Способы продажи имущества государственных предприятий




Как продать муниципальное имущество без торгов

Способы продажи имущества государственных предприятий

В современной экономической системе отношений, муниципальные органы власти занимают довольно скромное место, так как в основном все формы хозяйствования сосредоточены в России, где порядка 70 — 80% занимает государственный сектор (или частно — государственный), порядка 18 % частный бизнес и на муниципальный сектор приходится всего лишь 1-2 % национальной экономики. Тем не менее, именно муниципалитеты являются той основой, на которой создается повседневная жизнь и быт большинства граждан, и значение органов местной власти в управлении местной (региональной) экономикой трудно переоценить.

Однако существующая в настоящее время система распределения государственных полномочий между федеральным центром, региональным уровнем власти и муниципалитетами создала такое положение, в котором на долю муниципальных образований приходится очень малая часть тех доходов (в виде налогов всех видов), которые составляют общегосударственный бюджет.

В этих условиях многие муниципальные образования вынуждены идти по пути изыскания дополнительных источников дохода в свои бюджеты.

В рамках существующего законодательства, одним из таких методов является эффективное управление муниципальным имуществом, в том числе и его продажа, приватизация или безвозмездное пользование муниципальным имуществом без проведения торгов

Согласно положениям норм законов таких, например, как ФЗ 44 и ФЗ 223, а также многими постановлениями Правительства и ФАС (Антимонопольной службы), реализация права муниципалитетов на отчуждение практически любого имущества должно проходить на конкурсной основе.

Это очень  эффективная и удобная схема для того, чтобы продать непрофильное имущество местных органов власти, когда на конкурсной основе, можно за порядком устаревший объект недвижимости или земельный участок, получить неплохие деньги.

Но это возможно только в том случае, если конкурсные торги признаны состоявшимися и интерес к этому активу был больше чем у одного участника.

А что делать, если нет, желающих участвовать в конкурсных торгах или аукционах на имущество, от которого хотел бы избавиться город или поселок.

Для этих случаев существует несколько методов таких, как приватизация, продажа или предоставление муниципального имущества без торгов, без конкурсов и аукционов.

В этой статье будет рассказано о том, как продается и осуществляется передача муниципального имущества без торгов, на какой правовой базе строится такая система отношений и как такие схемы реализуются на практике.

Условия продажи и предоставление муниципального имущества без проведения торгов

Условия продажи и реализация муниципального имущества без проведения торгов регламентируются многими положениями федерального законодательства, начиная от Конституции РФ, закрепляющая за муниципалитетами право распоряжения своей собственностью, нормами закона ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и многими  отраслевыми нормативными актами.

В общем виде передача муниципального имущества безвозмездно без торгов или продажа муниципального имущества может быть реализована в следующих случаях:

  • продажа имущества товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения, продажа муниципального имущества
  • муниципальным компаниям и предприятиям
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.
  • продажа муниципального имущества.

Кроме того, имущество может быть продано без торгов и заключены муниципальные контракты без торгов на бессрочную аренду любым лицам, если:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м или не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Полномочия муниципалитетов по торгам имуществом

Также в некоторых случаях муниципалитеты имеют право передавать имущество муниципальных предприятий или компаний, принадлежащих им на праве собственности в долгосрочный лизинг, что по своей сути представляет продажу имущества в рассрочку.

Как выкупается муниципальное имущество

Чтобы было понятно, как работает вся эта система на практике, следует рассмотреть некоторые моменты системы реализации и отчуждение муниципального имущества без торгов, подробнее.

Источник: http://tv-bis.ru/torgi/698-kak-prodat-munitsipalnoe-imushhestvo-bez-torgov.html

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

Способы продажи имущества государственных предприятий

Финансовый кризис и нестабильная экономическая ситуация в стране привели к тому, что государство вынуждено вести поиск дополнительных способов пополнения бюджета.

Одним из источников финансирования местного бюджета является доход от продажи муниципальной собственности на аукционе.

При продаже недвижимости власти должны неукоснительно следовать законодательным положениям ведения торгов и обеспечивать равенство россиян на участие в приватизации государственной собственности.

Что говорится в законе?

В соответствии с действующим законодательством реализация прав на муниципальную собственность должна производиться путём организации открытого аукциона, позволяющего коммерческим организациям или физическим лицам приватизировать государственное имущество.

Процедура приватизации представляет собой передачу прав на имущество федеральных или местных властей, осуществляемую на возмездной основе. Она основана на принципах открытости функционирования инстанций разных уровней и равенстве всех граждан, изъявивших желание приобрести часть госсобственности.

На аукционе может быть продана:

  • Земельный участок;
  • Здания любого назначения;
  • Зарубежная недвижимость и ценности, находящиеся в собственности РФ;
  • Ресурсы недропользования;
  • Ценные бумаги, принадлежащие государству или выпущенные им.
Рекомендуем!  Статья за поджог чужого имущества

Законодательство разрешает осуществлять организацию аукционов исключительно уполномоченным структурам. В противном случае, сделка будет признана ничтожной. Специализированные инстанции, организующие торги, могут защищать и отстаивать муниципальные имущественные интересы, и вправе подать иск при их несоблюдении.

Кто может стать участником аукциона?

В соответствии с действующим законодательством принять участие в покупке государственного имущества могут обычные граждане и организации. Однако, для некоторых категорий граждан предусмотрен запрет, направленный на защиту конституционного строя.

В частности, речь идёт о:

  • Унитарные предприятия;
  • Органы власти;
  • Юридические лица, более 25% уставного капитала которых принадлежит государству.

Ограничения не действуют в том случае, если владелец сооружений производит выкуп земель, на которых стоят постройки.

Акционерные общества, акции которых реализуются на аукционе, также не могут принять участие в торгах.

Если после передачи прав на имущество будет установлена неправомерность участника (покупателя), итоги аукциона аннулируются, а сделка по приобретению имущества становится недействительной.

Особенности проведения открытого аукциона

Законом установлено, что реализация собственности муниципалитетов и государства путём проведения аукциона, должна начинаться с проведения подготовительных мероприятий, включающих следующие этапы:

  • Первоначальное определение стоимости реализуемого имущества;
  • Установление пунктов, касающихся внесения денежных средств и погашения задаточной части выкупной цены госсобственности или прав на неё;
  • Определение даты и места проведения открытого аукциона, временного промежутка для открытия и закрытия торгов, а также даты окончания приёма заявок от участников;
  • Организация и публикация сообщений, призванных сообщить потенциальным участникам о проведении аукциона;
  • Приём, регистрация и учёт заявок от потенциальных участников торгов;
  • Проверка подлинности бумаг, предоставленных потенциальными участниками;
  • Составление перечня участников аукциона из числа лиц, подавших заявки;
  • Назначение лица, которое будет проводить торги.

За некоторое время до начала открытого аукциона, на ресурсах сети интернет публикуется информационное объявление.

Оно содержит основные требования к потенциальным участникам, порядок и сроки оплаты гарантийного взноса, реквизиты банковской организации, наименование платежа и особенности процедуры возврата денежных средств.

Данное сообщение представляет собой публичную оферту, принятием которой является отправка заявок потенциальными участниками и оплата взносов.

Для того чтобы потенциальному покупателю был присвоен статус участника, ему необходимо правильно оформить и подать заявление, приложив полный перечень документов, обозначенных в публикации. Для подтверждения своего намеренья купить имущество, участник переводит на счёт организатора определённую сумму. Подтверждением данного действия является выписка со счёта продавца.

Заявки от потенциальных участников начинают приниматься не позднее 25 дней до момента формирования списка покупателей. Завершение приёма заявлений происходит за 3 дня до соответствующей даты. Все заявки, поступившие с нарушением сроков приёма, возвращаются отправителем с отметкой о причине отказа.

