Порядок проведения аукциона по продаже муниципального имущества
В этой статье:
- 1 Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
- 2 33 Юриста — бесплатная юридическая консультация
- 3 Организация аукциона по продаже или передаче муниципальной земли в 2019 году: организация и порядок проведения, требования к участникам, начальная цена, результат аукциона | Земельный эксперт
- 3.1 Требования к земельным участкам
- 3.2 Начальная цена земельного участка
- 3.3 Порядок проведения аукциона по продаже или передаче земли государственной или муниципальной собственности
- 3.4 Результаты аукциона
- 3.5 Действия после проведения аукциона
- 3.6 Образцы заявлений и бланков
- 3.7 Вам будут полезны следующие статьи:
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
Финансовый кризис и нестабильная экономическая ситуация в стране привели к тому, что государство вынуждено вести поиск дополнительных способов пополнения бюджета.
Одним из источников финансирования местного бюджета является доход от продажи муниципальной собственности на аукционе.
При продаже недвижимости власти должны неукоснительно следовать законодательным положениям ведения торгов и обеспечивать равенство россиян на участие в приватизации государственной собственности.
Что говорится в законе?
В соответствии с действующим законодательством реализация прав на муниципальную собственность должна производиться путём организации открытого аукциона, позволяющего коммерческим организациям или физическим лицам приватизировать государственное имущество.
Процедура приватизации представляет собой передачу прав на имущество федеральных или местных властей, осуществляемую на возмездной основе. Она основана на принципах открытости функционирования инстанций разных уровней и равенстве всех граждан, изъявивших желание приобрести часть госсобственности.
На аукционе может быть продана:
- Земельный участок;
- Здания любого назначения;
- Зарубежная недвижимость и ценности, находящиеся в собственности РФ;
- Ресурсы недропользования;
- Ценные бумаги, принадлежащие государству или выпущенные им.
Законодательство разрешает осуществлять организацию аукционов исключительно уполномоченным структурам. В противном случае, сделка будет признана ничтожной. Специализированные инстанции, организующие торги, могут защищать и отстаивать муниципальные имущественные интересы, и вправе подать иск при их несоблюдении.
Кто может стать участником аукциона?
В соответствии с действующим законодательством принять участие в покупке государственного имущества могут обычные граждане и организации. Однако, для некоторых категорий граждан предусмотрен запрет, направленный на защиту конституционного строя.
В частности, речь идёт о:
- Унитарные предприятия;
- Органы власти;
- Юридические лица, более 25% уставного капитала которых принадлежит государству.
Ограничения не действуют в том случае, если владелец сооружений производит выкуп земель, на которых стоят постройки.
Акционерные общества, акции которых реализуются на аукционе, также не могут принять участие в торгах.
Если после передачи прав на имущество будет установлена неправомерность участника (покупателя), итоги аукциона аннулируются, а сделка по приобретению имущества становится недействительной.
Особенности проведения открытого аукциона
Законом установлено, что реализация собственности муниципалитетов и государства путём проведения аукциона, должна начинаться с проведения подготовительных мероприятий, включающих следующие этапы:
- Первоначальное определение стоимости реализуемого имущества;
- Установление пунктов, касающихся внесения денежных средств и погашения задаточной части выкупной цены госсобственности или прав на неё;
- Определение даты и места проведения открытого аукциона, временного промежутка для открытия и закрытия торгов, а также даты окончания приёма заявок от участников;
- Организация и публикация сообщений, призванных сообщить потенциальным участникам о проведении аукциона;
- Приём, регистрация и учёт заявок от потенциальных участников торгов;
- Проверка подлинности бумаг, предоставленных потенциальными участниками;
- Составление перечня участников аукциона из числа лиц, подавших заявки;
- Назначение лица, которое будет проводить торги.
За некоторое время до начала открытого аукциона, на ресурсах сети интернет публикуется информационное объявление.
Оно содержит основные требования к потенциальным участникам, порядок и сроки оплаты гарантийного взноса, реквизиты банковской организации, наименование платежа и особенности процедуры возврата денежных средств.
Данное сообщение представляет собой публичную оферту, принятием которой является отправка заявок потенциальными участниками и оплата взносов.
