Регистрация прав на недвижимость: основные нововведения, преимущества и недостатки + 3 совета собственнику как защитить свою недвижимость от мошенников


2 518 просмотров

Регистрация прав на недвижимость

В текущем году начали действовать уточнённые правила официального оформления и регистрация прав на недвижимость.

В 2016 году была отменена выдача бумажных свидетельств о регистрации квартир, гаражей, дач, земельных участков и другой недвижимости. Они больше не выдаются законным собственникам.

Так как принятые нововведения могут затронуть личные интересы любого из нас, возникает закономерный вопрос: «Хорошо ли это для рядового обывателя или плохо?». Попытаемся дать на него ответ.

В этой статье

Старые правила при оформлении недвижимости – порядок до 2017 года

Ранее действовали два одинаковых правила государственного оформления недвижимости, фактически дублирующие друг друга. Так как нельзя оформить своё законное право на любую недвижимость, не поставив её предварительно на кадастровый учёт, приходилось действовать в два этапа.

Первый заключался в подготовке бумаг и подаче их для кадастрового учёта и последующего отображения соответствующей информации электронной базе, именуемой государственным кадастром недвижимости.

Второй этап состоял в сборе документов и подаче их в соответствующий орган для внесения информации о регистрируемой сделке в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП).

Причём в обеих базах сведения по существу дублировались, хотя присутствовал и ряд различных сведений. Старый алгоритм был довольно сложным и долгим, а его выполнение порождало немало противоречий.

Цель принятых нововведений состоит в дальнейшем упрощении бюрократической процедуры государственного оформления недвижимости в собственность, сокращении времени её выполнения и повышении персональной ответственности чиновников, выполняющих этот сложный и важный вид работ.

Регистрация права собственности на недвижимость: основные нововведения

Выдача свидетельства, подтверждающего регистрацию права на недвижимость, изготовленное на листе формата «А 4» «розового» и «зелёного» цвета с защитной голограммой, собственнику, больше не производится.

Теперь подтверждение наличия собственности осуществляется путём заказа и последующего получения справки из электронного реестра, именуемой выпиской. Правда эта выписка имеет следующие особенности:

  1. Она имеет ограниченный период легитимности (действительности или «свежести»), при этом наличие свидетельства на бумажном листе в случае отчуждения недвижимости не освобождает собственника от необходимости получения «свежей» выписки
  2.  Выписку может получить любой человек, заявив себя заинтересованным лицом

Официальное оформление любой купленной недвижимости разрешено делать в любой местности нашей необъятной Родины (ранее такое оформление разрешалось осуществлять только в месте размещения приобретаемой недвижимости).

Сейчас, например, проживая в Рязани, вы купили на Дальнем Востоке гектар земли, то официально оформить это приобретение можно по месту жительства, то есть в Рязани.

Теперь подача документов может быть произведена не только в бумажном виде, но и в электронной форме (раньше только на бумаге, включая МФЦ).

Не представляется возможным официально оформить своё законное право на принадлежащее вам имущество (квартиру, дом, гараж и пр.), без наличия соответствующей записи в кадастровом реестре.

Ранее собственнику приходилось сначала потратить силы, время и деньги, чтобы объект считался официально учтённым (а до этого времени, например, ваш участок на самом деле есть, а по чиновничьим меркам его как будто нет).

Примечание! Теперь процессы постановки на кадастровый учёт объекта недвижимости и его регистрации объединены и должны выполняться одновременно без вашего участия.

Данное нововведение означает право каждого собственника обратиться с одной бумагой (заявлением) на одновременное выполнение двух действий: регистрацию прав собственности и постановку недвижимости на кадастровый учёт (до 2017 года эти действия выполнялись строго последовательно одно за другим, на что уходило немало времени и нервов).

Для постановки на государственный учёт вашего садового жилища требуется оформить межевой план, технический план или акт обследования, которые оформляются только кадастровым инженером за ваши деньги.

Если, для регистрации постройки на вашем дачном участке до 2017 года требовалось максимум три документа (заявление, декларация на постройку, правоустанавливающие документы), то теперь требуется минимум четыре документа (а иногда и больше).

Оформить собственность теперь можно будет за более короткое время, а именно: кадастровое оформление – не более 5 рабочих дней (7 рабочих дней через МФЦ), а регистрация – не более 7 рабочих дней (9 рабочих дней через МФЦ).

Раньше на каждый этап оформления отводилось по 10 рабочих дней (12 рабочих дней через МФЦ).

Определена ответственность органа регистрации за их ошибки или незаконный отказ в регистрации недвижимости.

Введено электронное взаимодействие между чиновниками, занимающимися вопросами регистрации, которое должно осуществляться без участия заявителя.

Запись о вашей собственности и её владельце невозможно удалить из электронного регистра.

Выполнение действий по оформлению (переоформлению), принадлежащей вам собственности, можно запретить при отсутствии вашего письменного согласия. Для этой цели необходимо подать заявление.

4 основных преимущества регистрации недвижимости по новым правилам

Что хорошего или плохого принесут нововведения для собственников? Есть ли ощутимые преимущества?

По мнению народных избранников и прессы, принятые нововведения позволят получить собственникам недвижимости следующие преимущества.

Преимущество № 1. Упрощенное получение информации об объекте недвижимости

Получение выписки любым человеком позволит приобретателю недвижимости самостоятельно контролировать чистоту и легитимность планируемой сделки, что может исключить невосполнимые финансовые траты.

Преимущество № 2. Регистрация сделки с недвижимостью в любом регионе РФ

Возможность оформления приобретаемого объекта недвижимости не по месту его расположения, объединение процессов кадастрового учёта и регистрации, а также уменьшение времени их выполнения чиновниками позволяет существенно экономить время и деньги приобретателя, затрачиваемые на эти цели.

Преимущество № 3. Обязательное установление границ земельного участка

Проведя работы по оформлению плана межевания и других документов, собственник дачи юридически ограждён от каких-либо посягательств на размеры принадлежащего ему участка.

Преимущество № 4. Электронный документооборот

Возможность электронной регистрации и электронного взаимодействия в целом позволяют значительно упростить бумажные процедуры оформления недвижимости в собственность.

Отрицательные стороны изменений при оформлении продажи недвижимости

Однако с принятием закона не все экспертное сообщество согласно с вышеизложенными преимуществами.

Ряд специалистов утверждают, что принятые нововведения не улучшат жизнь законным собственникам, так как они, прежде всего, не исключают наличие условий для мошенничества, тем самым повышая риск лишиться права собственности.

К таким условиям следует отнести следующие моменты.

Риск № 1. Выписка из ЕГРП или вся информация об объекте недвижимости в руках мошенников

Бесконтрольное получение электронной выписки любому человеку позволит планировать мошенникам преступные схемы по незаконному отчуждению недвижимости вполне законными способами.

Так, мошенник, находясь в Хабаровске, там же оформляет продажу вашей московской квартиры. Узнав об этом неприятном факте вам необходимо срочно вылететь в Хабаровск для обращения в местные правоохранительные органы (в Москве полиция и суд не примут заявление на такое мошенничество).

Пока вы собираете деньги на проезд и добираетесь туда, вашу квартиру срочно перепродают новому покупателю, который ничего может не знать о таком мошенничестве. Теперь вам будет очень и очень сложно оспорить сделку заключенную уже с новым добропорядочным покупателем.

Риск № 2. Мошеннические схемы

Электронная база по недвижимости будет заполняться вручную, что не может исключить наличие коррупционной составляющей.

Например, мошенник может преднамеренно записать вашу собственность на имя другого человека, который находясь в сговоре с ним, продаст её, минуя вас.

Риск № 3. Исправление технических ошибок в базе недвижимости силами собственника

В законодательстве отсутствует норма, согласно которой была бы ясность относительно действий при допущении технических ошибок в ходе заполнения электронной базы недвижимости.

Ошибку допустили не вы, а чиновник, заполнявший базу, а страдать будете вы.

Например, ваш участок площадью 6 соток записан как территория в один га и вам выставят непомерный налог за него. А исправить эту техническую ошибку можно только через суд. А это время, нервы и деньги.

Риск № 4. Ошибки в межевом плане при наложении границ земельного участка

Аппликация вашего участка в межевом плане ошибочно выполнена так, что он перекрывает чужой участок или общую дорогу. Вы не виноваты в этом, но вы автоматически лишены права продать, подарить или заложить законно принадлежащий вам земельный участок.

Остаётся один только выход – обращаться в суд, доказывая, что это не ваша вина. Зачастую это сделать очень трудно, ведь с вами межевой план не согласовывался, а кадастрового инженера, выполнявшего эти работы, уже не найти.

Риск № 5. Слабая защита электронной базы данных объектов недвижимости

Электронные базы слабо защищены, могут подвергаться хакерским атакам, могут быть похищены и свободно продаваться на рынках, что может создавать реальную угрозу для любого собственника недвижимости.

Как защититься от рисков, обусловленных нововведениями: 3 совета собственнику

Эксперты считают, что веских оснований для большой паники пока нет. Вот несколько советов по надзору за своей недвижимостью.

Совет № 1. Храните старое свидетельство о госрегистрации права

При наличии бумажного свидетельства о праве собственности не нужно его выбрасывать в мусорное ведро, лучше убрать в надёжное место. Этот документ может оказаться порой единственным свидетельством о законном владении вашей собственностью.

Совет № 2. Периодически заказывайте выписку о зарегистрированных правах

В конце каждого года целесообразно предусмотреть выделение из семейного бюджета денежных средств на заказ и получение «свежей» выписки из реестра на вашу собственность с целью отсутствия с ней каких-либо неприятностей. Её стоимость на бумаге – 750 руб., а в электронном виде – 300 руб. Эти затраты позволят убедиться, например, что квартира, в которой вы проживаете, принадлежит именно вам.

Совет № 3. Напишите заявление об отчуждении недвижимости с вашим личным участием

На всякий случай подготовить и направить через МФЦ или в электронном порядке в орган регистрации недвижимости заявление с просьбой осуществлять отчуждение принадлежащей вам недвижимости только по месту вашего фактического проживания и с вашим личным присутствием.

Это тоже время, нервы и денежные траты, но при мошенничестве с вашей недвижимостью вам не надо никуда ездить, судиться можете по месту проживания.

Заключительные положения

Относительно отмены выдачи свидетельства в бумажном виде следует отметить, что можно было бы этого и не делать, а пойти другим путём.

Например, такой документ на бумаге выдаётся только по желанию собственника с последующим оформлением за деньги приобретателя недвижимости (траты на бумагу, оформление и элементы защиты от подделки и пр.).

При этом получение такого документа должно означать, что дальнейшие сделки могут осуществляться только по месту его выдачи и при личном присутствии собственника. Такой вариант мог бы успокоить часть собственников, относящихся с недоверием к принятым нововведениям, а федеральная казна  получила дополнительный доход.

Любое другое лицо, доверяющее нововведениям полностью, может не заказывать и не получать такой документ. Удачи вам!

Поделиться:

Остались вопросы, задавайте!

avatar
  Подписаться  
Уведомление о