Поступившие заявки рассматриваются организатором мероприятия, а потенциальным покупателям присваивается статус участников. Процедура полностью протоколируется и включает список лиц, изъявивших желание приобрести право на госимущество.

Приём решения осуществляется в 5-дневный срок с момента окончания приёма заявлений. После завершения процедуры всем заявителям отправляются уведомления о присвоении соответствующего статуса, либо об отказе.

Оповещение вручается лично либо отправляется через почтовое отделение.

В соответствии с законодательством аукцион может быть открытого и закрытого типа.

Первый вариант предусматривает активность потенциальных покупателей путём подъёма карточек, что и доказывает готовность участника приобрести лот за обозначенную стоимость.

Закрытый аукцион подразумевает передачу запечатанных конвертов, содержащих размер выкупной стоимости, аукционисту.

По итогам аукциона определяется конечный покупатель, озвучивший самую высокую цену. Все результаты подлежат обязательному протоколированию.

Документ, содержащий информацию о победителе мероприятия, вручается конечному покупателю под расписку.

Денежные средства, внесённые победителем в качестве задатка, переводятся в бюджет, а взносы остальных участников возвращаются им в полном объёме.

По результатам мероприятия формируется информационное объявление, которое потом размещается на интернет-сайтах.

В течение 5 дней после завершения торгов победитель и организатор мероприятия оформляют сделку, предметом которой становится право собственности на имущество, проданное на аукционе.

Победитель переводит денежные средства на указанный банковский счёт, после чего они поступают в казну.

Если покупатель отказывается внести полную стоимость приобретённого имущества, это может повлечь за собой санкции, предусмотренные действующим законодательством.

Другие методы продажи муниципального имущества

В соответствии с действующим законодательством существуют и иные способы приобретения муниципального имущества, предусматривающие процедуру приватизации.

К ним относятся:

  • Внесение изменений в организационную форму компании, подразумевающей унитарное использование оборотных активов;
  • Продажа имущества в ходе специализированного аукциона или в результате организации конкурсных мероприятий;
  • Продажа имущества без указания конкретной стоимости или с использованием публичных оферт;
  • Передача имущества с целью пополнения капитала коммерческой организации;
  • Продажа ценных бумаг, находящихся в собственности государства, через доверительное лицо.

Имущественные комплексы унитарных организаций формируются в предпринимательские сообщества.

Если имеющегося имущества достаточно для образования акционерного общества, то государственная компания оформляется по соответствующему типу.

Если по результатам приватизации выясняется, что необходимый объём капитала отсутствует, унитарное предприятие реорганизуется в общество с ограниченной ответственностью.

Права на владение и распоряжение государственным имуществом не могут быть переданы субъектам и частным лицам с использованием метода, не предусмотренного действующим законодательством. Однако в юридической практике насчитывается масса примеров, когда потенциальным покупателям незаконно отказывают в праве приобретения госимущества.

Если вы считаете, что вам незаконно отказали в присвоении статуса участника, или был нарушен порядок проведения торгов, наши юристы готовы детально изучить ситуацию ответить на все вопросы. Наши эксперты подробно разъяснят следующие нюансы:

  • Кто имеет законное право на приобретение имущества в частную собственность;
  • Способы установления реализуемых предметов и их стоимости;
  • Особенности отправки уведомлений потенциальным покупателям, включая их порядок и сроки;
  • Требования, предъявляемые к оформлению итогов торгов;
  • Особенности подачи жалобы на действия государственных органов, ответственных за проведение аукциона.

Для того чтобы задать вопрос нашему юристу, вам не придётся часами колесить по городу в поисках квалифицированного специалиста, отвлекаться от важных дел и даже выходить из дома.

Вы можете просто позвонить нам, или описать свою проблему, заполнив краткую форму, размещённую на сайте.

Дистанционный способ общения не уступает по своей эффективности личной беседе с юристом, но позволяет сэкономить драгоценное время и избежать ненужных финансовых затрат.

Получить консультацию может любой желающий, независимо от пола, возраста, социального статуса, занимаемой должности и прочих индивидуальных особенностей.