Для того чтобы потенциальному покупателю был присвоен статус участника, ему необходимо правильно оформить и подать заявление, приложив полный перечень документов, обозначенных в публикации. Для подтверждения своего намеренья купить имущество, участник переводит на счёт организатора определённую сумму. Подтверждением данного действия является выписка со счёта продавца.
Заявки от потенциальных участников начинают приниматься не позднее 25 дней до момента формирования списка покупателей. Завершение приёма заявлений происходит за 3 дня до соответствующей даты. Все заявки, поступившие с нарушением сроков приёма, возвращаются отправителем с отметкой о причине отказа.
Поступившие заявки рассматриваются организатором мероприятия, а потенциальным покупателям присваивается статус участников. Процедура полностью протоколируется и включает список лиц, изъявивших желание приобрести право на госимущество.
Приём решения осуществляется в 5-дневный срок с момента окончания приёма заявлений. После завершения процедуры всем заявителям отправляются уведомления о присвоении соответствующего статуса, либо об отказе.
Оповещение вручается лично либо отправляется через почтовое отделение.
В соответствии с законодательством аукцион может быть открытого и закрытого типа.
Первый вариант предусматривает активность потенциальных покупателей путём подъёма карточек, что и доказывает готовность участника приобрести лот за обозначенную стоимость.
Закрытый аукцион подразумевает передачу запечатанных конвертов, содержащих размер выкупной стоимости, аукционисту.
По итогам аукциона определяется конечный покупатель, озвучивший самую высокую цену. Все результаты подлежат обязательному протоколированию.
Документ, содержащий информацию о победителе мероприятия, вручается конечному покупателю под расписку.
Денежные средства, внесённые победителем в качестве задатка, переводятся в бюджет, а взносы остальных участников возвращаются им в полном объёме.
По результатам мероприятия формируется информационное объявление, которое потом размещается на интернет-сайтах.
В течение 5 дней после завершения торгов победитель и организатор мероприятия оформляют сделку, предметом которой становится право собственности на имущество, проданное на аукционе.
Победитель переводит денежные средства на указанный банковский счёт, после чего они поступают в казну.
Если покупатель отказывается внести полную стоимость приобретённого имущества, это может повлечь за собой санкции, предусмотренные действующим законодательством.
Другие методы продажи муниципального имущества
В соответствии с действующим законодательством существуют и иные способы приобретения муниципального имущества, предусматривающие процедуру приватизации.
К ним относятся:
- Внесение изменений в организационную форму компании, подразумевающей унитарное использование оборотных активов;
- Продажа имущества в ходе специализированного аукциона или в результате организации конкурсных мероприятий;
- Продажа имущества без указания конкретной стоимости или с использованием публичных оферт;
- Передача имущества с целью пополнения капитала коммерческой организации;
- Продажа ценных бумаг, находящихся в собственности государства, через доверительное лицо.
Имущественные комплексы унитарных организаций формируются в предпринимательские сообщества.
Если имеющегося имущества достаточно для образования акционерного общества, то государственная компания оформляется по соответствующему типу.
Если по результатам приватизации выясняется, что необходимый объём капитала отсутствует, унитарное предприятие реорганизуется в общество с ограниченной ответственностью.
Права на владение и распоряжение государственным имуществом не могут быть переданы субъектам и частным лицам с использованием метода, не предусмотренного действующим законодательством. Однако в юридической практике насчитывается масса примеров, когда потенциальным покупателям незаконно отказывают в праве приобретения госимущества.
Если вы считаете, что вам незаконно отказали в присвоении статуса участника, или был нарушен порядок проведения торгов, наши юристы готовы детально изучить ситуацию ответить на все вопросы. Наши эксперты подробно разъяснят следующие нюансы:
- Кто имеет законное право на приобретение имущества в частную собственность;
- Способы установления реализуемых предметов и их стоимости;
- Особенности отправки уведомлений потенциальным покупателям, включая их порядок и сроки;
- Требования, предъявляемые к оформлению итогов торгов;
- Особенности подачи жалобы на действия государственных органов, ответственных за проведение аукциона.
Для того чтобы задать вопрос нашему юристу, вам не придётся часами колесить по городу в поисках квалифицированного специалиста, отвлекаться от важных дел и даже выходить из дома.
