Кто осуществляет государственный земельный надзор?
Порядок проведения земельного контроля
Область земельного контроля регулирует Земельный кодекс в комплексе с Постановлением Правительства № 1 от 2 января 2015 г. Надзор реализуется рядом государственных органов: структурами местного самоуправления, представителями исполнительной власти и комитетами (по земельной политике, охране окружающей среды, строительству и санэпидслужбой).
Что такое земельный контроль
Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом.
Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства.
Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.
Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:
- недопущение самовольного захвата земель;
- устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
- переоформление юридическими лицами участков;
- регулирование процедур приобретения земли;
- мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
- регулирование порядка выделения участков;
- обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
- размежевание границ между участками.
Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ
Функции надзорных структур носят характер:
- предупредительный;
- информационный;
- карательный.
Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.
Надзор проводится в нескольких формах:
- в виде проверок планового и внепланового характера;
- непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
- устранения обнаруженных нарушений.
Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.
Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:
- Рекультивации земельных объектов.
- Улучшению земель.
- Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
- Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
- Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
- Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
- Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.
Виды земельного контроля
Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:
- внешний мониторинг (надведомственный тип);
- внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).
По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:
- государственного уровня;
- муниципального типа;
- производственная разновидность;
- система контроля общественности.
На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.
СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.
Особенности государственного типа надзора:
- мониторинг касается всех категорий земельных участков;
- анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
- органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора.
Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:
- профилактическая работа с пользователями земель;
- обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
- ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
- организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
- налаживание эффективной схемы мониторинга.
Особенности контроля муниципального уровня:
- контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
- мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.
Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями.
Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц.
Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.
В роли контролеров могут выступать:
- территориальные структуры общественного самоуправления;
- отдельные граждане РФ;
- объединения общественности.
Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.
Порядок проведения
Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:
- регулярные осмотры земельных наделов;
- посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
- при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
- при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
- назначают штрафные санкции.
Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки.
При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания.
Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.
ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию.
Результат контроля
Результаты контроля оформляются актами проверок. При обнаружении нарушений к акту прикрепляются составленные проверяющими лицами предписания об устранении недочетов.
При наличии в отношении конкретного предпринимателя выданных ему ранее протоколов об административных правонарушениях, их также прикладывают к акту.
При формировании предписаний в тексте документа важно указать срок исполнения его норм.
По итогам проведенных проверок и анализа текущих тенденций в правонарушениях надзорными органами составляются прогнозы в отношении исполнения норм законодательства в кратко- и долгосрочной перспективе. Систематизированные данные проверок используются при формировании основного блока национального доклада государственных органов об использовании и текущем состоянии земель страны.
Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/zemelnyj-kontrol/
Государственный земельный надзор кто осуществляет
Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного надзора Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами. Задачей государственного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Государственный надзор следует подразделить на общий, который осуществляется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.
), и специальный, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, главным образом Росреестром.
Государственный земельный надзор как элемент механизма управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей.
Первая особенность полномочий органов государственного земельного надзора состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
Государственный земельный надзор по своей сути является деятельностью специальных органов государства, направленной на выявление и пресечение неправомерных действий органов власти, граждан и организаций, других юридических образований, а также лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере земельных отношений. Закон позволяет данным уполномоченным структурам организовывать и осуществлять проверки и другие мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения Кодекса или на их прекращение.
Земельный надзор и контроль (понятие, виды, органы)
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ст. 72 ЗК России)
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Организация и проведение государственного контроля (надзора) осуществляются в соответствии с принципами законности, презумпции невиновности, невмешательства в деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими предпринимательской деятельности.
О государственном земельном надзоре (с изменениями на 5 июня 2013 года) (утратило силу с на основании постановления правительства российской федерации от n 1)
(с изменениями на 5 июня 2013 года) ____________________________________________________________________ Утратило силу с 12 января 2015 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1 ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 (Российская газета, N 136, 28.06.2007)
Земельный контроль – важнейшая функция управления и традиционная правовая мера, предусмотренная законодательством.
Выделение в ходе административной реформы надзорной функции государственного управления и возложение ее исполнения на соответствующие федеральные органы исполнительной власти привело к разделению понятий надзора и контроля в различных сферах, включая область использования и охраны земель.
В соответствии с 71 статьей Земельного кодекса РФ и положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г.
№ 689 установлен порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
Источник: http://juridicheskii.ru/gosudarstvennyj-zemelnyj-nadzor-kto-osuschestvljaet-38415/
Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций
Этот надзор осуществляется для того, чтобы предупредить, выявить и пресечь такие нарушения требований земельного законодательства РФ, за которые предусмотрена ответственность (п. 1 ст.
71 ЗК РФ), например: самовольное занятие земельного участка или его части (ст. 7.1 КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6 КоАП РФ), использование земельного участка не по целевому назначению (ст. 8.
8 КоАП РФ).
Кто проводит земельный надзор
Такой надзор осуществляют три госоргана. Какой из них будет проводить надзор, зависит от того, какие требования земельного законодательства проверяются (п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1; далее — Положение о земельном надзоре):
- Росреестр и его территориальные органы. Этот орган проверяет требования, перечисленные в п. 3 Положения о земельном надзоре. К ним относятся, в частности, требования:
— о недопущении самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использование участка лицом, не имеющим на него прав;
— переоформлении организациями права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности;
— использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию;
— обязательном использовании в течение установленного срока участков, которые предназначены для строительства, в этих целях;
- Россельхознадзор и его территориальные органы. Он осуществляет надзор за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения (п. 4 Положения о земельном надзоре). Они проверяют соблюдение требований, которые перечислены в п. 4 Положения о земельном надзоре, например:
— о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель из-за неправильного обращения с пестицидами, агрохимикатами и другими опасными веществами и отходами производства и потребления;
— об обязательном использовании участков из земель сельхозназначения для ведения сельхозпроизводства или иной связанной с этим деятельности;
- Росприроднадзор и его территориальные органы. Он проводит надзор в части соблюдения экологических требований в отношении всех земель, кроме тех, которые поднадзорны Россельхознадзору (п. 5 Положения о земельном надзоре). Он осуществляет надзор за соблюдением, в частности (п. 5 Положения о земельном надзоре):
— требований по рекультивации земель, например, при осуществлении строительных работ;
— предписаний, выданных должностными лицами Росприроднадзора по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений.
Как может проводиться земельный надзор
Надзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Вы принимаете непосредственное участие в их проведении, поэтому сможете повлиять на их результат.
В рамках надзора может выполняться систематическое наблюдение путем проведения административного обследования земельных участков. Такое обследование проводится госорганами без вашего участия.
Как проводятся плановые проверки и в какой срок
Они осуществляются в соответствии с ежегодными планами проведения проверки. Такие проверки бывают документарными и выездными (ч. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Необходимость в выездной проверке возникает в случае, если при документарной проверке невозможно установить (ч. 3 ст. 12 Закона N 294-ФЗ):
- достоверность и полноту сведений в документах организации, которые имеются в распоряжении госоргана;
- соответствует ли деятельность организации требованиям земельного законодательства без проведения выездной проверки.
Срок проведения каждой из проверок — 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). По земельным участкам, отнесенным к категории умеренного риска, Росреестр проводит проверки в течение 17 рабочих дней (п. 10(4) Положения о земельном надзоре).
Для чего при проведении земельного надзора применяется риск-ориентированный подход
Возможность применения риск-ориентированного подхода предусмотрена в ч. 1 — 1.1 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, а также следует из п. 10 Перечня (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806).
Это означает, что земельным участкам присваивают категорию риска. От этого будет зависеть периодичность проведения плановой проверки.
Росреестр использует одни критерии отнесения к определенной категории риска, аРоссельхознадзор — другие критерии. В результате земельному участку присваивается категория среднего, умеренного или низкого риска.
Если земельный участок можно отнести к разным категориям риска, он будет отнесен к более высокой категории.
В случае когда участку категория риска не присвоена, он будет считаться отнесенным к самой низкой категории (п. п. 10, 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.
2016 N 806 (далее — Правила), п. п. 4(2), 10(3) Положения о земельном надзоре).
Росприроднадзор проводит земельный надзор в рамках экологического надзора. В этом случае категории риска присваиваются не земельным участкам, а объектам, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (п. 5(1) Положения о земельном надзоре, п.
17 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426; далее — Положение об экологическом надзоре).
Росприроднадзор применяет свои критерии и присваивает указанным объектам категорию чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного или низкого риска.
Информацию о категории риска вашего земельного участка (объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду) вы можете получить в органе, который проводит надзор.
Для этого нужно подать запрос. В течение 15 рабочих дней вам должны направить информацию о категории риска и сведения, которые были использованы при отнесении к этой категории (п. 13 Правил, п.
23 Положения об экологическом надзоре).
Отметим, что если вы не согласны с присвоенной категорией риска, то вы можете подать заявление о ее изменении (п. 17 Правил, п. 24 Положения об экологическом надзоре).
Как часто могут проводиться плановые проверки
Это зависит от органа, который проводит такие проверки, и категории риска, к которой отнесен ваш земельный участок:
- Росреестр и Россельхознадзор проводят проверку земельных участков со следующей периодичностью (п. п. 4(3), 10(4) Положения о земельном надзоре):
— если присвоена категория среднего риска — не чаще одного раза в три года;
— умеренного риска — не чаще одного раза в пять лет;
— низкого риска — проверка не проводится;
- Росприроднадзор осуществляет плановые проверки со следующей периодичностью (п. 18 Положения об экологическом надзоре):
— если объект отнесен к категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
— высокого риска — один раз в два года;
— значительного риска — один раз в три года;
— среднего риска — не чаще одного раза в четыре года;
— умеренного риска — не чаще одного раза в пять лет;
— низкого риска — проверки не проводятся.
Отметим, что Росреестр и Россельхознадзор проводят проверки по ежегодным планам, а Росприроднадзор — по ежегодным планам проведения экологического надзора.
Эти планы они разрабатывают независимо друг от друга в отношении подконтрольной им территории субъекта РФ (п. п. 7, 8 Положения о земельном надзоре).
Следовательно, в отношении конкретного земельного участка в один год могут быть проведены проверки разными органами.
Узнать, будет ли в отношении вас проводиться плановая проверка, можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ, которая ведет единый реестр проверок (https://proverki.gov.ru/) (п. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Источник: http://urist7.ru/drugoe/kak-provoditsya-gosudarstvennyj-zemelnyj-nadzor-v-otnoshenii-organizacij.html