Обширные познания в области действующего законодательства и многолетний практический опыт позволяют нашим специалистам обеспечивать максимальную эффективность каждой отдельной консультации.

Продажа муниципального имущества

Источник: https://myjus.ru/general-issues/prodazha-municipalnogo-imushhestva-na-aukcione/

Как приобрести государственное и муниципальное имущество на торгах

Способы продажи имущества государственных предприятий

  • Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности
  • Организация
  • Что требуется для участия в торгах
  • Как отозвать заявку
  • Подведение итогов торгов
  • Заключение

Нередко у частных организаций или у физических лиц возникает необходимость в приобретении государственного либо муниципального имущества. В рамках этого материала постараемся разобраться в том, как именно происходит реализация гос. собственности.

Для понимания процесса приобретения гос. объектов необходимо представлять, как и почему рассматриваемые объект подвергается продаже. Если изучить процедуру с точки зрения организации, то понять все тонкости этого процесса не составит труда.

Вся приведенная ниже информация будет приводится на основе выдержек из действующего законодательства. Таким образом в актуальности данного материала сомневаться не стоит, его можно использовать как своеобразную памятку.

Отметим, что в действующем законодательстве материал изложен в форме списка. Это не совсем удобно, так как материал достаточно объемный и найти в нем опорные моменты быстро весьма трудоемко. Мы же разделим весь объем на опорные разделы, где будем давать разъяснения.

Посредством чего осуществляется реализация гос. собственности

Продажа государственного и муниципального имущества осуществляется на торгах. Это достаточно удобно, так как имеет место конкуренция между потребителями.

Аукцион проводятся по принципу открытого набора участников. Однако есть случаи когда аукцион может быть признан недействительным.

Это происходит, если:

  • заявку на участие в аукционе по реализации гос. собственности подал один человек;
  • несмотря на достаточное количество заявок(более одной), на торги пришел только один человек;
  • отсутствует динамика развития аукциона с момента начального предложения.

Если аукцион не состоялся, то организаторы могут снизить начальную цену на приобретение муниципального или государственного имущества. Как правило, в таких случаях интерес со стороны покупателей увеличивается в разы.

Аукцион по продаже гос. собственности имеет двухстороннюю выгоду. Для покупателей это хорошая возможность выгодно вложится и купить неплохой гос. объект, а для продавцов возможность привлечения большого количества участников, что косвенно увеличивает начальное ценовое предложение.

Организация

Набор аукциона по продаже государственного или муниципального имущества проводится на основании заявок от претендентов. Период подачи заявок определяется организаторами аукциона, однако не должен быть меньше 25 дней.

После сбора заявок, организаторы аукциона на реализацию гос. объектов проверяют документы, предоставленные претендентами и принимают решение о допуске их к участию в торгах. Аукцион должен быть проведен в течении трех дней с момента утверждения участников.

Торги могут проводится в открытой форме и закрытой. Если текущая ставка поднимается публично в ходе проведения торгов, то имеет место первый вариант. При подаче предложений в письменном виде в закрытых конвертах аукцион — второй.

Отметим, что при открытой продаже гос. собственности должен быть установлен также фиксированный шаг повышения предложения. Это делается для уравнивания шансов всех участников аукциона.

Если мероприятие проводятся в закрытой форме, то предложения собираются в день подведения результатов аукциона. По решению организаторов предложение может быть принято при подаче заявки на участие.

Что требуется для участия в торгах

Итак, если вы решили по участвовать в аукционе по продаже государственного и муниципального имущества вам необходимо подготовить ряд документов и выполнить некоторые операции. Рассмотрим их по порядку.

  1. Подать заявку на участие в торгах государственного или муниципального. Заявка имеет стандартную форму, форму для ее написания следует взять у организаторов аукциона.
  2. Внести предварительный взнос, размер которого составляет 20% от первоначальной цены. Делается это для подтверждения намерений претендента. Факт оплаты подтверждается наличием квитанции.
  3. Предоставить перечень документов, которые требует организатор (документ подтверждающий личность, бланки о платежеспособности организации и т.д.).