Вы можете просто позвонить нам, или описать свою проблему, заполнив краткую форму, размещённую на сайте.
Дистанционный способ общения не уступает по своей эффективности личной беседе с юристом, но позволяет сэкономить драгоценное время и избежать ненужных финансовых затрат.
Получить консультацию может любой желающий, независимо от пола, возраста, социального статуса, занимаемой должности и прочих индивидуальных особенностей.
Обширные познания в области действующего законодательства и многолетний практический опыт позволяют нашим специалистам обеспечивать максимальную эффективность каждой отдельной консультации.
Продажа муниципального имущества
Источник: https://myjus.ru/general-issues/prodazha-municipalnogo-imushhestva-na-aukcione/
33 Юриста — бесплатная юридическая консультация
В ситуации финансового кризиса государству приходится искать дополнительные источники пополнения бюджетов разных уровней.
Аукцион по продаже муниципального имущества помогает найти решение проблемы с нехваткой денег в местных бюджетах.
Власти, продавая недвижимость, обязаны соблюдать установленную правовыми нормами процедуру проведения торгов, и реализовать равенство граждан на участие в приватизации госсобственности.
Если необхожима юридическая консультация по данному вопросу, рекомендуем обратиться к нашию юристам.
Правовые аспекты продаж с аукционов, проводимых государством
По закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) для торговли правами владения, пользования и распоряжения предметами муниципалитета, используется открытый аукцион – это способ приватизировать их (передать частным лицам или коммерческим компаниям).
Приватизация – возмездная передача прав на имущество, принадлежащее федеральным или местным властям. В ее основе лежат принципы открытости работы государственных и муниципальных органов и равенстве каждого человека, желающего выкупить часть собственности государства.
Правовыми нормами разрешается продавать:
- Землю.
- Природные ископаемые и ресурсы.
- Здания, строения, сооружения (в том числе и из жилищного фонда).
- Недвижимость и предметы, принадлежащие России, но находящиеся за границей.
- Акции, составляющие государственную собственность.
- Ценные бумаги, выпущенные государством.
По закону разрешено продавать имущественные права только специально уполномоченным органами и инстанциями. Если сделки по отчуждению госсобственности проводятся организациями без полномочий, то они признаются ничтожными.
Не влекут за собой переход прав распоряжения ими к гражданам или предприятиям.
Специализированные учреждения, которые организуют выкуп собственности, вправе защищать имущественные интересы муниципалитета, обращаться в суд при их нарушении.
Требования к участникам аукциона
Согласно закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) участвовать в приобретении собственности государства вправе физические и юридические лица. Но в целях защиты конституционного строя нашей страны государство запрещает становиться участниками аукционных мероприятий следующим категориям покупателей:
- Предприятиям унитарного типа.
- Учреждениям власти.
- Коммерческим фирмам, если доля Российской Федерации, ее субъектов или соответствующего муниципалитета в их уставном капитале превышает 25%.
Это правило не распространяется на случаи выкупа земельных наделов владельцами построек, которые стоят на них.
Помимо этого запрещается выступать в роли покупателей акционерным обществам, если происходит продажа их акций. В случае если после выкупа устанавливается неправомерность участия в нем лица или компании, которое приобрело продаваемое имущество, то результаты торгов аннулируются, сделка признается недействительной.
На нашем сайте есть очень много интересных статтей. Ознакомьтесь с ими дабы быть юридически подкованным по многим направлениям.
Порядок проведения аукционных мероприятий
Правовые нормы (Постановление №585, принятое Правительством России в августе 2002 года) устанавливают, что продажа государственного или муниципального имущества на аукционе начинается с подготовительных действий, в которые включены:
- Предварительная оценка приватизируемой собственности.
- Определение положений о внесения и оплате задаточной части выкупной стоимости имущества или прав на него.
- Установление месторасположения и дня проведения аукционных торгов, времени их начала и окончания, даты, до которой происходит принятие заявок.
- Организация и размещение сообщений для информирования о проведении мероприятия.
- Принятие заявлений, регистрационные и учетные действия с заявками на участие в торговле.
- Проверка верности составления предоставляемых претендентами бумаг.
- Определение состава участников мероприятий из числа лиц, заявивших желание произвести выкуп государственного имущества.
- Назначение аукциониста для проведения действий по торговле недвижимостью.
До начала аукциона в интернете размещается сообщение, носящее информационный характер.
В нем указываются все существенные условия присвоения статуса участника – размер, срок и порядок внесения обеспечительного платежа, банковские реквизиты и наименования причины перевода денег, процедуру их возвращения.
Это письмо – публичная оферта, а подача заявки и внесение средств на счет организаторов – это ее принятие. Об этом обязательно информируются все претенденты на участие в мероприятии.
Для присвоения статуса покупателя подается оформленное в соответствии с законом заявление. К нему прикладываются документы, определенные в письме об их организации.
В подтверждение своего желания приобрести имущество, претендент вносит на счет продавца задаточную часть будущей выкупной цены приобретаемых имущественных прав.
Это действие подтверждается выпиской со счетов государственного органа, организующего мероприятие.
Прием заявок на выкуп муниципального имущества происходит в срок не менее двадцати пяти дней и заканчивается за три дня до дня формирования списков лиц, изъявивших желание участвовать в них. Если заявления поступают после установленного времени, то они возвращаются заявителю с указанием причин непринятия.
Организатор рассматривает заявления претендентов, признает их участниками мероприятий. Подобное решение протоколируется и содержит перечень всех лиц, пожелавших купить права на имущество.
Оно принимается в пятидневный срок с момента окончания приемного времени. О присвоении статуса покупателя или об отказе в этом, заявители оповещаются почтовым отправлением или личным вручением уведомления под расписку.
Закон устанавливает две процедуры проведения – открытый и закрытый аукцион. В первом случае участники, выражают желания приобрести вещь за указанную цену, поднимая карточки, во втором – передают аукционисту запечатанные конверты с указанием в них выкупной стоимости.
В результате проведения мероприятия выбирается покупатель, назвавший наивысшую цену. Результаты проведения мероприятия протоколируются. Протокол, содержащий сведения о выигравшем лице, вручается ему под расписку. Остальным участникам возвращаются внесенные денежные средства. Задаток победителя перечисляется в бюджет соответствующего уровня.
По итогам торгов составляется сообщение информационного содержания, которое публикуется в интернете. За пять дней после проведения аукциона между организатором и победителем оформляется сделка по передаче прав собственника на приобретенное имущество.
Покупатель перечисляет деньги на указанный организатором банковский счет, оттуда они поступают в казну. При отказе выигравшего участника аукциона оплатить купленные предметы, ему грозят санкции, установленные нормами гражданского законодательства.
Если собираетеь покупать недвижимость, советуем почитать юридические статьи о недвижимости. Благо на нашем сайте их достаточно.
Другие способы реализации муниципальных прав собственника
Законодательно (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) закреплены и другие варианты оформления приватизационной процедуры:
- Изменение организационной формы предприятия с унитарным характером пользования оборотных средств.
- Торговля имуществом и правами собственности на него на специализированном аукционе или путем проведения конкурсных мероприятий.
- Продажа прав собственника без указания цены или при помощи публичных оферт.
- Внесение имущественных прав в капиталы коммерческих предприятий.
- Отчуждение акций, принадлежащих России, ее субъектам или муниципалитетам через доверительного управляющего.
Имущественные комплексы предприятий унитарного типа преобразуются в предпринимательские общества.
Если имущества достаточно для формирования акционерного общества, то госпредприятие оформляется по этому типу коммерческой организации.
Если по итогам приватизации такого размера капитала достичь не удается, формируется общество с ограниченной ответственностью.
Запрещается передавать права собственности на госимущество гражданам и субъектам коммерческой деятельности способами непредусмотренными в законе.
Если вам незаконно отказали в участии на торгах, или вы столкнулись с нарушением правил проведения аукциона и его отдельных мероприятий, то обращение за юридической помощью на сайт 33urista.ru – способ защитить свои права на приватизацию. Сотрудники портала 33urista.ru – адвокаты с опытом работы в области передачи имущества от государства и муниципалитета. Они расскажут вам:
-
Кто вправе выкупить недвижимость или имущественные комплексы в частное владение.
-
Как устанавливаются виды продаваемых предметов и цена на них.
-
В каком порядке, и в какой срок уведомляются покупатели.
-
Как правильно оформляются результаты торгов.
-
Как обжаловать действие госорганов, уполномоченных на их проведение.
Консультация проходит в онлайн-режиме, поэтому не придется тратить время на поиски юридической конторы.
Мы ответим на любые вопросы, поможем защитить законные интересы при желании купить недвижимости у государства. Сайт 33urista.ru работает, чтобы вам было удобно.
Если что-то не понятно, можете задать вопрос нашим специалистам в специальной форме на сайте.
Источник: https://33urista.ru/blog/pravo-sobstvennosti/aukcion-po-prodazhe-municipalnogo-imuschestva
Организация аукциона по продаже или передаче муниципальной земли в 2019 году: организация и порядок проведения, требования к участникам, начальная цена, результат аукциона | Земельный эксперт
Одним из мероприятий, которое организуют ведомства, распоряжающиеся государственными и муниципальными землями, являются торги. Обычно данная процедура проводится в следующих формах:
- Москва МО:
- Санкт-Петербург и ЛО:
- Общероссийский:
- аукцион по продаже земельных участков;
- аукцион по аренде земельных участков.
Инициировать проведение мероприятия вправе как сами собственники земли, так и граждане или компании, заинтересованные в получении таких территорий.
Для этого от них требуется заявление на проведение аукциона по продаже (или на право заключения договора аренды) земельного участка (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на проведение аукциона]).
Владельцы земель обязаны организовать аукционное мероприятие по отношению к участку, обозначенному в заявке.
Для этого требуется провести ряд подготовительных действий и вынести обязательное решение о назначении данной процедуры.
Организатором аукциона на землю может выступать сам распорядитель, а также исполнительные органы или муниципалитет.
Что касается участников, то подать заявку могут абсолютно все категории граждан. По количеству желающих также ограничений нет.
Исключением являются аукционы, при которых земли передаются для комплексного обследования и дальнейшей застройки, где могут участвовать только юридические лица, и торги для передачи земель с целью организации ЛПХ и ферм.
Участие в последнем мероприятии могут принять только граждане и крестьянские хозяйства. О том, как проходят аукционы на земельные участки, указано в ст. 39.11 ЗК РФ.
В рамках проведения данной процедуры проводится определенная подготовка к мероприятию как со стороны организатора, так и со стороны участников. Полномочный орган регистрирует землю в Росреестре, а претенденты подают заявку на участие и вносят обязательный залог.
Требования к земельным участкам
Предметом аукционного мероприятия не могут быть следующие участки:
- не имеющие границ, или чьи параметры требуют уточнения;
- не являющиеся государственной или муниципальной собственностью;
- в отношении которых не установлены параметры застройки;
- не имеющие сведений о подключении к инженерно-техническим сетям;
- не соответствующие целям эксплуатации, указанным в заявке;
- не принадлежащие к конкретной категории земель;
- переданные в пользование иным способом, указанным в земельном кодексе;
- на которых имеются постройки, принадлежащие другим лицам по праву собственности, а также объекты незавершенного строительства;
- изъятые из оборота;
- являющиеся резервными или предназначенные для возведения федеральных или государственных объектов;
- расположенные в пределах территории, в отношении которой заключен договор о развитии;
- необходимые для оказания адресной помощи и участия в инвестиционных государственных программах;
- в отношении которых уже вынесено решение о передаче или подана заявка на проведение данной процедуры;
- которые изъяты для нужд государственных органов и (или) муниципалитета.
Если в торгах принимают участие сразу несколько наделов, то они не могут быть объединены в один лот.
Начальная цена земельного участка
Существенным моментом в процедуре аукциона является стартовая стоимость надела. Согласно законодательству, стоимость земли определяется организатором.
Исполнительное ведомство вправе выбирать из кадастровой и рыночной стоимостей территорий, чтобы назначить начальную цену земель.
Окончательный показатель зависит от того, с какими итогами будет завершен аукцион.
Для передачи территорий в аренду начальная стоимость лота устанавливается в размере годового платежа в соответствии с проведенной оценкой, или в размере 1,5% от кадастровой стоимости земли, определенной за 5 лет до вынесения акта об аукционном мероприятии.
Когда речь идет о передаче земли для комплексного освоения, стартовая цена назначается из расчета первого платежа в рамках рыночной стоимости.
В случае выявления обстоятельств, при которых процедура считается недействительной, начальная стоимость земли при повторном аукционе снижается на 30% от стартовой цены на прежнем мероприятии.
Порядок проведения аукциона по продаже или передаче земли государственной или муниципальной собственности
Аукцион начинается с момента вынесения официального решения и сбора заявок от лиц, имеющих желание поучаствовать в процедуре. Непосредственно процесс торга представлен следующими этапами:
- Комиссия объявляет лот, его номер, название и указывает существенные характеристики, стартовую стоимость и шаг аукциона.
- После этого участники предлагают свою стоимость, и каждое предложение фиксируется в протоколе и отмечается организатором.
- Победителем назначается тот участник, который предложил максимально высокую цену за лот, после того, как организатор троекратно объявил последнее предложение.
- После подведения итогов, указывается победитель.
При нарушении указанной процедуры, аукцион будет признан недействительным. После подведения итогов, проводится оформление соответствующего акта и оплата стоимости надела.
Результаты аукциона
Все моменты аукционного мероприятия фиксируются в специальном протоколе. Результаты также вносятся в данный документ в день проведения торгов.
Занимается оформлением специальная аукционная комиссия. Протокол подписывается комиссией, должностным лицом, проводившим торги и победителем.
Важно упомянуть, что для подписания победивший обязан предъявить карточку участника и документ, удостоверяющий его личность.
В дальнейшем копия документа передается победителю и считается временным свидетельством его права на землю.
Несостоявшейся процедура считается тогда, когда в торгах участвуют меньше двух претендентов и ни один из них не поднял карточку начальной стоимости.
Также итоги процедуры аннулируются в том случае, когда победитель отказался подписать протокол торгов. При этом ранее зачисленный задаток возврату не подлежит, а сам участник теряет право дальнейшего участия в аукционных мероприятиях.
В протоколе обязательно указываются:
- название и номер лота, стартовая цена;
- информация о порядке проведения процедур – шаг аукциона, дата, время, место;
- число участников и сведения о них;
- описание торгов;
- победитель и окончательная стоимость.
Комиссия должна в тридцатидневный срок после проведения аукционного мероприятия опубликовать итоги там же, где была размещена информация о его назначении в виде извещения. Все принятые решения оспариваются в суде.
Действия после проведения аукциона
Результаты аукциона формируются в виде протокола и публикуются там же, где размещалось решение о назначении торгов.
После обнародования итогов, не позже 10 суток победитель конкурса выполняет перечисление средств по реквизитам, обозначенным в протоколе, и передает копию платежного поручения с пометкой банковского заведения организатору.
В этот же период происходит оформление соглашения купли-продажи или аренды.
Чтобы оформить соглашение от победителя потребуется предоставить декларацию о доходах и справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности за последний квартал.
Размер оплаченного задатка полностью учитывается при определении стоимости участка или в качестве арендного платежа.
В том случае, если победитель не выполнил данные действия, он освобождается от взятых обязательств, задаток не выплачивается, а участок вновь становится предметом аукциона.
Аукцион может быть проведен в электронном виде. Это не противоречит законодательству и добавляет удобства в проведении торгов. Итоги аукциона по продаже земельных участков в электронной форме также оформляются в виде стандартного протокола и публикуются на официальном ресурсе организатора.
Государственная регистрация прав собственности на землю выполняется в Росреестре после того, как будут оформлены все необходимые документы, и победитель полностью оплатит стоимость надела.
Законом предусмотрены случаи оплаты стоимости участка поэтапно. В этом случае земля становится залогом до того момента, пока вся сумма не будет выплачена.
Образцы заявлений и бланков
Вам понадобятся следующие образцы документов:
- Образец заявления на проведение аукциона
Вам будут полезны следующие статьи:
- Москва МО:
- Санкт-Петербург и ЛО:
- Общероссийский:
Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/organizaciya-aukciona-po-prodazhe-ili-peredache-zemli-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti/