7 474 просмотров
Одним из условий заключения трудового договора между организацией и сотрудником может являться предоставление последнему служебной жилплощади.
Как правило, квадратные метры выдаются на период работы и после увольнения работник обязан покинуть помещение. Терять обжитое гнездышко не хочется никому, особенно когда некуда переезжать.
Поэтому многих интересует вопрос, можно ли путем приватизации сохранить за собой служебную квартиру, если да, то как это правильно сделать? Давайте разбираться.
Новый Закон о приватизации ведомственного жилья
Служебными являются жилые помещения, представляемые служащим организаций на основании договоров найма.
Жилье бывает двух видов:
- которое принадлежит непосредственно предприятию;
- которое принадлежит государству, а предприятие только управляет им (ведомственное).
В первом случае решение о возможности или невозможности приватизации принимает руководство предприятия единолично, во втором – работодатель будет являться лишь посредником между вами и фактическим владельцем, поэтому согласие будет получить намного сложнее.
Согласно действующему законодательству, по окончанию действия договора, квартиранты должны добровольно покинуть помещение.
Исключение составляют:
- близкие родственники погибших или пропавших без вести сотрудников МЧС, МВД и прочих силовых структур;
- близкие родственники сотрудников погибших на при выполнении трудовых обязанностей на территории работодателя;
- граждане, вышедшие на пенсию по старости во время работы на предприятии, предоставившем квартиру;
- инвалиды первой и второй группы, потерявшие трудоспособность по вине работодателя;
- малоимущие.
Эти категории не могут быть выселены из ведомственного жилья даже принудительно, правда и приватизировать его без согласия владельца они не смогут.
Можно ли служебную квартиру приватизировать?
По статистике, предоставленной сотрудниками спецфонда РФ, видно, что приватизация служебного жилья осуществляется очень редко, но при наличии веских оснований перевести в собственность его все-таки можно.
Претендовать на служебные квартиры могут только сотрудники, которые долгое время проработали в организации, предоставившей им крышу над головой.
Причем, согласно действующему законодательству, приватизации подлежит только муниципальное или государственное жилье. Поэтому прежде чем начинать процедуру, необходимо, заручившись согласием владельца жилой недвижимости, перевести ее из «служебной» в «муниципальную».
Основания
Главным основанием приватизации является Договор найма, который обязательно должен быть иметь сотрудник. Кроме того, лица, которые не связаны официально оформленными трудовыми обязательствами с предприятием-владельцем, не смогут начать переоформление жилья, принадлежащего спецфонду, в частную собственность.
Итак, приватизация станет возможна, если:
- у вас на руках есть договор найма служебного помещения;
- собственник жилья (ведомство, предприятие, учреждение) не против;
- стаж работы на данном предприятии – 10 и более лет;
- длительность фактического проживания в квартире – 10 и более лет;
- ранее вы не участвовали в бесплатной приватизации.
Если, кроме согласия владельца, все условия выполняются, вы в любой имеете право обратиться с соответствующим заявлением к работодателю и, если он разрешит (что происходит крайне редко), приступать к осуществлению процедуры.
Кто имеет право
Право на приватизации возникает у людей, проработавших 10 и более лет в одной из следующих сфер:
- бюджетной (врачи, учителя, депутаты и другие);
- силовом ведомстве (сотрудники МЧС, ФСБ, МВД);
- на государственной службе (судьи, таможенники);
- сельскохозяйственной или природоохранительной (рыбаки, лесники и т.д.).
Преимуществом обладают узкопрофильные специалисты, которым стараются создать все условия для увеличения продуктивности деятельности, поэтому эти люди могут приватизировать служебную квартиру уже спустя 5 лет работы на предприятии ее выдавшем.
Так государственные учреждения пытаются осуществить привлечение ценных перспективных кадров на работу в регионах.
Договор найма служебного помещения
Въехать на ПМЖ в специализированное жилье может только официально оформленный сотрудник и только после подписания договора найма служебного помещений (ордера). Это единственный документ, на основании которого у работника и его семьи возникает право на проживание в служебной квартире.
Договор найма должен обязательно иметь письменную форму, устные договоренности о предоставлении жилья не имеют юридической силы. Все подобные документы являются срочными, поэтому в них обязательно должен быть указан период действия (либо конкретная дата, либо период пока Гражданин работает на предприятии).
По истечению срока, работник и его семья должны выехать из занимаемой жилплощади, если в условиях не указано иное.
Договор найма должен обязательно содержать информацию:
- о предмете найма (адрес, общая площадь и другие технические характеристики жилья)
- о правах и обязанностях сторон
- о количестве жильцов (наниматель полюс все члены его семьи, в том числе и родившиеся в данной квартире).
- о сроках договора и основаниях для его прекращения.
Ненадлежащее исполнение условий договора найма сотрудникам или членами его семьи дает работодателю право на досрочное расторжение соглашения в одностороннем порядке и выставления квартирантам требования о выселении.
Скачать образец договора найма жилого помещения
Порядок и Процедура приватизации служебного жилья, квартиры
Приватизация служебного жилья должна начинаться с его перевода из специального в муниципального, поэтому прежде всего необходимо заручиться согласием владельца квартиры.
Если руководство предприятия не желает удовлетворять требования сотрудника (что логично — редко кто готов просто так добровольно расстаться с недвижимостью) последний может попробовать получить разрешение на приватизацию в судебном порядке (шансы небольшие, но при наличии веских оснований они все-таки есть).
Порядок
Если вы решили переоформить в собственность служебную квартиру запаситесь терпением и начинайте действовать в следующем порядке:
- Шаг 1. Получаем разрешение у владельца жилья;
- Шаг 2. Меняем статус квартиры со «специального» на «муниципальный»;
- Шаг 3. Подготавливаем техническую и кадастровую документации на объект недвижимости;
- Шаг 4. Составляем запрос и передаем его непосредственно в местную администрацию или через сотрудников ГБУ «Мои документы»;
- Шаг 5. Обращаемся в Росреестр для переоформления прав собственности и получения свидетельства.
После того, как служебная квартира будет переведена в муниципальную согбенность, приватизация будет осуществляться в общем порядке.
Процедура
Перевод служебного жилья в частную собственность процесс сложный и энергозатратный, поэтому к каждому этапу следует максимально внимательно и ответственно.
Приватизация служебного жилья: миф или реальность?
ведущий Юрисконсульт
Источник: журнал «Жилищное право»
Цены на Недвижимость в нашей стране очень высокие, и далеко не каждый может позволить себе приобрести жилплощадь в собственность.
Многие стараются выйти из ситуации и берут кредиты, кто-то вступает в ипотечную программу, но у большей части населения не хватает средств даже на вступительный взнос.
Бюджетные организации идут навстречу населению и предоставляют своим сотрудникам служебные квартиры.
Служебное жилье — это квартиры, которые принадлежат конкретной организации или государственному учреждению и предоставляются сотрудникам для временного проживания.
С работником заключается договор найма служебного жилого помещения, который не может превышать Срок службы сотрудника, указанный в контракте или трудовом договоре.
Таким образом, ведомственное жилье — временное решение проблемы и не дает уверенности, что завтра работника не уволят и не попросят освободить помещение.
Более того, служебные квартиры привязывают работника к рабочему месту в конкретной организации в конкретном регионе и ставят человека в полную зависимость от работодателя. Таким образом, приватизация служебной недвижимости является одной из самых актуальных и острых проблем, так как получить ее в собственность практически невозможно.
В Жилищном кодексе РФ не предусмотрено процедуры приватизации служебного жилья, а в части 1 статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что служебные квартиры входят в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Однако, несмотря на общее правило о запрете приватизации служебного жилья, законодательство РФ все же допускает определенную свободу действий в этой сфере.
В законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» есть лазейка, а именно: в соответствии с пунктом 2 статьи 4 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников могут принять решение о приватизации по собственной инициативе. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П вышеуказанная норма признана не противоречащей Конституции РФ, и соответственно, дает право собственнику муниципального жилищного фонда при реализации своего права по основаниям, на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Но при условии, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
Таким образом, одним из вариантов решения проблемы приватизации служебного жилья является издание собственником муниципального жилищного фонда нормативного правового акта, касающегося принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Основанием для издания такого правового акта является заявление нанимателя служебного жилого помещения либо инициатива собственника муниципального жилищного фонда.
Однако положительное решение о приватизации — право, а не обязанность собственников помещений, и является скорее исключением, чем правилом.
Можно приватизировать служебное Жилое помещение, которое было добровольно передано органам местного управления государственным или муниципальным предприятием, учреждением, например, в связи с ликвидацией или реорганизацией МУП, ГУП либо в связи с отсутствием возможности нести расходы на содержание помещений.
В таком случае жилое помещение утрачивает статус «служебное» и подлежит приватизации как жилье, предоставленное по договору социального найма.
Аналогичной позиции придерживается Верховный суд РФ: в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.
Но даже при такой четкой регламентации органы местного самоуправления не всегда идут навстречу гражданам, и дело приходится решать в суде. Судебная практика в данном случае выступает на стороне граждан.
Читайте также: Можно ли вернуть в магазин лакокрасочные изделия вопрос по праву
Приватизация служебного жилья: возможно ли, условия, пошаговый порядок
В большинстве случаев приватизация служебного жилья считается незаконной, поскольку это запрещено ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации…». Но эту статью можно обойти и получить служебную квартиру в собственность, если знать, как это сделать в рамках правового поля.
Я Юрист по приватизации. В этой статье я расскажу, когда можно приватизировать служебное жилье в 2022 году и что для этого понадобится. Также вы узнаете об особенностях приватизации квартир сотрудниками МВД, прокуратуры, медицинскими и другими работниками.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.
Какое жилье считается служебным
Служебное жилье – это помещение, предоставленное работнику для постоянного проживания на время действия трудового договора. То есть если договор заключен на пять лет, то и жить там можно ровно столько же. Если же он бессрочный, то право пользования жильем остается до увольнения.
Вопросы приватизации служебного жилья регламентируется Жилищным кодексом и Законом №1541-1.
Что там указано:
- В ст. 4 Закона №1541-1 говорится, что не подлежат приватизации помещения в аварийных домах, закрытых военных городках, или предоставленные как служебное жилье. Исключение – жилищный фонд совхозов или расположенный в сельской местности: его приватизировать можно.
- Приватизировать служебную квартиру можно только с согласия собственника. Но для начала он должен передать дом в собственность муниципалитета. Если же жилье находится у предприятия по праву оперативного управления или хозяйственного ведения, сначала перевод в муниципальную собственность согласовывается с владельцем.
- Жилье из специализированного жилищного фонда приватизировать нельзя, но это можно обойти законно.
- К специализированному фонду относятся служебные квартиры, общежития; жилье в домах социального обслуживания граждан, или предназначенное для детей-сирот, социальной защиты отдельной категории лиц (ст. 91 ЖК РФ).
Собственник может принять решение о переводе недвижимости в муниципальную собственность по заявлению работника или администрации. Но это его право, а не обязанность: если он против, может отказаться от этого на законных основаниях.
Приватизация служебного жилья: миф или реальность?
Оформление служебной квартиры в собственность может стать реальностью, если собственник-работодатель согласен передать права на нее в муниципалитет. Администрация, скорее всего, не откажется от этого, но для владельца недвижимости особых преимуществ от этого не будет.
Например, ему не придется платить имущественный Налог, но ЗАТО он не сможет обеспечивать новых сотрудников жильем, отчего престиж компании может понизиться.
Альтернативный вариант – приватизация служебного жилья государственного или муниципального учреждения, которое реорганизуется или ликвидируется, либо не может нести расходы на его содержание. Это более реально. Если собственник не против, недвижимость будет передана на баланс администрации.
Вот что говорится в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 года:
«Передача служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения: они перестают быть служебными и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, занимающие указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации».
Условия приватизации служебного жилья
Вы можете приватизировать служебное жилье из муниципальной собственности, если оно уже переведено на баланс администрации.
Для этого важно соблюдать несколько условий:
- Право на приватизацию ранее не использовалось. Исключение – если вы приватизировали недвижимость до 18 лет: после совершеннолетия это можно сделать повторно.
- У вас нет другого жилья в собственности.
- Дом, в котором находится квартира, не признан аварийным.
- Вы зарегистрированы по адресу приватизируемой жилплощади.
- Есть договор найма.
В некоторых случаях особенности приватизации служебного жилья зависят от того, где именно работает человек.
Приватизация жилья отдельными категориями работников
В судебной практике есть много интересных случаев, когда сотрудникам правоохранительных органов и других учреждений все же удавалось приватизировать служебное жилье. Там в законах тоже есть маленькие хитрости.
Разберемся во всем детально.
Медицинские работники
Медики могут приватизировать служебное жилье, если оно предоставлено по договору социального найма, и в Росреестре не числится в качестве служебного.
Важную роль играет и стаж работы: например, в Сахалинской области нужен стаж от 10 до 20 лет в зависимости от места работы (Постановление Правительства Сахалинской области от 18 июля 2015 г. № 281).
В каждом регионе свои правила, нужно смотреть в первую очередь их.
Если же администрация отказывает в приватизации, это можно сделать через суд. Вот один из таких примеров:
Женщина обратилась в суд с иском о приватизации, ответчиком выступала администрация. В обоснование требований она указала, что является нанимателем специализированного жилого помещения, предоставленного ей в связи с трудовыми отношениями (медработник).
В приватизации ей отказали, поскольку она не предоставила документ, подтверждающий, что ранее она такое право не использовала. Также отказ был связан с недостаточным стажем для участия в процедуре – 15 лет.
Приватизация служебного жилья
Для начала необходимо проанализировать положения нормативно-правовых актов в сфере предоставления служебных жилых помещений и их приватизации. По общему правилу приватизация служебных жилых помещений запрещена.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Если рассматривать законодательство, регулирующее приватизацию служебного жилья работниками конкретных органов государственной власти, то во всех нормативно-правовых актах жилые помещения предоставляются лишь временно, а после завершения государственной службы, представительства в органах законодательной власти и т.д. наниматель обязан освободить жилое помещение.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 08.05.
1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» прекратившие исполнение полномочий член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение, предоставленное в соответствии с частью первой настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством.
Запрет на приватизацию предусмотрен во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих жилые помещения в служебное пользование. Каким же образом можно приватизировать служебное жилье?
Первая возможность, которую предоставляет закон, — это возможность договориться с собственником жилого фонда о разрешении приватизации жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст.
4 Закона РФ от 04.07.
1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Но собственник жилищного фонда не всегда готов разрешить приватизацию служебного жилого помещения, ему это просто невыгодно. Что же делать в таком случае?
В законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила, а также имеется положительная судебная практика по приватизации служебного жилья.
Для начала необходимо дать определение понятию служебного жилого помещения. В Жилищном кодексе отсутствует законодательное определение понятия «служебное жилое помещение», однако указано назначение жилого помещения.
Исходя из ст.
93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные жилые помещения отнесены к специализированному жилому фонду, что немаловажно знать, так как право выселять нанимателей из такого жилого помещения ограниченно жилищным законодательством.
Первое такое исключение регулируется ст. 103 Жилищного кодекса.
Согласно ч. 2 ст.
103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
- пенсионеры по старости;
- члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
- инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Читайте также: Отсрочка по уплате налогов
Таким образом, при выселении вышеуказанных категорий граждан им должны быть предоставлены иные жилые помещения.
Вторая группа исключений связана с периодом предоставления служебного жилья.
По вопросу о признании права на приватизацию служебного жилого помещения
По вопросу о признании права на приватизацию служебного жилого помещения
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, при прохождении службы, назначении на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации). Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст.
8 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.
Согласно требований ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Требованиями статьи 2 Закона Российской Федерации от 04.07.
1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
Согласно пункту 16 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 № 897, служебное жилое помещение не подлежит приватизации, бронированию, обмену, сдаче в поднаем, переустройству и перепланировке.
Поскольку в рамках правового регулирования отношений собственности Право собственности в силу Конституции Российской Федерации (статья 71, пункт «в»; статья 55, часть 3) может быть ограничено федеральным законодателем в установленных ею целях, то есть с учетом основных конституционных ценностей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 6-П), соответственно, федеральным законом может быть ограничено и право граждан на получение жилых помещений в собственность в процессе приватизации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П, от 24 октября 2000 года N 13-П и от 15 июня 2006 года N 6-П).
Таким образом, из содержания указанных выше правовых норм и правоприменительной практики следует, что служебные жилые помещения, в установленном порядке признанные служебными и являющиеся государственной собственностью, не подлежат приватизации, в связи с чем, правовых оснований для признания права на приватизацию лиц, занимающих специализированные жилые помещения на основании договоров найма служебного жилого помещения, не имеется.
Заместитель начальника отдела ПУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю подполковник внутренней службы Г.Р. Гумерова
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 5-КГ13-18 Суд отменил принятые по делу судебные акты и принял новое решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку служебные жилые помещения, которые были закреплены за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Пчелинцевой Л.М. и Гетман Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 г. дело по иску Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. к Департаменту жилищной политикии жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по кассационной жалобе Негробова В.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Негробова В.И. и его представителя Боголюбского С.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Эльдарова А.М., полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что Негробову В.И. в связи с его работой в жилищно-эксплуатационной комендатуре № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (далее — комендатура № … ЖКО КЭУ г.
Москвы), находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, на основании служебного ордера, выданного Ленинским исполкомом г. Москвы 16 апреля 1992 г. на состав семьи из четырех человек (Негробов В.И., его жена Негробова Л.H., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.
), была предоставлена трехкомнатная квартира, находящаяся по адресу: г. …. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г.
№ 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.
Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решения об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.
Дело рассматривалось судами неоднократно.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Негробов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Негробова В.И. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 29 декабря 2012 г.
дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 апреля 2013 г.
Кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и второй инстанций, которые выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 февраля 1983 г. Негробов В.И. был принят на работу в комендатуру № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы … дежурным по ЦТП. Указанная комендатура находилась в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
16 апреля 1992 г. Ленинским исполкомом г. Москвы Негробову В.И. на состав семьи из четырех человек (он, его жена Негробова Л.Н., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.) был выдан служебный ордер на право занятия трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. …, общей площадью 68,6 кв.м., жилой площадью 46,2 кв.м.
На основании служебного ордера истцы были зарегистрированы в квартире, в отношении которой возник спор.
Читайте также: Перевод в пределах одного учреждения
В 1995 году Негробов В.И. уволился из комендатуры № … ЖКО КЭУ г. Москвы.
На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжали проживать в спорной квартире.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца не состоит, свое право на однократную бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. не реализовали.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г.
№ 536-ПП «О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ в собственность города Москвы в 2005-2006 годах» и распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июня 2006 г. № 1763-р жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. .
.., в котором находится спорное жилое помещение, с 1 июля 2007 г. передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. В деле имеется акт приема-передачи указанного жилого многоквартирного дома от 1 апреля 2007 г. (л.д. 72-74).
В связи с передачей в государственную собственность г. Москвы объектов жилого фонда, относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Государственного учреждения комендатуры № … ЖКО КЭУ г.
Москвы, приказом начальника квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы от 19 ноября 2007 г. № 431, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации Государственное учреждение комендатура № … ЖКО КЭУ г.
Москвы было расформировано (л.д. 137).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд с учетом положений постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г.
№ 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» исходил из того, что право собственности г.
Москвы на спорное жилое помещение на момент рассмотрения дела в суде зарегистрировано не было, решение об исключении занимаемой истцами квартиры из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не издавалось, то есть правовой режим спорной квартиры изменен не был.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Негробова В.И. не состоит, поэтому права на предоставление занимаемого жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, на его приватизацию не имеет.
С данными выводами согласился суд второй инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда первой и второй инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к отношениям сторон.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г.
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Приведенные выше разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судом при разрешении спора применительно к правоотношениям сторон учтены не были, как не было учтено и то обстоятельство, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судом были установлены. В частности, то, что занимаемое истцами жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное им в качестве служебного, впоследствии было передано в собственность г. Москвы.
Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Истцы же, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность г.
Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст.
2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их Иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Таким образом, доводы суда о том, что семья Негробова В.И. на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, а потому не имеет права занимать спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, являются несостоятельными. Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г.
№ 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г.
№ 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», на которое ссылались суды первой и второй инстанций в обоснование своих выводов, к возникшим между сторонами отношениям не может применяться, так как изначально спорная квартира собственностью г. Москвы не являлась. Негробов В.И., работая в комендатуре № … ЖКО КЭУ г. Москвы, находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в трудовых отношениях с органом государственной власти г. Москвы, иным государственным органом г. Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет бюджета г. Москвы, не состоял.
В связи с изложенным вынесенные по настоящему делу судебные постановления судов первой и второй инстанций Судебная коллегия признает незаконными.
Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истцов, что является в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для их отмены.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения, и удовлетворить иск Негробова В.И., Негробова Е.В., Негробова А.В., поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. удовлетворить.
Признать за Негробовым В.И., Негробовой Е.В., Негробовым А.В. право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: г. …, по 1/3 доли за каждым.
Председательствующий | Горшков В.В. |
Заявители обратились в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска было указано, что дом, в котором находится спорное помещение, был передан от Минобороны России в собственность субъекта Федерации. На обращение заявителей по вопросу приватизации уполномоченный орган ответил, что жилое помещение является служебным и приватизации не подлежит.
- Согласно ранее сформулированным разъяснениям ВС РФ, факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности, в муниципальную предполагает изменение статуса жилого помещения.
- Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам соцнайма.
- В связи с этим граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации.
- Данные разъяснения судом при разрешении спора учтены не были.
- С учетом изложенного иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.