Претендент может быть не допущен к участию в торгах по продаже государственного или муниципального имущества. Послужить такому решению могут следующие объективные основания:

  • представлен не весь перечень документов, которые организатор указал в информационном сообщении;
  • поданные документ выполнены не по форме, которая предусматривается действующим законодательством;
  • подача заявки осуществлена лицом, которое не имеет полномочий представлять конкретную организацию;
  • нет информационных данных о внесении предварительного взноса на счет организаторов аукциона.

Если одно из перечисленных оснований имеет место быть, то организаторы имеют полное право отказать претенденту. На практике, организаторы часто делают предупреждение перед тем, как переходить к более решительным действиям.

Как отозвать заявку

Иногда возникают ситуации в отзыве поданной заявки. Такое может случится, если человек нашел более выгодное предложение либо просто передумал. Отзыв осуществляется при помощи составления уведомления, которое выполняется в письменной форме.

Имущество банкротов — Как выгодно продать нежилое помещение в маленьких городках

Отметим, что обратиться к организатором аукциона по проведению торгов гос. имущества с просьбой о закрытии заявки можно до момента пока не состоялось утверждение заявок. В этом случае вам гарантированно вернут внесенный задаток.

А вот если вас утвердили в качестве участника и вы попросту не пришли на аукцион, то организаторы имеет полное право не возвращать задаток. Поэтому крайне рекомендуется хорошо подумать прежде чем участвовать в торгах.

Что касается количества заявок на участие, то одно лицо может подать только одну заявку. Это сделано для того, чтобы снизить факты намеренного срыва аукциона.

Подведение итогов торгов

После проведения аукциона победителю либо лицу представляющему его должно быть выдано официальное уведомление, согласно которому данное лицо признается победителем.

На основании этого документа выигравший торги по продаже гос. имущества должен заключить договор купли-продажи. На данную процедуру отводится 5 рабочих дней со дня проведения аукциона.

Если победитель аукциона не заключил договор, то фат продажи муниципального или государственного имущества признается недействительным. Это нужно обязательно иметь ввиду. Однако, если у вас просто возникли форс-мажорные обстоятельства можно поговорить с организаторами аукциона и прийти к компромиссу.

После определения победителя задатки основных участников возвращаются в период не позднее пяти рабочих дней. Так, что не стоит переживать о том, что если вы не стали победителем, то деньги вам не вернут. Просто организаторам аукциона нужно как-то страховаться от злоумышленников.

Передача собственности происходит в течении 30 рабочих дней со дня подписания договора купли-продажи. Такой срок устанавливается в связи с тем, что объекты государственного и муниципального владения могут быть достаточно большими и оформление может занять достаточно длительное время.

Заключение

Как видно из представленного материала реализация и процесс приобретения государственного или муниципального имущества на торгах не вызывает сложности. Попросту необходимо внимательно ознакомиться с регламентом аукциона, который предоставляют организаторы и предоставить весь перечень документов.

При возникновении сложностей воспользуйтесь услугами юриста. Хотя при условии изучения этого материала и собственной экономической грамотности он вам вряд ли понадобиться. Участвуйте в аукционах и эффективно вкладывайте свои денежные средства.

Источник: https://e-zaim.ru/gosudarstvennoe-imushhestvo/priobresti-gosudarstvennoe-i-munitsipal-noe-imushhestvo

Как продать имущество предприятия: процедура

Способы продажи имущества государственных предприятий

Когда встает вопрос, как продать имущество предприятия, самым распространенным и экономически выгодным вариантом станет прямая распродажа акций или долей учредителей. В чем преимущества данного способа, мы расскажем ниже.

Что делать, если появилась необходимость продать бизнес (ликвидировать предприятие или передать новому собственнику) или преобразовать его (изменить состав учредителей или приобрести активы), а на балансе организации числится «движимое» или «недвижимое» имущество (ст. 130 ГК РФ)? Выделяют два основных варианта сбыта:

  • Распродажа акций или долей в уставном капитале.
  • Продажа организации как имущественного комплекса (ст. 22 Федерального закона № 122-ФЗ).

Каждый из способов требует соблюдения предписанных законодательством правил, игнорирование и неисполнение которых может привести к несостоятельности сделки. Какие критерии следует учитывать при выборе того или иного варианта?

Выгода по налогу

С позиции рентабельности и налоговой оптимизации, первый вариант реализации компании больше распространен, поскольку такая продажа имущества предприятия не облагается НДС (ст. 146 НК РФ). В данном случае плательщиками налогов признаются разные учредители (акционеры), по каждому из которых ведется своя налоговая база.

Распродажа компании по долям не требует оплаты НДС.

Готовясь к сделке, необходимо учитывать не только необходимость уплаты налога, но и ряд других существенных факторов. К примеру, каков состав учредителей? Если компанию продают физлица, то каждый из них должен будет уплатить НДФЛ. Если учредители – юрлица, то они могут являться плательщиками единого налога или налога на прибыль.

Важную роль играет соотношение балансовой стоимости активов и размера уставного капитала. Если цифры приблизительно равны, то торговля акциями или долями сыграет на руку – учредители сэкономят на НДС, а с разницы между рыночной ценой компании и уставным капиталом оплатят налог на прибыль. Рассмотрим ситуацию на конкретных случаях.

  1. Уставной капитал – 2 млн рублей, активы – 3 млн рублей. За такую же сумму компания продается третьему лицу. НДС не платится, налог на прибыль составит 1 млн рублей.
  2. Уставной капитал – 100 тысяч рублей, активы – 3 млн рублей. Плательщиком НДС признается сама компания (ст. 158 НК РФ). Налог высчитывается по сумме различия между выручкой и стоимостью чистых активов. Если продаются доли, то за учредителями остается право снизить размер налога, но только на первоначальную стоимость их вклада.

Важную роль играет соотношение балансовой стоимости активов и размера уставного капитала.

С бюрократической точки зрения, процедура оформления купли-продажи акций или долей предприятия намного проще и дешевле, нежели второй вариант. В частности, продажа компании как имущественного комплекса требует подготовки документации и осуществления регистрационных действий (ст. 12, ст. 13 Федерального закона № 122-ФЗ; ст. 561, п. 2, ГК РФ).

Полагаясь на перечисленные выше критерии, разберем каждый из вариантов сбыта имущества детально.

Продажа акций или долей в уставном капитале

В большинстве случаев это не продажа бизнеса, а переход прав на организацию к новым собственникам. Об этом должен быть проинформирован каждый из участников общества. Те предприниматели, которые продали свои акции или доли, подлежат налогообложению. Его размер высчитывается с учетом правового статуса: юрлицо или физлицо.

К числу базисных документов, необходимых для проведения данного типа купли-продажи, относятся (ст. 561 ГК РФ):

  • Акт инвентаризации.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Независимое заключение аудитора о составе и стоимости компании.
  • Перечень долгов организации с указанием размеров, сроков и требований кредиторов.
  • При «покупке» сотрудников новому владельцу потребуется их письменное согласие (ст. 72 ТК РФ).

Затем, с учетом прав собственника, составляется договор (ст. 559 ГК РФ), вступающий в силу после прохождения государственной регистрации (ст. 560 ГК РФ). Продавцом компании уплачивается НДС (ст. 158 НК РФ) и налог на прибыль, который высчитывается согласно гл. 25 НК РФ.

Вывод

Прежде чем заключить, какой из вариантов продажи имущества компании будет наиболее успешным, правильнее произвести расчеты, вывести данные и сравнить результаты. Возможно, продать часть имущества – менее рентабельный способ, в сравнении с продажей имущественного комплекса целиком. Только собственник способен оценить риски и выгоду своего бизнеса.

Источник: https://zhazhda.biz/base/prodazha-imushhestva-predpriyatiya

Поделиться:
Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *