. Например, к разрешенному использованию земель сельскохозяйственного назначения можно отнести огородничество, животноводство, растениеводство и т. д.

Разрешенное использование земель, как правило, подвержено некоторым ограничениям, соблюдение которых является обязательным. Например, в пределах водоохраняемых зон на землях сельскохозяйственного назначения запрещается применять ядохимикаты, производить распашку почвы.

Управление земельным фондом

Под управлением земельным фондом понимается распорядительная деятельность соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, направленная на обеспечение рационального использования и охрану единого земельного фонда страны.

Система управления земельным фондом функционирует на трех взаимосвязанных уровнях: федеральном, субъекта Федерации и муниципальном, комплексно реализуемых в единой государственной земельной политике.

Именно такой подход обеспечивает защиту прав собственности и владения землей, охрану земли, эффективное развитие инфраструктуры и градостроительства, надежное функционирование системы налогообложения земли, позволяет установить четкий порядок продажи или сдачи в аренду государственных и муниципальных земель. Следуя из принципа территориального верховенства государства (неотъемлемого элемента государственного суверенитета), государственное управление землями распространяется как на неиспользуемые, так и на находящиеся в использовании земли независимо от того, в чьей собственности и в чьем использовании они находятся.

Важнейшими элементами управления земельными ресурсами являются рациональное землеустройство, регистрация прав на землю, информационное обеспечение и подготовка кадров, государственный контроль над использованием и охраной земли, организация и ведение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В настоящее время система и структура органов управления земельным фондом России определена Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г 3.

Рекомендуем!  Что означает сервитут на земельный участок?

Общее государственное управление земельным фондом осуществляют представительные и исполнительные органы власти, наделенные соответствующими властными полномочиями по организации и обеспечению рационального использования и охраны земель. К представительным органам государственной власти относятся Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума РФ, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

Что касается органов исполнительной власти, то, как субъекты управления земельным фондом они подразделяются на два вида: органы общей и органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся Правительство РФ и соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления: городские, районные, поселковые и сельские администрации.

Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению земельным фондом на всей территории данного административно-территориального образования независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находится земля.

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.

К функциональным органам специальной компетенции относятся Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является главным органом специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на который возложено общее государственное управление земельным фондом страны.

Принципы управления

 В Земельном кодексе определены следующие основные принципы и порядок государственного управления земельными ресурсами в условиях формирующейся рыночной экономики России4:

– плотность землепользования: земельный налог, арендная плата;

– оценка земли;

–государственный мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр;

– земельный контроль: государственный, муниципальный и иные виды контроля.

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 846 при проведении мониторинга решаются следующие задачи:

а) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

б) информационное обеспечение деятельности по ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

в) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Мониторинг осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда5.

Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль над соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с «Положением о государственном земельном контроле», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 833.

Государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Источник: http://student.zoomru.ru/zempravo/gosudarstvennoe-upravlenie-zemelnym-fondom-ponyatie/255323.2177494.s1.html

Земельный фонд Российской Федерации

Что понимают под земельным фондом страны?

Вся территория Российской Федерации, вся ее земля, в том числе, и покрытая водой, которая находится в границах страны, считается ее земельным фондом.

Земля обладает рядом природных качеств и свойств, которые представляют народнохозяйственный интерес, в частности, водопокрытостью, лесопокрытостью, плодородием, содержанием тех или иных природных ископаемых. Благодаря этим свойствам землю может быть целесообразнее использовать каким-либо определенным образом, в народнохозяйственных целях.

Поделиться:
Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector